Site icon Companion UA

Юрий Сидоренко

Юрий Сидоренко:
Акционер компании «Кароб Сид», эксклюзивного дистрибьютора De Beers в Украине,


«Мы пришли надолго, с долговременной маркетинговой стратегией и с пониманием того, какие сегменты рынка нас интересуют. Да все!»



Каким спросом пользуется сегодня продукция вашей компании?
Вначале о тенденциях ювелирного рынка. К сожалению, этот рынок до настоящего времени пока не стал цивилизованным в Украине. Многие люди еще не понимают, что такое чистота ювелирных украшений. У нас в ходу понятие «золото». А откуда это золото, чем подтверждена его подлинность – многие даже не задумываются. Я уже не говорю о восприятии ювелирных украшений как произведений искусства. Для большинства украинцев нет разницы между золотым ломом и эксклюзивными изделиями. На этом фоне вхождение компании De Beers на рынок Украины – действительно событие. У граждан появилась возможность получить полный спектр услуг и ювелирную продукцию высшего уровня, начиная от самых простых изделий и заканчивая изделиями за десятки миллионов долларов. De Beers в Украине – это долгосрочный проект. Мы сделали все по последним международным стандартам: и бутик по продаже, и соответственно логистику поставок, и коммуникации с De Beers по всему миру.


Что подогревает спрос?
Характеризуя спрос, скажу одно: мы очень довольны первыми шестью месяцами работы на украинском рынке. У нас формируется серьезная клиентская база. К нам приходят клиенты, которые ранее покупали изделия De Beers в Лондоне, Париже или других мировых столицах. Нам удалось достичь таких договоренностей по ценовой политике De Beers для Украины, что наши цены, несмотря на абсурдность отечественного НДС и таможенного законодательства, абсолютно не отличаются от цен в Лондоне или Париже. Это обстоятельство подогревает спрос. Ведь человек, покупающий изделие в киевском магазине De Beers, получает 100% гарантии качества точно так же, как и в Лондоне, Токио или Нью- Йорке.


О какой ценовой категории мы говорим?
Один из девизов De Beers по всему миру: «Покупая изделия De Beers, ты становишься богаче!». Поэтому вопрос ценовой категории отходит на второй план. Обладание изделиями De Beers, помимо прочего, гарантирует владельцу высочайший статус. Тем не менее наши цены – отнюдь не секрет. В киевском магазине De Beers есть изделия стоимостью от $1 тыс. до, как я уже говорил, миллионов. Буквально через несколько недель мы начинаем очень интересную программу для молодоженов. С помощью «Коммерческого Индустриального Банка» разработана система продаж в кредит, в которой предусмотрены бонусы в виде турпакетов, свадебных путешествий в Арабские Эмираты с авиакомпанией Air Arabia. Для молодоженов у нас есть 10-15 видов изделий.


Как финансово-экономический кризис отразился на уровне продаж вашей компании?
Мы не считаем, что в Украине есть объективные предпосылки для финансово-экономического кризиса. Существует субъективная составляющая – паника на рынке и в СМИ. Ажиотаж, имеющей отношение большей частью к событиям в Европе и США, благоприятно отразился на продажах. У нас продажи увеличились практически на 30%. Люди начали с интересом относиться к продукции, особенно к бриллиантам. И это естественно. Мировая статистика свидетельствует (см. таблицу), что бриллианты только растут в цене. Это вариант сохранить и приумножить свои сбережения. Мы не только предоставляем изделия высочайшего качества, но и гарантируем полную конфиденциальность, инвестиционную защиту для клиента. Мы можем доставить наши изделия не то что в любую точку Украины, а практически в любую точку земного шара.


