Site icon Companion UA

В фокусе

«Мы надеемся, что посягательства на корпоративное управление в «Киевстаре»* остались в прошлом».
Ян Эдвард Тигесен, исполнительный вице-президент Telenor и глава операций в Центральной и Восточной Европе, комментирует состоявшееся собрание акционеров компании после трехлетнего перерыва


ЦИФРЫ


На 23,6% вырос оборот розничной торговли в Украине за январь-октябрь нынешнего года. Сравнивая данные, Госкомстат учитывал товарооборот как юридических, так и физических лиц-предпринимателей.
168 млн. автомобилей сегодня насчитывается в Китае. Это в 35 раз больше, чем 30 лет назад, когда основными средствами передвижения в стране были автобусы и велосипеды.
На 1% , по сравнению с прошлым годом, вырастут рождественские продажи в Германии. По данным розничной ассоциации HDE, старт рождественских распродаж довольно оптимистичен, а товары высокой ценовой категории пользуются наибольшим спросом.
$8-10 млрд. составит объем украинского рынка слияний и поглощений в 2009 г. Согласно прогнозу ИГ «Сократ», много сделок будет совершаться от безысходности или с целью продажи части бизнеса для привлечения дополнительного капитала.
70% жителей России доверяют телевидению. А по данным всеукраинского центра изучения общественного мнения, только 23% наших соотечественников доверяют Интернету и 14% – зарубежным СМИ.
77% украинцев коснулся финансово-экономический кризис. Согласно опросу, проведенному Киевским институтом проблем управления им. Горшенина, не коснулась ситуация 13% населения, тогда как 10% респондентов затруднились ответить.
На 10% в следующем году может сократиться мировой рынок мобильных телефонов. Прислушавшись к этому допущению британская Laird, один из крупнейших производителей электромагнитных экранов и антенн для мобильных телефонов, уже собирается сокращать персонал.
Более 75% инвесторов, согласно результатам опроса Russell Investments, ожидают, что в 2009 г. рынок акций в США вырастет.

ТЕНДЕНЦИИ


Зимнее настроение бизнеса
Все последние годы бизнес без удовольствия встречал длинные праздники, которые правительство даровало стране в январе и мае: «Работать нужно, а тут…». Поэтому, когда веселье заканчивалось, многие стремились быстрее преодолеть праздничное расслабление и включиться в работу. Вполне вероятно, что в 2009 г. настроение будет иным.

«&»: Как вы считаете, с каким настроением бизнес вступит в работу после январских праздников?


Ирина Шандаривская, директор по маркетингу «Крафт Фудз Украина»:
– Настроение будет определяться двумя характерными чертами. Первое – это ожидание. Ведь всем понятно, что IV квартал бизнес закончил на тенденциях 2008 г. Поэтому первые месяцы следующего года будут характеризоваться ожиданием того, что же будет с рынком, с людьми и их платежеспособностью. Но есть и другая черта общего настроения. Те, кто ощущает себя более успешным, войдут в новый год с готовностью предлагать и продвигать свою позицию. К примеру, наша компания будет готова предлагать свои решения и формировать настроения рынка, потребителей и своих сотрудников.


Наталия Казмер, член совета директоров «Визз Эйр Украина»:
– Для нашей компании эти праздники будут связаны не с отдыхом, а наоборот – с более интенсивным рабочим графиком. И мы этому рады. В период, когда вся страна погружается в морозные новогодние и рождественские праздники, у нас в плане работы довольно жарко. К примеру, в начале января мы открываем международные рейсы.


 


Евгения Панкратьева, генеральный директор Noblet Media CIS:
– Как обычно после праздников, бизнес будет медленно входит в рабочий ритм. Я как руководитель со своей стороны постараюсь сделать этот процесс как можно более быстрым. С моей точки зрения, такие длительные праздники уместны для тех, кто ведет активный, спортивный образ жизни – катаются на лыжах, путешествуют, поднимаются в горы, занимаются водными видами спорта. Но таких мало. Большинство сидят дома перед телевизором и ленятся. Эту привычку трудно преодолеть.


Вячеслав Поврозник, вице-президент корпорации «УкрАВТО»:
– Новогодние праздники – время, которое можно провести в кругу семьи, уделить внимание самым близким и порадовать друг друга подарками. К сожалению, конец этого года омрачен нестабильностью и спадом. Хочется надеяться, что после праздников все избавятся от суеты и ажиотажа, связанного с кризисом, и мы начнем 2009 г. в отличном настроении. А когда кризис пройдет, нам будет что рассказать и вспомнить о происходящем сегодня с улыбкой.


