Site icon Companion UA

Две реальности: потребители в Москве впали в депрессию, в Еврозоне – воспряли духом

 В марте сводный индекс делового и потребительского доверия вырос в третий раз подряд и достиг 103,9 пункта, максимального значения с июля 2011 года.

Индикатор вычисляет Еврокомиссия, и по прогнозам, а марте показатель не должен был превысить уровня в 103 пункта. Несмотря на то, что риски, связанные с Грецией и ее возможным выходом из зоны евро сохраняются, потребители и бизнесмены надеются на программу стимулирования Европейского Центробанка. Еврокомиссия ждет роста экономики еврозоны в этом году на 1,3%, а в следующем – на 1,9%.

А в Москве ситуация кардинально противоположная. Индекс потребительских настроений опустился в столице России до небывалого ранее уровня. В целом по РФ индекс упал почти до уровня кризисного 2009 года.

Всего за четыре месяца индекс потребительских настроений (ИПН), указывающий на то, насколько оптимистично люди оценивают состояние своих личных финансов и готовность тратить деньги, рухнул в Москве сразу на 45 пунктов, сообщает компания GfK. Если в ноябре 2014 года значение индекса в столице составляло 109 пунктов, то в марте 2015 года он опустился до 64 пунктов.

С таким пессимизмом москвичи не смотрели в будущее еще никогда. Даже в кризисных 2008-2009 годах значение ИПН в Москве не опускалось ниже 79 пунктов. В целом по России ИПН снизился с прошлой осени на 21 пункт – с 95 до 74 пунктов, что является самым низким результатом с весны кризисного ​2009 года.

«В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, – в том числе и из-за «плохих» настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп», – отмечается в отчете GfK.

По словам генерального директора GfK в России Александра Демидова, нынешний кризис оказался для потребительского рынка России более глубоким, чем в 2008-2009 годах, даже несмотря на то что «российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния», чем семь лет назад.

Более того, если в 2008-2009 годах большинство россиян были уверены, что кризис продлится не больше года-двух, то теперь большинство участников исследования GfK ожидают, что кризис продлится три-четыре года.

В отчете компании подчеркивается, что в 2010 году сильно помог «отложенный спрос», оживший потребительский рынок, когда успокоившиеся россияне снова начали тратить. Однако теперь на аналогичный исход, по мнению социологов, рассчитывать сложно.

«Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 года, когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары, можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго», – отмечается в отчете.

Exit mobile version