Site icon Companion UA

Слом металла

На протяжении нескольких лет металлоломная группа «Евро Финанс» выстраивала модель сетевого перерабатывающего бизнеса.
Выдержит ли эта стратегия проверку кризисом?


В бывшем СССР в каждой области сбором и переработкой лома черных металлов занимался один монополист: это были областные вторметы, хорошо оснащенные в техническом плане и обеспеченные профессиональными кадрами. В начале 1990-х наступил сумбур: собирали лом, перерабатывали, экспортировали или поставляли на отечественные предприятия все кому не лень. Только лицензий на заготовку и переработку лома черных металлов было выдано более 3 тыс.


В 1997 г. отправной точкой для роста экспорта украинского металлолома послужил ценовой дисбаланс. При цене $50/т лома на внутреннем рынке зарубежные покупатели предлагали $80 на условиях предоплаты. В результате к началу 2000-х из страны было вывезено почти 20 млн. т лома. Многие компании работали в тени. Это не устраивало украинскую власть, метпредприятия и крупных металлоломщиков.


Неконтролированный вывоз лома и рост цен на него внутри страны подстегнул металлургов к лоббированию своих интересов в парламенте. В 2003 г. были приняты изменения в Закон «О металлоломе», предусматривавшие введение экспортной пошлины на металлолом в размере EUR30/т. После этого отрасль полностью переориентировалась на внутренний рынок. Члены Украинской ассоциации вторичных металлов («УАВтормет») неоднократно заявляли, что новация стала серьезным ударом по отрасли, поскольку экспорт ограничивался как формально (пошлина), так и неформально (сдерживающие механизмы по регистрации контрактов). Путем сдерживания экспорта создавался «втягивающий вакуум» для поставок лома на украинские метзаводы по низким ценам, что рассматривалось в ВТО и Евросоюзе как скрытое субсидирование украинских сталепроизводителей. Закрытие доступа на внешние рынки сбыта и проблемы с возмещением НДС привели к существенному сокращению числа ломозаготовительных компаний.


На внутреннем рынке отношения с металлургами складывались тоже непросто. При беспрецедентном росте цен на металлопродукцию производители с неохотой соглашались на удорожание сырьевых материалов, включая лом. Такой подход приводил к ситуациям, когда поставщики лома приостанавливали свои операции с метпредприятиями, ожидая назначения справедливой цены на товар. В эти периоды возникали перебои с поставками металлолома на украинские меткомбинаты и заводы. Но это было полбеды: после того как металлурги соглашались платить более высокую цену за лом, и металлоломщики возобновляли поставки на метпредприятия, последние затягивали оплату за товар на многие месяцы. Операторы рынка вторичных металлов прямо заявляли, что металлурги строят свою экономику за чужой счет. Итогом такой политики стало значительное сокращение ежегодного объема заготовки лома в стране – он снизился с 10 млн. т до нынешних 7-8 млн. т (предприятия ГМК Украины приобретают порядка 7-7,3 млн. т металлолома в год).


Сокращение объемов рынка ужесточило конкуренцию между металлоломщиками. Крупные компании – активные члены «УАВтормета» в последние годы активно продвигали нормативные и законодательные изменения, направленные на ужесточение лицензионных требований к фирмам, торгующим ломом.


Среди прочего особое внимание уделялось наличию специализированного оборудования у лицензиатов. По информации «УАВтормета», в начале 2006 г. лишь 4,3% компаний-лицензиатов имели в собственности одновременно стационарные весы, кран и пресс (это недешевое удовольствие, так как новые стационарные пресс-ножницы стоят около EUR600 тыс., стационарные прессы – EUR700-800 тыс., автопогрузчики – до EUR300 тыс.).


На таком непростом рынке компания ПИИ ООО «Евро Финанс Лтд.» умудрилась занять лидерскую позицию и, по крайней мере до кризиса, неплохо зарабатывала.



Сети и машины
Около четырех лет назад разрешение Антимонопольного комитета Украины на покупку шести отечественных вторметов дало старт оформлению первой в стране вертикально интегрированной финансово-промышленной группы, основным бизнесом которой является заготовка, переработка и поставка металлолома. Во главе ломозаготовительных компаний стала «Евро Финанс».


В 2004 г. ЗАО «Киеввтормет» (базовое предприятие «Евро Финанс») пришлось столкнуться с рядом негативных факторов: помимо закрытия внешних рынков сбыта, стала недоступной заготовка военного и железнодорожного лома, обострилась конкуренция с мелкими ломозаготовителями, досаждали и представители некоторых госструктур. Для закрепления на рынке компания должна была существенно нарастить объемы заготовки лома – месячная норма «Киеввтормета» поднялась с 6-7 тыс. т до 22-25 тыс. т, в планах на будущее фигурировали нормы в 30-35 тыс. т.