Прогнозируете ли вы снижение продаж в будущем?
Я вернусь к статистике мировых продаж бриллиантов. В киевском бутике мы делаем акцент именно на бриллиантах. Конечно, ценовые колебания есть, но в случае с бриллиантами они идут не вверх-вниз, а по возрастающей. Даже по фильмам мы знаем, что люди всегда стремились инвестировать серьезные деньги в бриллианты. А те, кто сделал это, еще никогда не говорили, что прогадали. Просто люди иногда делают неправильный выбор из-за недостатка информации. Инвестиции в бриллианты – это, по сути дела, вечные инвестиции. Думаю, что мировой кризис, нагрянувший с Запада, дает понимание истинной ценности западных валют. У нас даже в магазине иногда уже задают вопросы: а как мы можем купить и быстро продать? Смешно! Если человек покупает бриллианты для спекулятивных операций, то это уже из другой серии. Быстро не получится. Другое дело, когда человек покупает De Beers со знанием. Для жизни, для детей. Женщины в Guess, Roberto Cavalli, Christian Dior покупают что-то новенькое этих же марок за несколько тысяч долларов. Проходит полгода, и обновки уже забыты – вышли из моды или еще что-нибудь. Я всегда смеюсь: «Девочки, да будьте в джинсах, в  красивых белых футболках, но с одним колечком с бриллиантами на пять-семь карат на пальчике. И вы всегда будете модными! И не надо никаких других украшений!». Конечно, я не хочу сказать ничего плохого о модных брендах одежды. Вот вам пример того, что действительно вечно. Поэтому мы не прогнозируем спадов продаж. Наоборот, De Beers с каждым днем усиливает свои позиции в розничном бизнесе ювелирных украшений. К работе в De Beers привлечены самые известные дизайнеры ювелирных изделий.


Есть ли коррективы в стратегии вашей компании, обусловленные финансово-экономическим кризисом?
Понимаете, нет кризиса! Я еще раз хочу это повторить. Господа, в Украине, по большому счету, не происходит никаких экономических кризисов, и уже многие аналитики в этом убеждаются. Я за 17 лет не видел еще ни одного стратегического инвестора, который зашел бы в Украину, построил заводы, фабрики (производство, в первую очередь) и потом ушел, не получив прибыли. А это, наверное, самый большой показатель. Убегают с рынка только временщики, люди, ориентированные на «мгновенные деньги». Что, «Миттал» или «Проктер энд Гэмбл» уходят? Нет. Их объемы, по-моему, с каждым годом только наращиваются. Та же самая стратегия и у De Beers. Мы пришли надолго, с долговременной маркетинговой стратегией и пониманием того, какие сегменты рынка нас интересуют. Да все! Как ориентированные на обычных людей, так и на самый высокий сегмент, который сегодня пользуется наивысшим спросом.