 


Лариса Васильченко, директор РА Euro RSCG New Europe:
– У рекламных агентств все иначе, ведь мы ориентируемся на клиентов. Наши выходные зависят от их графика работы. Во время затяжных каникул у нас дежурят рабочие группы, которые чередуются между собой и это не позволяет агентству впасть в расслабленное состояние. Но с ритмом работы рекламиста лишний выходной не помешает: мы давно привыкли легко включаться в работу и также легко отключаться, если выпадает возможность.


 


Константин Колесов, директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega:
– Весь бизнес обычно неактивен в первую декаду января, и даже кризис не повлияет на желание украинцев традиционно отметить новогодние праздники. Но мы понимаем, что в 2009 г. всем нам нужно будет работать с большей эффективностью, чтобы достичь хотя бы прошлогодних показателей. Сегодня это задача не только наша, но и любой компании на украинском рынке.


 


Образование


Время – деньги и учеба
Многие специалисты предпочитают пережидать кризис с пользой для собственного развития. Так, еще с осени текущего года количество заявок на поступление в топ-бизнес-школы мира заметно выросло. Предположительно этот тренд сохранится до 2010 г.


Зависимость между валовым экономическим показателем и спросом на бизнес-образование была замечена уже давно. В частности, чем неустойчивее экономика, тем больше специалистов желают получить степень MBA. Однако нынешнюю финансово-экономическую ситуацию пересидеть за учебниками будет не так просто исходя из сложности финансирования обучения. По данным Bloomberg, Citigroup Inc. (крупнейшая финансовая компания – поставщик ссуд на обучение иностранных студентов в бизнес-школах мира) уже заявила о закрытии программы кредитования иностранных студентов в Harvard, MIT и Michigan (Ross). Кроме того, стандарты кредитоспособности по другим программам будут значительно повышены.


В свете этой тенденции компании в различных странах мира начинают предлагать кризисные программы финансирования обучения специалистов в бизнес-школах. В частности, украинские МВА Strategy и 1.Inc. заявили о своем решении присвоить стипендию двум русскоязычным студентам для оплаты образования MBA. Общая сумма стипендии – $40 тыс. Ранее для студентов из стран СНГ существовало всего два варианта стипендий – от Chicago GSB только для украинских студентов (Polskiy Fellowship) и от Маnchester Business – только для российских учащихся. По данным МВА Strategy, за последние четыре года в лучшие бизнес-школы мира поступило всего около 120 граждан Украины.


Потребление


Производственная засуха
Западные страны стали потреблять меньше бутилированной воды. Особенно это заметно в США и Западной Европе, где экономический кризис вынуждает людей переходить в режим жесткой экономии. И это вполне понятно, ведь литр обыкновенной воды в бутылке или минералки в среднем стоит дороже литра бензина. В первую очередь люди отказываются от покупки воды для приготовления пищи и все чаще используют для этого воду из-под крана. Экономическая мотивация активно подкрепляется экологической: покупатели считают, что пластиковая тара загрязняет окружающую среду.


По данным отраслевого журнала Beverage Digest, продажи на североамериканском рынке, традиционно лидирующем по объемам потребления обычной бутилированной воды (объем $17 млрд.) в текущем году выросли всего на 1% по сравнению с 11%, зафиксированными в минувшем году, и 26% – в 2006-м. В Великобритании, по данным Nielsen, продажи воды в бутылках с марта 2007-го по март 2008 г. упали на 4,7%, во Франции – на 6,6%. Снижение выручки в этом секторе уже зафиксировали крупнейшие пищевые корпорации, в частности, Danone (бренды Evian, Volvic) и Nestle (Perrier, Vittel). (Правда, их положение пока лучше, чем у тех же Coca-Cola и PepsiCo, специализирующихся на сладкой газировке, которую в последнее время все больше считают вредной для здоровья.) Катализаторами рынка бутилированных вод могут стать разве что регионы Азии, Африки и Восточной Европы. Здесь потребление этого продукта на душу населения пока достаточно низкое (40 л в Восточной Европе по сравнению со 100 л в Западной Европе).


В Украине, где данный показатель составляет 40,7 л на человека, рассчитывать особо не на что. Согласно данным IDS Group, объемы реализации бутилированной воды за первые семь месяцев 2008 г. сократились на 1,7%, хотя еще годом ранее рынок обнадежил 30%-м ростом. Если верить отраслевым прогнозам, по итогам года объем потребления этого продукта составит 1,9 млрд. л вместо ранее ожидаемых 2,3 млрд. Причины тому – нестабильная ситуация в стране, высокий уровень инфляции (за январь-июль цена литра воды в бутылке выросла практически на четверть), а также холодное лето.


