Виктор Ющенко, народный депутат Украины, лидер фракции «Наша Украина»:
– Менi здається, що доки не буде сформована усталена бiльшiсть у Верховнiй Радi, закон ухвалений не буде. Взагалi, сьогоднi у парламентi немає ефективного механiзму прийняття рiшень з будь-якого закону, в тому числi з такого важливого полiтичного документу, як закон про Кабiнет мiнiстрiв. Тому я песимiстично дивлюся на швидкi перспективи прийняття цього закону.
Иван Плющ, экс-спикер Верховной Рады, народный депутат Украины:
– Нiяких перспектив. Тому що сьогоднi, пiсля вирiшення внутрiшньопарламентських проблем, на всю широчiнь постає питання про уряд. Уже нинiшнiй уряд, який декiлька разiв вносив проект закону про Кабiнет мiнiстрiв, має сьогоднi менше шансiв провести його, нiж будь-коли ранiше. Сьогоднi цi шанси мiзернi.
Виктор Небоженко, политолог:
– На мой взгляд, обсуждение закона о Кабинете министров станет постоянным, и его принятие будет зависеть от двух вещей. Первое – в какую сторону начнет трансформироваться политическая система Украины – в сторону парламентско-премьерской республики, тогда закон о Кабмине даст возможность сформировать полноценное политическое большинство и покажет реальную связь между деятельностью Верховной Рады и высшего исполнительного органа – Кабмина. И второй вариант – когда все-таки режим президентской власти сохранит свое значение. Тогда закон о Кабмине будет носить противоречивый и неэффективный характер. То есть, даже если его примут, он будет иметь множество противоречий, казуистики, двусмысленностей, позволяющих другим органам власти, например, Администрации президента, активно вторгаться в деятельность Кабинета министров.
Леонид Кравчук, экс-президент Украины, народный депутат Украины, СДПУ(о):
– Сьогоднi ще рано говорити. Поки що двiстi двадцять шiсть народних депутатiв – це дуже мало. Ставити це питання можна лише тодi, коли є реальнi передумови. Зараз їх iще немає.
Валерий Пустовойтенко, экс-премьер-министр, народный депутат Украины, фракция «Единая Украина»:
– Я вважаю, що перспектива iснує, такий закон повинен бути обов’язково. Вiн давно вiдпрацьований, але потрiбно зняти полiтичнi питання навколо нього i прийняти цей документ. Закон повинен стабiлiзувати роботу Кабмiну. Я його прекрасно знаю, тому що сам брав безпосередню участь у його пiдготовцi.
Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер СПУ:
– Думаю, что принять закон о Кабинете министров Верховная Рада сможет. Все зависит от его содержания. Мы будем отстаивать такой закон, чтобы Кабмин был действительно высшим органом исполнительной власти. А нынешнему режиму нужно «карманное» правительство. Я думаю, что большинство в ВР будет сторонниками нашей позиции. И это будет означать некоторую перспективу.
Александр Турчинов, народный депутат Украины, фракция «БЮТи»:
– Я думаю, що це питання сьогоднi не буде розглядатися першочергово, тому що в представлених у парламентi полiтичних груп принципово рiзнi позицiї. Литвин i команда будуть вимагати створити Кабмiн ще одним додатком Адмiнiстрацiї президента. А ми вважаємо, що це повинен бути вищий орган виконавчої влади, i саме в ньому має бути сконцентрована фактично виконавча влада країни. Вважаю, що це питання жорсткої полiтичної боротьби.
Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:
– Полагаю, что в принципе это реально. По крайней мере, в этом году. Кабмин будет заинтересован в том, чтобы его легализовали окончательно. Сил пропрезидентских хватит. Поэтому такое вполне возможно, если не будет более сильной интриги по сосредоточению внимания на второстепенных вещах. А в сегодняшней интриге Кабмин – второстепенная фигура.
Александр Кузьмук, народный депутат Украины:
– Перспективы, конечно же, существуют. Но сегодня рано об этом говорить. Я считаю, что первый этап пройден – в стране уже есть новая Верховная Рада, существует ее руководство и сейчас нужно структурировать парламент. А потом уже организовать работу, в том числе и по принятию закона о Кабинете министров.
Валерий Алешин, народный депутат Украины, «Наша Украина»:
– Сейчас мы в ситуации жесткой политической конкуренции, и в связи с этим продуктивная работа парламента пока проблематична. Должен определиться полный «политический портрет» Верховной Рады. Тем более, что закон о Кабинете министров имеет политический подтекст. Думаю, что при нынешнем политическом раскладе в парламенте этот закон, очевидно, не будет принят.
