Site icon Companion UA

Кризисный праздник

Кредитные карты останутся только у зарплатников


В преддверии новогодних праздников украинцы стали меньше тратить. По данным GfK Ukraine, по итогам 3-х кварталов текущего года наши соотечественники приобрели 2,2 млн единиц крупной бытовой техники на общую сумму в 3,9 млрд грн, что больше, чем за аналогичный период прошлого года на 5% в физическом выражении и на 18% в денежном. В то же время, в сентябре 2008 г., по сравнению с сентябрем 2007 г., продажи заметно упали – почти на 13% в физическом выражении и 2% в денежном. Сокращение коснулось всех основных товарных групп. «Тенденции сокращения объемов продаж на рынке крупной бытовой техники наблюдались еще до начала финансового кризиса», – говорит эксперт компании GfK Ukraine Андрей Осадчий. Так, по его словам, на протяжении сентября прошлого года крупной бытовой техники было продано на 7% больше, чем в августе. Но в сентябре этого года, из-за сокращения программ потребительского кредитования, начали сокращаться и продажи в розничных сетях.


Категориями товаров, наиболее пострадавшими от падения спроса оказались лидеры продаж. К таким, по данным компании Home Credit Finance (рейтинг наиболее популярных товаров по итогам 2007 г.) относятся бытовая техника (38% объема продаж), аудио-видео техника (17%), компьютеры (15%) и мебель (11%). Кроме того, по мнению директора по развитию бизнеса Home Credit Finance Сергея Слюнько, в декабре этого года существенно сократится доля покупок в кредит мобильных телефонов.


Столкнувшись с падением спроса, розничные сети начали искать возможности для гибкого ценообразования и увеличения продаж. Сеть магазинов «Фокстрот», к примеру, начала активно вводить товар своих private label – торговые марки Delfa и Bravis. По ним сеть имеет большую свободу в ценообразовании, за счет чего сохраняет более-менее выгодное предложение во всех товарных группах и во всех ценовых сегментах. В осеннее-зимний период торговые сети особое внимание уделяют потребителям, так как из-за сокращения выдачи потребительских кредитов финансовыми учреждениями, не все смогли приобрести то, что планировали. «Именно поэтому, мы ввели приличные скидки на технику во всех магазинах «Фокстрот», не завышая намеренно доакционные цены», – говорит исполнительный директор компании «Фокстрот. Техника для дома» Алексей Павленко. В целом, благодаря кризису, торговые сети начали снижать свои запасы и заранее запускать предновогодние акции. Наряду с более активным продвижением и расширением дисконтных программ, цены на многие товары были заметно снижены.


Впрочем, банкиры все же не намерены полностью сворачивать потребительское кредитование в предновогодний период. Более того, операторы рынка прогнозируют рост продаж в сегменте потребкредитования в декабре как минимум на 20%-30% по сравнению с ноябрем текущего года. Этому будет способствовать то, что многие банки имеют обязательства перед торговыми сетями по выдачи кредитов. В то же время, о экспресс-кредитовании вне розничных сетей, большинству клиентов можно забыть. Кредитные карты, еще недавно столь любимые банкирами, также не будут пользоваться популярностью у финансистов. Единственной категорией клиентов, которая окажется способной оценить удобство карточного кредитования, останутся держатели зарплатных карт.


Рынок готов к новым депозитам


Главной задачей банков в конце года станет привлечение средств на депозиты. По мнению финансистов, популярным будет все, что позволит уберечь деньги от обесценивания. Но таких предложений не будет много – выше уровня инфляции готовы будут переплачивать не многие. Не смогут финучреждения привлечь клиентов и разнообразными акциями или призами – главной задачей для клиентов станет сбережение средств, а не гонка за подарками.


Наиболее выгодными, по мнению начальника управления розничного бизнеса OTP Bank Алексея Руднева, будут краткосрочные депозитные продукты в национальной валюте. Впрочем, поскольку конкуренция по таким предложениям большая, эксперты ожидают со временем появление на рынке новинок. В частности, это могут быть депозиты с привязкой процентных ставок к каким-то активам, прочим показателям. УБРП, к примеру, запускает «Нефтяной депозит», процентная ставка по которому будет варьироваться в зависимости от динамики изменения цен на нефть. Банк по нему гарантирует 9% годовых в долларах США. При этом, открывая депозит, клиент выбирает стратегию падения или роста цены на нефть. В случае изменения цены в выбранном направлении, клиент получает 9% годовых по вкладу и 30% от изменения цены на нефть. Если угадать движение цены не удалось, вкладчик получит лишь 9%. Открывая же два депозита (и на рост и на падение), клиент выигрывает в любом случае, так как по одной из стратегий получает 9%, а по другой – 9% плюс 30% от изменения цены нефти. Итого, по расчетам банка максимально возможный размер ставки составляет 21% годовых.







Коротко о главном:


На фоне сокращения потребительского кредитования, банки активизируют работу на рынке депозитных продуктов.

Exit mobile version