Site icon Companion UA

В фокусе: регуляторная политика

Сергей Александров, юрист корпоративной практики ЮК Алексеев, Боярчуков и партнеры

сократили

Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»

Совершенствование лицензионного законодательства является необходимым шагом, и некоторые попытки упростить законодательство в этой сфере уже были приняты раньше. Обосновывая необходимость принятия нового закона о лицензировании, как всегда, упор делался на сокращении количества видов хозяйственной деятельности, упрощении и прозрачности процедур получения лицензий, совершенствовании процедуры обжалования решений органов лицензирования и проч.

Что касается уменьшения количества видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, то действительно, перечень таких видов сократился более чем на 50 – до 30. Несмотря на то что некоторые виды хозяйственной деятельности в новом законе просто объединили, сокращения деятельности, подлежащей лицензированию, можно назвать заметными. Например, из перечня исключили добычу драгоценных металлов и камней, полудрагоценных камней, что пытались сделать уже несколько лет.

Кроме того, в новой редакции стоит отметить предоставление возможности подачи и получения документов в электронном виде с помощью телекоммуникационных средств связи. В целом принятие нового закона можно воспринимать положительно, хотя, как показывает практика, нормативное закрепление упрощений, прозрачности и облегчения процедур еще не означает, что все это будет быстро и эффективно выполняться на деле.

Олег Бойчук, советник, руководитель практики недвижимости ЮБ Егоров, Пугинс­кий, Афанасьев и партнеры

децентрализуют

Проект закона «О внесении из­ме­не­ний в некоторые зако­но­дательные акты Украины касательно децентрализации пол­но­мочий в сфере архитектур­но-строительного контроля и улучшения градостроительного законодательства» №1546

Заглавной идеей законопроекта №1546 является реформа органов Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ). Сама идея заслуживает внимания, поскольку необходимость реформы ГАСИ в последнее время не вызывала сомнений ни у профессиональных участников рынка, ни у населения, сталкивающегося с этими органами в рамках решения своих бытовых вопросов. Более того, законопроект интересен тем, что в основе заложенной в него концепции реформы лежит децентрализация, что, в общем, отвечает существующим потребностям общества, равно как и практике многих европейских стран в этой сфере.

В частности, согласно данному законопроекту полномочия по осуществлению государственного архитектурно-строительного контроля, включая такие популярные процедуры, как получение права на строительство, сдача завершенного объекта строительства в эксплуатацию, передаются органам местного самоуправления.

Идея, на мой взгляд, однозначно позитивная. Однако есть серьезный нюанс. Этот законопроект не устраняет полностью административную вертикаль, а лишь искусно ее вуалирует. В частности, дополнительно к привычному для всех «архитектурно-строительному контролю», который по новому закону действительно отдается местным властям, вводится такое понятие, как «архитектурно-строительный надзор», осуществлением которого должен заниматься центральный орган ГАСИ. Таким образом, «надзор» будет надзирать за «контролем», имея при этом широкие полномочия по проверке и отмене решений, принятых на местах.

К сожалению, приходится констатировать, что законопроект №1546, как и многие другие законодательные инициативы в последнее время, не внедряет полноценную и качественную реформу, а в очередной раз предлагает обществу довольствоваться полумерами.

Exit mobile version