Адам Мартынюк, народный депутат Украины, КПУ:
– Сегодня трудно сказать, будет ли вообще работоспособным по законотворчеству новый парламент. Поскольку не исключено, что при существующем раскладе политических сил те, кто входит в оппозиционную четверку, могут принять решение вообще не поддерживать никакие законы. Хотя закон о Кабинете министров давно надо принимать.
Андрей Деркач, народный депутат Украины:
– Все зависит от того, кто будет руководителем правового комитета, так как под его начало попадает закон о Кабинете министров.
Евгений Червоненко, народный депутат Украины:
– Сейчас ситуация в парламенте очень непростая, нарушен закон паритета, баланса политических сил. Поэтому сначала нужно создать комитеты и начать работу, а потом приступить к рассмотрению закона о Кабинете министров.
Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:
– Этот закон неоднократно ветировался, и я считаю, что его принятие – одно из необходимых условий проведения в стране как государственно-политической, так и административной реформы. Существующий у нас конституционный статус должен быть наполнен законодательно, то есть необходимо четко расписать полномочия премьера, порядок функционирования правительства, работу правительства, процедуру принятия решений Кабинетом министров, его взаимодействие с ВР, с консультативными органами при президенте и т. д. Все указанные моменты необходимо законодательно обозначить этим законом и четко регламентировать.
Что касается перспектив, то они существуют, хотя достаточно призрачны, и будут упираться в само наполнение этого закона. Скажем, такой парадоксальный случай, когда указом президента министр признается политической фигурой, это записывается в законе о Кабмине, и по этому же поводу применяется вето президента. То есть в основном борьба будет разворачиваться не по поводу принятия или непринятия закона, а по поводу его наполнения.
Виктор Пинзеник, народный депутат Украины:
– Якщо вдалося б навколо договору, внесеного блоком «Наша Україна», консолiдувати бiльшу кiлькiсть депутатiв, це було б реально. А зараз менi важко сказати.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Никаких. Потому что сегодня в Верховной Раде фактически нет функционального большинства, которое могло бы эффективно действовать. Фактически после избрания руководства ВР во главе с В. Литвиным процесс функционирования парламента парализуется. То есть мы должны быть готовы к тому, что начнется просто открытый конфликт в высшем законодательном органе власти. Потому что к власти пришли люди, которые не отображают волю большинства населения Украины. Поэтому ни о каком законотворчестве не может быть и речи. И естественно, этот важнейший закон о Кабинете министров принят не будет. Группе, которая узурпировала сегодня власть в ВР, этот закон просто не нужен. Потому что они придерживаются линии на то, что вся власть должна быть монополизирована у одной финансово-корпоративной группы. Им нужен марионеточный Кабинет министров. Поэтому данная группа априори будет выступать против баланса и разделения власти.
Александр Дергачев, главный редактор журнала «Полiтична думка»:
– В силу того как развиваются события в самом парламенте, это будет не первоочередной вопрос. Для начала должна произойти какая-то стабилизация положения, хотя бы относительная. Когда мы будем видеть – насколько возможно консолидированное голосование правоцентристов по тому блоку реформ, который громко декларировался и который может быть предметом не очень острых споров. Кабмин же попадает в сферу достаточно острых споров. Очевидно, что ющенковские инициативы в этом смысле не имеют в ближайшие месяцы перспектив. А тот вариант закона о Кабмине, который могла бы предложить партия власти, я подозреваю, может содержать в себе очень много лукавого.
Инна Пидлуцкая, руководитель международных программ Украинского независимого центра политических исследований, президент фонда «Европа XXI»:
– Может оказаться так, что закон о Кабинете министров покажется парламенту необязательным. В силу различных причин. С одной стороны, в силу незначительной возможности парламента влиять на все, что происходит в правительстве. С другой стороны, в силу неготовности парламента взять на себя ответственность за возможность влияния на Кабмин. Поэтому я не думаю, что закон о Кабмине будет принят, по крайней мере, настоящий, предусматривающий полную политическую ответственность министров-политиков. Это реально только в том случае, когда у нас будет политический Кабмин, т. е. Кабинет министров, создаваемый по результатам выборов. Пока я не вижу такой перспективы.
Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:
– В контексте избрания В. Литвина на должность спикера – очень низкие перспективы. Потому что закон о Кабмине должен учитывать такую позицию, как парламентское большинство. А устойчивого парламентского большинства на сегодня в Верховной Раде нет. Большинства, сложившегося на момент избрания руководящих должностей, недостаточно для устойчивой законодательной работы. Второй аспект – это то, что временно оппозиция находится в панике, растерянности, потому что не ожидала такого развития событий. Третий аспект – принятие закона о Кабмине так или иначе будет учитывать настроения того парламентского большинства, которое, возможно, сложится. Но параметры этого большинства на сегодня предсказать трудно. Следовательно в ближайшее время закон о Кабмине либо не будет ставиться на голосование вообще, либо станет предметом очень острых дебатов и столкновений.