Ввиду вступления в силу с 1 января зоны свободной торговли с ЕС, функцию выдачи сертификатов происхождения товаров при экспорте в европейские страны переняли таможенные органы, а значит, палате предстоит перестраивать свою работу и делать акцент на других немонопольных услугах.
О стратегии развития организации, в интервью Сошрапіоп рассказал первый вице-президент ТПП Украины Михаил Непран.
& Вы задумались о стратегии развития ТПП, понимая, что больше не будете зарабатывать на выдаче сертификатов?
Стратегия – для нас это не просто новомодное направление. Этот вопрос всегда стоял на повестке дня в палате. Более того, стратегия развития обсуждалась еще на съезде в 2010 году. Но активная внутренняя работа над тем, куда и как дальше двигаться торгово-промышленным палатам началась в 2013 году. За последние два года ситуация в украинской экономике, да и в мире в целом, радикально изменилась. Это вызов как для бизнеса, так и для системы
ТПП. В 2014 году договорились о долгосрочном сотрудничестве с Центром международного частного предпринимательства СІРЕ. Наш совместный проект как раз и направлен на разработку новой единой инновационной стратегии развития ТПП Украины и региональных палат. Сегодня мы уже имеем общее видение этой стратегии.
& Какие основные акценты этой стратегии?
Мы видим себя крупнейшей в Украине, авторитетной организацией, представляющей интересы бизнеса. В принципе, по сравнению с другими бизнес-ассоциациями, ТПП Украины, которая вместе с региональными палатами объединяет 9 тыс. членов. (70% – это малый и средний бизнес – ред.) уже сейчас является самой большой бизнес-организацией. Но, на наш взгляд, этого мало. Чтобы быть настоящим «голосом бизнеса» нам необходимо привлечь в свои ряды гораздо больше членов. Если говорить о стратегии привлечения членов, то сейчас мы активно работаем над тем, чтобы наши ряды пополнялись именно за счет отраслевых бизнес-ассоциаций, уже объединяющие большое количество
предприятий. Например, нашим членом является ассоциация «Укрлегпром», в составе которой более 100 ведущих предприятий легкой промышленности. Также в наших рядах – Ассоциация плательщиков налогов, Украинская ассоциация качества, объединения турецкого бизнеса в Украине TUID и TUSIB и многие другие.
Чтобы эффективно представлять интересы бизнеса у нас есть такая форма работы как комитеты предпринимателей – добровольные объединения бизнесменов при ТПП, которые общими усилиями при содействии палаты решают проблемы отрасли, вносят предложения от бизнеса в законы и законопроекты. Например, когда Нацбанк ввел ограничения по внешнеэкономической деятельности, ТПП Украины по инициативе наших комитетов вместе с Федерацией работодателей Украины и УСПП проанализировали принятые регулятором нормы. Пришли к тому, что это было волюнтаристское решение, противоречащее всему действующему законодательству. Мы понимали, что это вынужденные меры, но благодаря ему внешнеэкономическая деятельность была парализована. В результате факти-
чески по просьбе наших членов мы обратились с требованием повлиять на ситуацию к президенту, премьер-министру и приняли коллективное решение подать иск в суд на Национальный банк Украины. Мы понимаем, что бизнесмен сам не может «воевать» с Нацбанком. Для него это будет смерти подобно. Да и не его это функция, это – наша обязанность.
Еще один пример лоббирования интересов предпринимателей – разработка Кодекса корпоративной этики во взаимоотношениях производителей и торговых сетей. За последние годы у них накопилось множество претензий друг к другу. Нашему комитету АПК совместно с Антимонопольным комитетом Украины удалось посадить оппонентов за стол переговоров. Жесткие дискуссии продолжались около трех месяцев, но документ в результате был разработан. Теперь Антимонопольный комитет ненавязчиво рекомендует участникам этих рынков присоединяться к Кодексу. Хотя некоторые бизнесассоциации, лоббирующие интересы отдельных компаний, выступают и указывают на так называемые «ошибки» в этом документе.
Кроме того, сейчас мы активно развиваем систему третейских судов при торгово-промышленных палатах. Когда в государственной судебной системе продолжается неразбериха, третейские суды приобретают все большую актуальность и становятся достойной альтернативой для решения бизнес-споров.
& Как часто вы отказываете предприятиям в подтверждении форсмажорных обстоятельств?
Статистика показывает, что по тем или иным причинам нам приходится отказывать в выдаче сертификата подтверждения форс-мажорных обстоятельств в 10% случаев.
& Какой процент доходов палат составляла такая монопольная услуга, как оформление сертификатов происхождения товаров?