Стратегическими задачами на тот период руководители компании сочли расширение заготовительной сети и увеличение парка автотранспорта. Развитие сети происходило через открытие дополнительных цехов в близлежащих со столицей областях. Пришлось поработать над логистикой и маркетинговой базой для сбора информации о новых объектах заготовки. Данная информация была необходима для того, чтобы опередить конкурентов. На эту же цель работала и идея расширения парка транспорта, поскольку новые площадки располагались на ощутимом для прежней системы логистики удалении от центра переработки.


За три-четыре года «Евро Финанс» сумела занять шестую часть рынка по заготовке и переработке лома. В 2007 г. подходы к сетевому продвижению группы изменились. Вместо того чтобы покупать площадку с оборудованием бывшего употребления и вкладывать деньги в ее модернизацию, более выгодной оказалась иная схема – долгосрочная аренда земельного участка с хорошей транспортной развязкой и коммуникациями и его последующее оснащение новой техникой. К октябрю 2008 г. компания поставила под контроль десять крупных украинских предприятий, в рамках которых работало порядка 90 точек по заготовке и переработке лома.


Параллельно с созданием сети с 2006 г. группа занималась техническим оснащением заготовительных площадок, что предполагало многомиллионные закупки спецтехники. Необходимость этого была обусловлена сокращением запасов легкодоступного лома. В перспективе металлоломным компаниям придется заготовлять труднодоступный лом (бытовой лом, старые автомобили, бытовая техника, промышленное оборудование), заготовить и переработать который весьма непросто. В оснащение одной ломоперерабатывающей площадки инвестировалось EUR0,5-1 млн.


Не обходилось и без просчетов. В 2003 г. «Евро Финанс» заказала в Великобритании установку «Шредер», которая обошлась компании в ценах того времени в $5,5 млн. Проект был рассчитан на внешний рынок. Но с утверждением вывозной пошлины бизнес на экспорте такого лома стал почти невозможным. На внутреннем же рынке переработанный продукт продавался с трудом. «Евро Финанс» всегда настаивала на том, что металлурги должны рассматривать лом в качестве товара с разными категориями качества и соответственно ценами. Произведенный на «Шредере» лом компания планировала продавать по более высокой цене. Однако ставка на качество, по заявлениям других игроков рынка, себя не оправдала, поскольку была преждевременной. В итоге установка работала максимум с 50%-й загрузкой.


В «Евро Финанс», впрочем, не сомневались, что «Шредер» себя окупит – вступление Украины в ВТО и связанное с этим поэтапное снижение экспортной пошлины на лом должно было бы стимулировать экспорт. Особые надежды руководство компании возлагало на строительство собственного сталеплавильного мини-завода в Белой Церкви (о чем было заявлено еще в 2005 г.). Однако конфликт с городскими властями города на долгих три года отсрочил начало строительства – подготовительные работы начались только весной 2008 г.


Свой «свечной заводик»
Задуманный проект выглядел довольно удачным – в нем максимально учитывались нюансы логистики, благодаря которым компания могла буквально озолотиться. Белая Церковь была выбрана для строительства предприятия не случайно. Построенный там завод располагался бы вблизи и от мест ломообразования (основной источник сырья для спроектированного производства), и от рынка сбыта готовой продукции, каким был Киев во время строительного бума. Еще один географический бонус – оптимальный выход к транспортным артериям, что решает многие задачи с доставкой сырья и отгрузкой продукции (шоссе Киев-Одесса, железнодорожная станция «Росток»). И, конечно, к расположению предприятия под Белой Церковью склоняла городская инфраструктура, что снимало вопросы об организации социальной сферы для работников предприятия.


Вице-президент компании «Евро Финанс» Валентин Макаренко в 2005 г. так обрисовал выгоды от строительства мини-завода в Киевской области: «Для того чтобы получить украинский лом, египетскому металлургическому предприятию необходимо осуществить следующие логистические затраты: экспортная пошлина (EUR30/т), доставка в порт ($12/т), услуги стивидорных компаний по загрузке-разгрузке в портах ($20/т), фрахт судна ($30/т), иные расходы ($20/т). В итоге затраты египетского предприятия только на логистику данного сырья составляют около $120/т. Владея заводом в Украине с примерно той же структурой производственных мощностей, мы на логистику 1 т лома будем тратить максимум $20».


