Усиливающаяся конкуренция на рынке широкополосного интернет-доступа оставляет операторам домашних сетей небольшой выбор: счастливчики могут рассчитывать на консолидацию.
Низкая покупателная способность украинских граждан и нерасторопность «Укртелекома» в предоставлении интернет-доступа через свою сеть привели к тому, что украинский частный рынок широкополосного доступа (ШПД) начал развиваться в значительной мере стихийно. Во многих микрорайонах и отдельных домах были организованы частные локальные сети.
Разрозненные очаги
На сегодняшний день домашние сети присутствуют практически во всех спальных районах крупных городов. Как правило, они построены в качестве бесплатных файлообменников с платным доступом во внешние сети, в том числе во Всемирную паутину. В этих сетях используется технология Ethernet, основанная на наиболее доступном оборудовании для локальных сетей (LAN). Стоимость сетевой карты для пользовательского устройства – до $10. Несмотря на дешевизну сети, абонентская база домашних операторов платежеспособна, а средняя доходность с абонента (ARPU), пользующегося Интернетом, по данным GfK Ukraine, составляет примерно 60 грн. в месяц.
Данные о доле рынка, занимаемой подобными сетями, очень разнятся. Константин Колесов, директор по развитию бизнеса Vega, оценивает долю домашних сетей в 40% рынка по количеству абонентов. По данным iKS-Consulting, небольшие игроки занимают около 27% рынка ШПД, а в GfK Ukraine утверждают, что частными локальными сетями пользуются около четверти всех домашних пользователей Интернета (то есть 230-250 тыс. абонентов).
На практике новым игрокам пришлось попросту поубавить амбиции. Первым обжегся российский «Комстар-ОТС», планировавший несколько лет назад освоить крупные украинские города, однако пока остановился лишь на Одессе. Сегодня нельзя назвать успешным и проект «Світ Онлайн» от «Голден Телекома», перешедший в наследство к УРС (сейчас развивается под ТМ «Интернет Дома»), хотя средств в него было вложено больше, а услуга уже запущена в Киеве и других городах (покрытие – около 5 тыс. домов). Vega сконцентрировалась на первичном рынке: из 600 зданий, в которых присутствует компания, 400 – новостройки.
Медные гиганты
Основные доходы на рынке ШПД пока получают операторы с развитой кабельной инфраструктурой. Так, «Укртелеком» уже подключил 500 тыс. абонентов к услуге кабельного интернет-доступа «Ого!» и пока развитие сервиса ограничивается лишь возможностями госкомпании. Потенциальными подписчиками на высокоскоростной Интернет являются 10 млн. фиксированных абонентов оператора, значительная часть которых недоступна для других кабельных операторов.
Лидер столичного рынка интернет-доступа компания «Воля» также не сидит сложа руки. В августе совладелец компании фонд Sigma Bleyzer объединил ее с региональными активами. Новосозданная компания Volia Limited обладает кабельными сетями в 19 регионах и насчитывает 347 тыс. интернет-абонентов по всей Украине (из них 230 тыс. – в Киеве).
«На конец III квартала проникновение ШПД в Украине составляло 6,6% домохозяйств, то есть 1,33 млн. абонентов», – утверждает Микола Олиярник, аналитик iKS-Consulting. По прогнозам «Укртелекома», к 2013 г. количество пользователей ШПД возрастет до 5 млн. человек. Львиную долю этого рынка, несомненно, займут компании с развитыми медными сетями, главным образом «Укртелеком» и Volia Limited. Однако в дальнейшем темпы роста количества интернет-абонентов этих операторов, скорее всего, пойдут на убыль вследствие исчерпания общего абонентского ресурса в их сетях и ограниченных возможностей самих медных сетей.
Возможности для экспансии
Все же активный переток абонентов между кабельными сетями вряд ли будет иметь место в ближайшем будущем. Скорее всего, новые абоненты при наличии альтернативы будут выбирать сети с высокой скоростью передачи данных. На это и рассчитывают компании вроде УРС или «Оптимы-Фарлеп», предоставляя скорость передачи данных до 100, а то и 1000 Мбит/с. Между тем, на новых абонентов могут рассчитывать и операторы домашних сетей, многие из которых построены на современном оборудовании и не уступают сетям именитых конкурентов.
Однако в своем нынешнем виде им будет сложно противостоять крупным операторам: «Рынок домашнего Интернета только недавно вступил в фазу быстрого роста и еще далек от насыщения. Однако по мере роста увеличатся затраты на привлечение новых абонентов и удержание старых (повысится важность удовлетворенности абонента и качества обслуживания). Выигрывать будут более крупные провайдеры, которые смогли выстроить сильный бренд и обеспечить высокое качество услуг», – считает старший аналитик GfK Ukraine Татьяна Ильяшенко. «Сегодня многие домашние сети работают на грани прибыльности, поскольку внешний трафик, как правило, перекуплен у крупных операторов. Поэтому выбор у них небольшой: соединяться с себе подобными или продаваться более крупным сетям либо традиционным телеком-операторам», – соглашается Константин Колесов.
Наиболее интересными домашние сети станут для новых операторов, заходящих на украинский рынок, ведь строительство сетей в городах с нуля менее оправдано, чем объединение существующих. Это уже поняли несколько компаний, желающих побороться за украинский рынок интернет-доступа. Так, российский инвестфонд UFG Private Equity Fund I летом нынешнего года приобрел контрольный пакет киевского интернет-провайдера IPNet, выросшего из домашней сети. Сделку эксперты оценивают в пределах $10 млн. Другой пример – киевская домашняя сеть «Фринет» (работает на Харьковском массиве), вокруг которой инвесторы решили объединить ряд локальных активов и создать игрока национального масштаба. Пока собственники «Фринет» присоединили к нему сеть iHome (работает на Троещине), построили сети в крупных городах Украины и вывели провайдера на рынок под ТМ О3. Сейчас компания обслуживает около 20 тыс. абонентов, а в 2009 г. их количество планируется довести до 50 тыс. Помимо интернет-доступа, «Фринет» намерен предоставить услуги телевидения и телефонии через Сеть.
Хотя кризис и оказывает негативное влияние на рентабельность бизнеса интернет-провайдеров, по мнению экспертов, он не станет преградой для развития подобных проектов. Татьяна Ильяшенко: «Кризис – явление временное. На этот период замедлится прирост новых подключений, возможно, домашние пользователи переключатся на более дешевые тарифные планы. Однако рынок домашнего доступа в Интернет (в том числе и через домашние сети) сохранит инвестиционную привлекательность».
Обогащенный озоном Какие планы по развитию на следующий год? Какова ваша стратегия по выходу в регионы? Услуги Triple Play анонсировались уже неоднократно, однако пока никому не удалось достичь успеха в этом. В чем ваша исключительность? Почему вы решили выбрать оборудование Cisco, а не отдали предпочтение продукции китайских вендоров? |