Что вы предпринимаете для минимизации рисков?
А вы покажите мне украинские потери, только не в динамике одного-двух месяцев, а хотя бы года-двух! Тогда можно будет говорить о существовании каких-то потерь. Ведь что сегодня происходит? В основном в банковской сфере срабатывает функция недоверия, синдром паники. При скачках курса кто-то хочет взять деньги и по спекулятивной ставке провернуть. Но никто, по-моему, не говорит, что он, развивая завод и предоставив четкие активы, не смог из-за кризиса выбрать ту или иную кредитную линию. Есть кризис в другом. Возле консорциума «ЕДАПС» есть участок, буквально 300-400 кв. м, на котором нельзя ничего строить, – так называемые красные линии, подземные коммуникации. Мы предложили разбить на этом участке клумбы, сделать парковую зону. Пришли с этим в администрацию. И один чиновник с депутатским значком нам говорит: «Чтобы быстро решить этот вопрос, надо 300 тысяч». Это как? Чтобы посадить цветы, надо 300 тысяч? Мы сказали: «Жди дальше!». Вот это самая большая проблема, которая отпугивает всех инвесторов! Потому что за всеми заявлениями о какой-то социальной политике никто во власти уже не отслеживает, как движется рынок и почему он стоит. Самый, как мне кажется, большой кризис, который есть на сегодняшний день, – это кризис, созданный чиновниками. Они сами не в состоянии ничего сделать и бизнесменам не дают. Цифры, которые они называют, несоизмеримы с реальными услугами власти. Абсурд! Вот это и влияет на продажи. Каждый раз у чиновников одно и то же. Это они большей частью все время говорят о кризисе. Проведите очень простой анализ. Сколько и какие украинские банки участвовали в международных инвестиционных программах? Я уверен, что этим делом не было охвачено даже 2-3% банков. Когда-то «Коммерческий Индустриальный Банк» пытался разместить свои свободные фонды в евробумагах. Оказалось, что на эту операцию нам надо получить разрешение СБУ. А там сидит молодой человек с непонятно каким образованием, который говорит: «Мне нужны уставные документы предприятий, акции которых вы хотите купить, причем они должны быть легализованы в украинском посольстве». Можете себе представить: если мы хотим купить акции «Дженерал Моторз», официально купить, от имени корпоративных банков, то мы должны пойти в «Дженерал Моторз» и попросить у них легализовать их устав в украинском посольстве! Пока мы будем это делать, сколько раз изменится фондовый рынок? Так о каком кризисе мы говорим?
Другой пример влияющий на инвестиции. В Украине существует 368 нормативно-правовых актов, регулирующих операции со свободно конвертируемой валютой. Только вдумайтесь: есть специальное постановление национального банка на валютные операции для закупки тракторов! Так о каких международных инвестициях мы говорим? Вот когда мы научимся не подменять словом «кризис» слова «воровство» и «бюрократический рэкет», только тогда можно будет говорить об уровне продаж чего-либо. И еще о продажах ювелирных изделий. Я хочу вам предложить одну очень интересную игру, коль вы заинтересовались бизнесом бриллиантов. Поинтересуйтесь: кто, кроме компании De Beers, и в каком объеме легально ввез в Украину бриллианты. Тогда все и встанет на места. В Украине массово работают ломбарды и пункты по скупке золота и бриллиантов. «Золотая лихорадка», будто бы в украинских Карпатах 45 карьеров, где золото и бриллианты в открытом грунте. Массово скупают драгоценности, а потом все это появляется на прилавках ювелирных магазинов. Вот эти вопросы действительно влияют на рынок и на инвестиции в страну.


А есть другие примеры?
Если в Арабских Эмиратах все знают, что шейхи работают с утра до ночи и инвестируют собственные средства в свою страну, то и все иностранные компании приходят в ОАЭ и инвестируют. А когда у многих наших крутых лежат сотни миллионов долларов на счетах без движения, а они приезжают на Запад и просят инвестиции… Они что, считают, будто разведки мира не знают об их состоянии или разведки крупных корпоративных структур не в курсе того, сколько денег у них на счетах? Смешно! Если эти люди не инвестируют в свою страну, почему тогда иностранцы должны инвестировать? Никто не придет и не будет вместо нас наводить порядок хоть с бриллиантами, хоть с инвестициями. Кризис у спекулянтов от государства, потому что им не на чем уже зарабатывать. И вот они придумывают какие-то вещи с фиксированным курсом, с каким-то критическим импортом, еще с чем-то… А потом будут торговать процентами от фиксированного курса. Хочешь получить разрешение на покупку валюты – плати такой-то процент! Сейчас курс взвинтят, а потом будут продавать валюту «для критического импорта». Но это уже было. Именно чиновникам выгодно держать гривню несвободно конвертируемой валютой, ведь иначе на чем они заработают? Представляете, какое количество нахлебников исчезло бы, будь гривня свободно конвертируемой: тех, кто сидит в МВД, СБУ, Нацбанке и Минфине на регистрации валютных контрактов, на возврате валютной выручки! Конечно, они зубами будут грызть гривню, ломить курс. Так что нам нужно бороться с кризисом чиновников и в валютной сфере, и в ювелирной.

Exit mobile version