По итогам 2015 года, рынок почтовой логистики чувствует себя весьма неплохо. Так, объем рынка за 2015 год вырос на 1,48 млрд. грн. и составил в целом 5,30 млрд. грн. В отличии от динамики 2014 года, когда внутренние отправления сократились на 1,6%, а международные увеличились на 10%, темп роста внутреннего рынка в 2015 году превышает темп роста международных в два с половиной раза. Внутренние отправления в 2015 году составляют 3,83 млрд. грн., международные – 1,45 млрд. грн.
Рынок внутренних отправлений в 2015 году отмечается скачком тарифов на доставку. По разным оценкам, в связи с падением гривны и увеличением транспортных затрат абсолютное большинство компаний подняли цены от 20 до 45%, не исключая национального оператора УГППС «Укрпочта». Также, для рынка характерны активные миграции населения в связи с событиями на Востоке и общий рост потребления услуг по причине возобновляющейся покупательской активности населения. В натуральном же выражении рынок изменился не существенно (просел на 4%) и составил 414 млн. отправлений. Это случилось по причине сокращения письменной корреспонденции.
Международные отправления в натуральном выражении росли в прошлом году не значительно (на 5%), в основном за счет трафика из Китая. Кроме Китая популярными направлениями по-прежнему остаются страны СНГ, Европы и США. В денежном выражении рост рынка обусловлен ростом тарифов, связанным с колебанием курса валют. Интересным трендом прошлого года является падение международной курьерской доставки, в частности документации. Как показало исследование, украинцы активно экономят свои деньги, поэтому экспресс-формат был менее популярен, чем более дешевые, но длительные виды доставки
Рис 1. Рыночные доли почтово-логистических компаний в денежном объеме за 2015 год (от объема рынка почтовой логистики в целом), %.
Как показывают результаты исследования, существенные изменения наблюдаются в отправлениях документов. Относительно 2014 года внутренний рынок документов у коммерческих компаний сократился в натуральном выражении на 34%, при этом вырос в гривне – на 65%. По мнению экспертов, это общемировой тренд и падение письменной корреспонденции будет продолжатся далее. При этом стремительный рост в денежном выражении объясняется ростом цен. Что касается посылок, то в 2015 году их количество в натуральном выражении у частных операторов увеличилось на 51%, при этом объём отправлений посылок в гривне вырос на 57% (эксперты мультибрендового магазина одежды studio-fashion.com обусловили данный рост повышением тарифов на услуги доставки, а также за счет роста рынка e-commerce).
Рис.2. Структура рынка почтовой логистики Украины в целом в натуральном выражении (с учетом доли УГППС «Укрпочта»), 2014-2015 гг
Анализируя рынок в разрезе «документы/посылки», следует отметить, что объем отправлений посылок вырос, при этом письменной корреспонденции (документов) – уменьшился.
Как УГППС «Укрпочта», так и коммерческие компании показывают отрицательную динамику на внутреннем рынке писем и документов. Так, УГППС «Укрпочта» совершила в 2015 году 230 млн. письменных отправлений, при этом коммерческие компании – 60,8 млн. шт., что на 34% меньше, чем в прошлом году. «Это объясняется как общей тенденцией к экономии средств и поиску более дешевых способов отправки документов, чем ранее, так и снижением бумажного документооборота в целом. С появлением новых возможностей для электронной отчетности и прочих онлайн-сервисов, спрос на письменную корреспонденцию падает. Также, среди прочего в прошлом году уменьшилось количество мелких операторов (служб курьерской доставки), занимающихся отправкой документов», – комментирует ситуацию Алла Катренко, руководитель проектов УАДМ.
В международной письменной корреспонденции сильные потери в натуральном выражении демонстрируют все игроки рынка: как Укрпочта (на 24%), так и коммерческие операторы (на 45%).
Прогнозы
В ближайшем будущем продолжится укрупнение рынка почтовой логистики. Пока он не создает условий для появления новых игроков, и, очевидно, будет происходить дальнейшее вытеснение мелких игроков, которые не могут предоставить уникальные условия и/или сервисы.
Сохранится планомерная сегментация рынка, игроки сфокусируют внимание на своей целевой аудитории и будут развивать сервисы под ее потребности. Выиграет однозначно тот оператор, кто предоставит клиенту самую удобную доставку. Крупнейшие игроки будут вести борьбу за клиента путем оценки и повышения уровня сервиса, построения обратной связи с клиентом.
Дальнейшее развитие продолжит трансграничная доставка. Снижение барьеров, развитие сопутствующих сервисов, получение положительного потребительского опыта и др. факторы поспособствуют дальнейшему развитию cross-border e-commerce, где доставка – один из ключевых элементов бизнес-модели.
*почтовая логистика – услуга по выемке, перевозке и доставке писем, бандеролей и пакетов, посылок до 30 кг, осуществляемая коммерческими компаниями и УГППС «Укрпочта» по территории Украины