Планировалось, что на мощностях мини-завода будет производиться арматура (строительный сортамент) и катанка (для метизной подотрасли). Собственника «Евро Финанс» не смутило наличие украинских конкурентов («Арселор Миттал Кривой Рог», Енакиевский МЗ, Макеевский МЗ). В металлоломной компании тогда подчеркивали, что с тем средним качеством металлопродукции, которое обеспечивают украинские производители, отечественным металлургам удается занимать средне- и низкоценовые рынки. А белоцерковская электросталь должна была стать дорогой и качественной продукцией, предназначенной как для внутреннего рынка, так и для экспорта в ЕС и США.


В октябре нынешнего года «Евро Финанс» анонсировала второй проект строительства электрометаллургического завода – теперь уже на территории Радивиловского района Ровенской области. Более того, были планы по созданию собственной металлоторговой сети на базе ломозаготовительных площадок.



Таким образом, главной стратегической задачей компании стало построение эффективной системы вертикально интегрированного бизнеса.


Между тем представители металлургов в штыки восприняли проекты металлоломной группы. Еще после анонса первого проекта Минпромполитики и объединение «Металлургпром» озаботились грядущим дефицитом металлолома, поскольку только белоцерковский завод отвлекал бы на себя около 2 млн. т лома в год (второй мини-завод будет потреблять еще 1 млн. т). Металлоломные компании и профильная ассоциация угрозу дефицита упорно отрицают. В 2007 г. владелец группы «Евро Финанс» Али Мохаммад Хани Омран заявил автору статьи, что по расчетам специализированных организаций, ресурса амортизационного лома в стране достаточно для стабильной работы отрасли еще минимум на 40 лет.


Кризисные коррективы
После пуска сталеплавильных заводов компания собиралась реализовать металл с максимальной добавленной стоимостью за рубежом и в Украине на мелкооптовом и розничном рынке проката. Для этого и нужна была собственная сеть сервисных металлоцентров.


Однако в августе-сентябре текущего года металлургические предприятия страны столкнулись с кризисом производства и снижением заказов на изготовление металлопродукции. Вследствие этого метпредприятия уменьшили объемы производства и стали крайне неаккуратно рассчитываться с поставщиками сырья. По данным «УАВтормета», задолженность металлургов за потребленный металлолом составляет около 800 млн. грн., причем объемы закупок и цены на лом по сравнению с серединой года снизились в четыре-пять раз.


Очевидно, что «Евро Финанс», как и все металлоломные компании, ощутила на себе последствия снижения спроса на лом. Можно предположить, что положение компании дополнительно усложняется объемом заемных средств, ранее привлеченных для масштабных инвестиционных проектов и покупки дорогостоящей техники (только в 2008 г. группа планировала потратить 45 млн. грн.). Если ситуация на рынке не изменится, то небольшим металлоломным фирмам придется сворачивать бизнес, а крупным – распродавать площадки по заготовке-переработке лома и недавно приобретенную технику. В случае группы «Евро Финанс» под удар могут попасть проекты строительства мини-заводов, возобновить которые после окончания кризиса будет весьма непросто.


Представители металлоломного бизнеса вполне осознают риски кризисного периода. Поэтому уже в начале декабря «УАВтормет» обратился к премьер-министру с просьбой внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект, предусматривающий меры по поддержке ломоперерабатывающей отрасли на время кризиса. Ассоциация предлагает это осуществить, установив нулевую ставку пошлины, либо полностью отменив Закон «Об экспортной пошлине на отходы и лом черных металлов». По информации «УАВтормета», отмена пошлины позволит восстановить необходимые объемы оборотных средств на предприятиях и соответственно уберечь от разорения ряд малых и средних компаний, а также приведет к поступлению в страну ежегодной валютной выручки в размере более $900 млн.


Стоит сказать, что после вступления Украины в ВТО произошло незначительное снижение размера пошлины – до EUR25/т, чего явно недостаточно, чтобы возродить экспорт лома в прежних объемах.







Сборщик и переработчик


Группа «Евро Финанс» – крупнейший игрок отечественного рынка лома черных металлов с долей 16-17% и ежегодным объемом заготовки на уровне 1,5 млн. т. Таких позиций она достигла за счет реализации стратегии расширения бизнеса, при которой появилась разветвленная сеть цехов по заготовке и переработке лома. На данный момент в состав компании входят несколько крупных и средних ломоперерабатывающих предприятий, среди которых «Укрвторчермет», «Запорожский втормет», «Сумывтормет», «Александриявтормет», «Тернопольвтормет», «Втормет» (Одесса), «Закарпатвтормет», «Черниговвтормет», «Кировоградвтормет», «Ивано-Франковсквтормет».
Владельцем ПИИ ООО «Евро Финанс Лтд.» является украинский бизнесмен Али Мохаммад Хани Омран.

Exit mobile version