Потенциал
Мобильные развлечения
Одной из основных задач, которые ставила перед собой Lead9, инициируя это исследование, – определить готовность пользователей WAP участвовать в акциях и розыгрышах. Другими словами, определить емкость и характеристики такого канала, как мобильный Интернет, для продвижения товаров и услуг. Согласно полученным результатам, к участию готово большинство респондентов с неполным средним, а также средним специальным образованием. Проживает большинство таких потенциальных пользователей опять-таки в южном и восточном регионах страны.
Падение производства
Рецессия выходит в люди
Экономисты полагают, подобные данные свидетельствуют о том, что в 2009 г. глобальный спрос на товары и услуги существенно упадет. Более того, пессимисты уверяют, что падение может затянуться на пару лет. В связи с этим эксперты предрекают продолжение череды сокращения персонала и банкротств компаний. Одной из наиболее страдающих отраслей и дальше будет оставаться автопром.
цифры
3 возможных сценария развития экономического кризиса в Украине видят эксперты Ernst & Young*. Первый – кризис уже достиг своего дна и вскоре будет улучшение. Второй – кризис будет масштабным и затяжным, а последствия его неизвестны. Третий – через шесть-девять месяцев начнется восстановление экономики страны.
90,9% экспертов, участвующих в исследовании, проведенном Институтом глобальных стратегий, считают, что нынешнее состояние украинцев можно охарактеризовать, как «социальная депрессия, стресс».
EUR500, таков номинал купонов, которые предлагает социал-демократическая партия Германии раздать всем жителям страны. Но купить на эту сумму в магазине все без ограничений каждый немец сможет лишь прибавив к ней свои EUR200. Пока идея только обсуждается.
На 0,4% может сократиться глобальный ВВП в 2009 г. Такой прогноз предоставила ООН, проанализировав сценарии развития мировой экономики.
На $4,3 млрд. наторговали Украина и США за три квартала нынешнего года. Министр экономики Украины также отмечает, что США остаются одними из стратегических партнеров нашей страны.
4 антикризисных стратегии действий наиболее часто встречаются среди украинских предприятий. По данным Института экономических исследований, первая – это «ничего не делать». Вторая – пересмотр бизнес-плана. Третья – сокращение производства и увольнение сотрудников, а последняя – повышение цен на продукцию.
На уровне 8% Китай планирует сохранить экономический рост в будущем году.
200 тыс. предприятий в Европе могут обанкротиться в следующем году. Наибольшему риску, по сообщению Deutche Welle, подвергаются компании Великобритании, Нидерландов, Венгрии, Чехии, Италии и Франции.
Tенденции
Природа зимних скидок
Проблемы потребителей находят живой отклик в политике ценообразования различных компаний. К примеру, скидки на свою продукцию сейчас предоставляют даже такие модные дома, как Chanel, Versace, Christian Louboutin и Chloe. Ранее их ценообразование отличалось консервативностью.
Снижая цены, компании зачастую приурочивают это либо просто к небывалым акциям, ничего не поясняя, либо прямо говорят об антикризисных программах. Второй вариант чаще встречается в России. В декабре у компаний появляется еще один повод снизить цены, ведь впереди череда зимних праздников. Чтобы узнать, что сегодня лежит в основе ценообразования украинских сетей, «&» адресовал им следующий вопрос.
«&»: Предлагая сейчас потребителям скидки, вы будете их традиционно увязывать с новогодними праздниками или же это будет скорее снижение цен, посвященное кризису?
– Кризис кризисом, но Новый год никто не отменял. Это святое. Как можно отказаться от покупок подарков, ссылаясь на какой-то там «кризис»? Поэтому «Евросеть» впервые за свою историю устраивает праздничную распродажу. Уже начала работу программа со специальными скидками и приятными подарками для покупателей. Как обычно, в предпраздничные дни мы ожидаем всплеска продаж, характерного для новогодних праздников.
– Еще в октябре мы запустили программу по снижению цен на 1 тыс. артикулов на постоянной основе для поддержки наших клиентов во время кризиса, но у нас есть и специальные предновогодние предложения. К примеру, с 3 декабря мы проводим акцию «Нічні ціни» – с 00.00 до 6.00 на все мобильные телефоны, а на аудио-, видео- и бытовую технику действует дополнительная скидка.
