Site icon Companion UA

Сила неведения: почему менеджеры боятся говорить "Не знаю"

Многие руководители полагают, что должны быть лучшими во всем. Они верят, что обязаны показывать сотрудникам пример абсолютного знания всего на свете, особенно своего дела. Произнести вслух: «Я не знаю», по их мнению, — признаться в собственной слабости. Однако они ошибаются.

Мы не советуем вам водить за нос своих подчиненных, потому что это, в конце концов, станет заметным и приведет к полной потере доверия с их стороны. Но применение в благих целях некоторых трюков для того, чтобы показать, что вы нуждаетесь в помощи, может быть вполне этичным и очень эффективным. Можно выделить три основных вида подобной «управленческой слабости».

Истинное незнание: руководителю об этом неизвестно

В большинстве случаев руководители не просто не владеют информацией, но и не должны владеть. Директора компаний не заменяют собой энциклопедии. Во многих сферах они не имеют ни теоретической осведомленности, ни практических компетенций — лидеры не могут знать все. Куда лучше для них довериться своим партнерам, подавив в себе желание активного участия в тех сферах, в которых они действительно мало смыслят. Незнание в данном случае — просто повод для делегирования полномочий. Таким образом, сегодня перед руководителями стоит задача не участвовать во всех делах, ответственность за которые на них возложена, а правильно распределить полномочия между теми, кто в состоянии справиться с ними более профессионально.

Преднамеренное незнание: руководитель ищет решение

В этом случае руководитель имеет четкое представление о проблеме и способах ее решения. Но он специально решает не разглашать своей позиции по следующим причинам:

Политическое незнание: руководитель не хочет знать

В некоторых случаях признание тех или иных фактов либо их игнорирование может быть частью корпоративной игры. Недостаток знаний можно использовать в качестве дипломатического маневра, например:

Это хорошая иллюстрация искусства игры в незнание на примере Джона Уотсона, эксперта в области развития лидерских качеств одной из крупных компаний. Проработав в организации примерно шесть месяцев, он столкнулся с серьезной проблемой, ключ к решению которой ожидал получить от своего начальника, поэтому и обратился к нему. Тот внимательно выслушал, кивая головой в подтверждение всего сказанного, посмотрел Джону в глаза и сказал: «Я не знаю». Джон был ошеломлен. Заикаясь, он произнес с недоверием: «Что именно вам неизвестно? Вы руководитель, поэтому должны знать». Но директор всего лишь повторил свою позицию со всей серьезностью: «Извините Джон, но я не знаю. Как вы думаете, что мы должны делать?».

Это случилось незадолго до того, как Уотсон понял: не стоит ходить к начальству с проблемой, не будучи готовым самостоятельно предложить предварительное решение. Несомненно, это был полезный опыт. Начальник предоставил Джону шанс взять на себя ответственность за две ключевые управленческие функции:

Мы должны признать, что никогда не можем быть уверены на 100% в объективной реальности. Сократовское «Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого» хорошо иллюстрирует нашу человеческую природу. Иногда даже самым крупным и важным боссам не нужно ей противиться, необходимо просто признать свое неведение, но выйти при этом победителем из сложившейся ситуации. 

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ

Exit mobile version