В разных палатах по-разному. Все мы предоставляем несколько десятков видов услуг. Они варьируются в зависимости от региона и особенностей палаты. В частности, мы предоставляем целый ряд справочно-информационных услуг, консультаций по самым разным вопросам для экспортеров, образовательных программ для производителей. Мы также занимаемся организацией деловых миссий украинских предприятий в зарубежные страны, принимаем зарубежные делегации у себя, органи-
зовываем бизнес-переговоры, проводим презентации для зарубежных представителей, ищем и подбираем партнеров для наших производителей за рубежом. При ТПП Украины работает лаборатория, которая проводит исследования пищевой продукции и сырья. Перечислить все наши услуги (а, соответственно, источники доходов) в одном интервью просто невозможно.
Действительно доход от оформления сертификатов происхождения составлял немалую часть доходов. В среднем по системе от 20% до 40%. В единичных палатах цифра приближалась к 50%. И мы понимаем, что это неправильно. Поэтому в новой стратегии палаты делаем упор на развитие других услуг.
В советские времена палата задумывалась как экспертная организация. С самого начала ее основной функцией было обслуживание субъектов ВЭД. В те времена через ТПП проходила большая часть импорта, делалась экспертная оценка: в каком виде пришел груз, его метрическая оценка и т.д. Кроме того, палата была независимым экспертом на случай возможных проблем между контрагентами. Сегодня в экспертизе мы потеряли конкурентные позиции, но планируем их вернуть.
Ну и существенную долю дохода палаты составляют членские взносы. Членские взносы очень сильно отличаются в зависимости от региона, в котором работает предприятие и членского пакета той или иной региональной Палаты. Малые предприятия платят в среднем 400 грн. в год, а крупным корпорациям это может обходиться и 3 тыс. грн. в год. У каждой палаты есть своя хозяйственная деятельность, но мы в нее не вмешиваемся. ТПП Украины не исполняет контролирующую функцию, мы, скорее, выступаем как координатор, который задает тон работы.
Тем не менее важно, чтобы все понимали, что палата не работает ради прибыли. Существует Закон «О торгово-промышленных палатах Украины», в котором четко прописано, что мы – негосударственная неприбыльная самоуправляемая организация. Наша основная цель – помогать бизнесу, а не зарабатывать деньги.
& В связи с вступлением в силу Ассоциации с ЕС, предполагается, что некоторые виды сертификатов происхождения товаров в дальнейшем будут выдавать таможенные органы. Исчезнет весомая часть доходов палат. Чем Вы планируете их возместить?
Есть несколько совершенно новых
направлений, которые мы планируем развивать в дальнейшем. Одним из них, например, является создание центров поддержки экспортеров по всей Украине. Кроме того, предполагаем, что, реализуя новую стратегию развития, палата будет предоставлять в целом 100 видов различных услуг. Сертификат происхождения – это всего лишь маленькая составляющая выхода товара на новый рынок.
Кроме того, у ТПП Украины есть система представителей в разных странах. На сегодняшний день их около десятка. Но эта цифра постоянно растет. Это надежные люди, очень хорошо знающие особенности ведения бизнеса в той стране, которую они представляют. Они в состоянии оказать существенную поддержку украинским компаниям, желающим там работать. Конечно, их услуги не бесплатны, но они работают от имени ТПП, и мы гарантируем надежность их услуг.
& А зачем в Киеве две торгово-промышленные палаты: вы не дублируете функции Киевской палаты?
Да, у нас есть некоторые дублирующиеся услуги, но в целом у нас разные функции. Торгово-промышленная палата Украины представляет интересы бизнеса всей страны и решает проблемы на национальном уровне, а Киевская ТПП, объединяя столичные предприятия, действует в интересах бизнеса Киева.
Конечно, исторически так сложилось, что экспертную оценку делает и ТПП Украины и Киевская ТПП, но даже в этом вопросе у нас клиенты различного уровня. Услугами Киевской палаты пользуются, в основном, столичные предприятия. В ТПП Украины по этим же вопросам обращаются, скорее, крупные финансово-промышленные группы, предприятия национального уровня, банки. Например, мы не делаем оценку жилого имущества, а беремся оценивать, в основном, крупные заводы и предприятия.
& Есть бизнесмены, которые не довольны работой ТПП. Почему?
Это нормальная ситуация. Мы не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться. Например, есть предприятия, которым мы отказали в подтверждении форс-мажорных обстоятельств по тем или иным причинам. Конечно, они будут недовольны. Но мы к этому относимся философски. Для нас очень важно работать в правовом поле.