Site icon Companion UA

ProZorro о государственных закупках

Система электронных государственных закупок ProZorro введена в эксплуатацию в феврале 2015-го. На конец марта в ней зарегистрировано 138 закупок на общую плановую сумму 475,3 млн. грн. За первый месяц работы системы государству удалось сэкономить почти 25 млн. грн. Система электронных госзакупок ProZorro, показавшая такой результат, была разработана с нуля и без бюджетного финансирования менее чем за год. Тогда как остальные реформы, если не буксуют на месте, то идут гораздо медленнее, чем того требует общество и ситуация в стране в целом.

Ведь как выглядит классическая реформа «сверху вниз»? Создаем концепцию, меняем или принимаем законодательство под эту концепцию. Создаем новый орган для реализации реформы. Предусматриваем бюджетное финансирование, ждем его выделения, получаем 10% от запланированного. Создаем видимость работы на все деньги. И каждый этап может длиться от трех месяцев до года. Именно поэтому зачастую чиновники превращаются в «людей процесса», которые могут находиться в состоянии реализации реформы годами и прекрасно себя при этом чувствовать.

Если же мы посмотрим на волонтеров, а также на новых чиновников, пришедших на госслужбу из бизнеса, скорее всего, это будут вчерашние бизнесмены, то есть «люди результата». Именно по­этому им странно слышать от своих коллег фразу «мы работаем над этой реформой более двух лет». Результат есть? Нет? Тогда говорить не о чем.

Реформа «снизу вверх» – это принципиально другой подход. Пример ProZorro: создание системы для электронных госзакупок обсуждали в течение нескольких лет, считалось, что это сложный процесс, требующий огромного финансирования. А она была написана за три месяца! Просто когда мы подсчитали, что каждый пропущенный день этой реформы стоит государству около 55 млн. грн., – ускоряться пришлось.

Самое трудное решение, которое нам пришлось принять, это строить систему, не опираясь на существующие процедуры и законодательство. Международные эксперты в один голос сказали, что от электронизации неэффективных процессов не стоит ждать какого-то результата. Кроме того, мы поставили перед системой сразу две одинаково важные задачи: возвращение доверия бизнеса к государственным закупкам и борьба с коррупцией в этой сфере.

Сейчас система работает так, чтобы максимально исключить принятие субъективных решений. Есть трехэтапный аукцион, в ходе которого поставщики торгуются между собой, чтобы предложить государству лучшую цену. После завершения аукциона все тендерные предложения открываются, и заказчик должен рассмотреть минимальное ценовое предложение в первую очередь. Если этот поставщик соответствует определенным заранее критериям – заказчик обязан заключить с ним договор.

Конечно, это очень упрощенное описание функционала, на самом деле на каждом этапе закупок мы перекрываем возможности сговоров, необоснованной дисквалификации и т. п. Данный подход находит отклик у бизнеса. Мы уже видим, что на торги приходят предприниматели, ранее принципиально не хотевшие участвовать в государственных «договорных» тендерах.

Мы ежедневно работаем над тем, чтобы система становилась еще лучше и функциональнее, разрабатываем новое законодательство под электронные госзакупки и планируем бесплатную передачу ProZorro государству. Но мы остаемся «людьми результата». Поэтому точно будем контролировать, как государство распорядится новой системой. Надеемся, что к этому контролю также подключатся бизнес и общественность. Слишком долго мы не интересовались, как государство тратит наши деньги, и слишком высокую цену за это заплатили.

Exit mobile version