– Наша политика, а также политика luxury-брендов, представленных в нашей сети, не предполагает сезонных скидок. Уровень цен декларируется производителем того или иного бренда и наша компания не имеет права снижать цены на товар, не согласовав данный вопрос с владельцем торговой марки. Скидки, которые клиент может получить в нашей сети, могут быть обусловлены действием дисконтной программы сети Brocard. Но мы, безусловно, подготовим специальные новогодние подарки для наших клиентов.
– Предлагая скидки, мы ориентируемся в первую очередь на свою маркетинговую стратегию. Естественно, в связи с кризисом она подверглась некоторой коррекции, однако нельзя говорить о том, что нестабильная экономическая ситуация в стране кардинально изменила утвержденные ранее планы. Мы понимаем, что скидки – довольно эффективный инструмент привлечения потребителей. Однако наша компания заинтересована не столько в сиюминутном привлечении покупателей, сколько в сохранении их лояльности в любой экономической ситуации. Именно поэтому мы используем комплексный подход.
– Период предновогодних и рождественских продаж традиционно связан со скидками и всевозможными программами лояльности для покупателей. Наша компания – не исключение. Так, в сетях City.com планируются новогодние скидки практически во всех группах товаров. Это будут как специальные предложения совместно с производителями, так и собственные предложения.
Наша программа скидок является плановым и ежегодным маркетинговым ходом, к кризису она отношения не имеет. В сетях действуют скидки на протяжении всего года на разную продукцию. Мы также обязательно осуществляем сезонные распродажи, самые лояльные клиенты участвуют в бонусном награждении и получают дисконт.
Регулирование
Горькая пилюля для фармацевтов
«Реанимация» – именно в таком состоянии, по словам президента Ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФармУкраина» Владимира Дудки, оказался отечественный фармацевтический бизнес. Это хрестоматийный пример того, как ручное регулирование, пусть даже имеющее благие цели защитить потребителя, в итоге приводит к дестабилизации рынка.
Подорожание прекратилось, но последствия оказались плачевными. И без того ощущая дефицит оборотных средств, а теперь и не имея возможности их пополнить за счет наценок, аптеки приостановили закупки, рассказывает директор сети «Евроаптека» Татьяна Буц. По официальным данным, с 17 октября по 18 ноября в Украине закрылось более 1 тыс. аптек и уволено 2,5 тыс. сотрудников.
В такой ситуации Президент под давлением фармацевтов 4 декабря остановил действие распоряжений правительства и поручил премьер-министру заключить меморандум с представителями фармацевтической отрасли относительно стабилизации в сфере производства и обращения лекарств.
Однако, как заметил вице-президент Всеукраинской ассоциации защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк, это вряд ли решит проблему ценовой доступности лекарств для массового потребителя.
Измерения
Недооцененные ценности
Хотя 65% компаний по всему миру считают инновации главным катализатором органического роста, оценкой их реальной эффективности занимаются далеко не все. Таков вывод глобального исследования McKinsey, в ходе которого было опрошено более 1,80 тыс. менеджеров высшего звена из различных регионов и отраслей.
В то же время наиболее успешные организации (демонстрирующие наивысшие темпы органического роста) склонны применять оценочные показатели ко всему портфелю инноваций и на всех этапах его создания и внедрения. При этом они формируют R&D-бюджет на основе не краткосрочных целей и доступных ресурсов (как основная масса опрошенных), а привлекательности отдельных проектов.
Оценки
Вкладчики ушли, но обещали вернуться
Банкам сейчас необходимо доносить до потребителей свою надежность, если таковая, конечно, имеется. Дело в том, что одновременно с ростом опасений жителей страны по поводу хранения своих сбережений в финансовых учреждениях (такого мнения придерживаются около 70% человек), растет знание украинцами банков. По данным исследования GfK Ukraine, половина населения страны старше 16 лет оценивают нынешнее время как крайне неблагоприятное для оформления банковских депозитов.
В сложившихся условиях в глазах респондентов растет привлекательность сотрудничества с Ощадбанком. Привлекательность же других банков стабильно снижается. По мнению аналитиков GfK Ukraine, сейчас население страны более заботит сохранение своих сбережений, а не их приумножение. Так как наличными держать деньги не выгодно, в скором времени люди вернутся к тем банкам, которые будут считать наиболее привлекательными.