«Самым сложным станет первое полугодие, поскольку сохранятся неблагоприятные для отечественных производителей условия торговли. Однако можно ожидать и стремительного повышения ценовой конкурентоспособности экономики Украины по причине девальвации гривни.
Богдан Данилишин, министр экономики Украины («Зеркало недели»)


Ожидания


Новый год – старые проблемы
Руководители компаний из разных стран хотя и не питают особых надежд относительно кардинального улучшения бизнес-среды, но на некоторое экономическое послабление все же рассчитывают. Таков результат ноябрьского опроса почти 1,5 тыс. топ-менеджеров из различных регионов и отраслей, проведенного McKinsey.


Респонденты полагают, что 2009 г. откроется продолжающейся глобальной рецессией и высокой волатильностью фондовых рынков. Большинство прогнозирует, что ВВП их страны станет снижаться (в среднем на 2%), а их собственный сектор замедлится. Наибольшими пессимистами показали себя представители Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Северной Америки, наименьшими – китайцы и индийцы. 54% респондентов ожидают отраслевой консолидации и только 7% – обострения конкуренции со стороны новичков. Улучшение делового климата, если верить опросу, начнется в конце 2009-го – начале 2010 г. В качестве основного индикатора называлось улучшение таких макроэкономических показателей, как потребительский спрос и безработица. Хотя некоторые респонденты указывали на более специфические индикаторы: как часто они сами заказывают в ресторане икру и шампанское, или как долго должно простоять такси в ожидании клиента.


Поставки


За миллионной чертой
В нынешнем году украинский рынок печатной периферии сделает шаг назад – обратно за черту в 1 млн. устройств, которая была преодолена только в 2007 г. А в следующем году, согласно прогнозу IDC, этот сегмент и вовсе может вернуться в состояние 2006 г.


Тенденция к снижению поставок устройств наблюдалась аналитиками уже в ІІІ квартале 2008 г. В частности, снизились они на 8% по отношению к аналогичному периоду 2007 г. (до 214 тыс. штук). Этот спад был обусловлен уменьшением поставок струйной периферии (на 28%) из-за снижения покупательной способности в розничном сегменте. Такое падение не смог компенсировать даже рост поставок лазерных устройств (+15%), который, однако, во многом был обеспечен серым импортом. Так, именно этому каналу рынок обязан большей частью продукции данной категории. Поставки матричных принтеров в ІІІ квартале упали на 23%. Правда, в IDC отмечают, что на них спрос всегда нерегулярен.


Что касается IV квартала 2008 г., то сезонный фактор вполне может сыграть на руку рынку. Так, даже несмотря на ухудшающиеся экономические условия, рынок не упадет ниже показателя предыдущего квартала текущего года. Но если сравнить прогнозные показатели последнего квартала 2008 г. с прошлогодними данными, то они будут вдвое меньше.


«Центр гравитации Procter & Gamble сместится в сторону развивающихся рынков».
Боб Макдональд
, главный операционный директор Procter & Gamble Co, о начале масштабного расширения бизнеса компании


Измерения


Доходно и молодо
Среди пользователей Интернета в Украине растет доля целевой аудитории большинства рекламодателей.


По данным очередной волны исследований Украинской ассоциации интернет-рекламы, проведенных при участии GfK Ukraine и Gemius, в городах с населением 50 тыс. и более уменьшается доля пользователей без источников дохода. Если еще в апреле эта группа занимала 15% аудитории, то по состоянию на осень 2008 г. – менее 11,5%.


Уменьшилась и группа пользователей с доходом ниже 3 тыс. грн. в месяц – 49% осенью против 52-53% весной. Что касается категории с доходом от 3 до 5,5 тыс. грн., то ее доля выросла до 16% (еще в апреле таких пользователей было 11,5%). Положительная динамика зафиксирована и у пользователей, получающих более 5,5 тыс. грн. в месяц. На данный момент их около 10,5%, тогда как полгода назад было 7%.


В Украинской ассоциации интернет-рекламы отмечают, что аудитория Всемирной сети в нашей стране привлекательна для рекламодателей не только ростом доходов, но и возрастом. Так, две трети пользователей в Украине младше 35 лет, а 37% аудитории и вовсе попадают в возрастную категорию от 16 до 24 лет.

Exit mobile version