Site icon Companion UA

Чем рискуют депутаты-бизнесмены, поддерживающие оппозицию?

Юлия Тимошенко, народный депутат Украины, лидер блока БЮТИ:

– Усiм – i пiдприємництвом, i стабiльним життям родини, i навiть власним життям. Але, на жаль, бiльшiсть бiзнесменiв, якi пройшли в парламент, прийшли будувати нечесну полiтику, а не країну, яка гiдна поваги. Вони прийшли лобiювати власнi iнтереси. I тому менi здається, що бiльшостi з них нiчого не загрожує.

Владимир Литвин, народный депутат Украины, лидер блока «За единую Украину»:

– Это их личное дело, кого они будут поддерживать. Я думаю, что депутаты-бизнесмены ничем не рискуют, потому что они народные депутаты и живут в демократической стране.

Николай Азаров, глава ГНАУ:

– Налоговая администрация Украины за всю избирательную кампанию не допустила ни одного случая «давления» на субъектов избирательного процесса. Согласно моему указанию представители ГНАУ были абсолютно нейтральны, поэтому сегодня я совершенно откровенно говорю и отвечаю за свои слова: я не знаю ни одного факта, когда бы мы оказали какое-либо давление на бизнесменов в связи с их политическими взглядами, если таковые у этих бизнесменов имеются. В чем я иногда очень здорово сомневаюсь, глядя, как с невероятной легкостью они меняют свои политические убеждения и политическую принадлежность. Мы очень внимательно анализируем прессу, и нигде не было зафиксировано ни одного конкретного факта давления. Наоборот, те кто совершает преступления, и мы докажем это в суде, сразу же, как только мы начинаем ими заниматься, прячутся за политику.

Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер СПУ:

– В недемократическом государстве, естественно, эти люди рискуют ощутить на себе влияние админресурса в его худшем проявлении, то есть инструменты государства будут использованы для давления на этих людей. Это своеобразная форма шантажа, вымогательства, давления, когда используется налоговая милиция и т. п. В демократическом государстве такого быть не должно. Поскольку в Украине подобное существует, это свидетельствует о том, что у нас государство недемократическое.

Александр Волков, народный депутат Украины:

– Бизнесом!

Юрий Костенко, народный депутат Украины, лидер УНР:

– Я вважаю, що у нас немає сьогоднi поняття опозицiї. Скорiше, є певнi люди, якi можуть потрапити пiд адмiнiстративний «каток», в Українi це поширено. Але таке явище не характерне для всiх депутатiв-бiзнесменiв.

Инна Пидлуцкая, руководитель международных программ Украинского независимого центра политических исследований, президент фонда «Европа XXI»:

– Маємо визнати, будь-який депутат-бiзнесмен, що пiдтримав опозицiю, автоматично стає об’єктом для можливих переслiдувань з боку насамперед контролюючих органiв. Реально така можливiсть iснує не в останню чергу через те, що в самому законодавствi України не створено механiзмiв забезпечення повної прозоростi системи полiтичного фiнансування. Зокрема, я маю на увазi фiнансування виборчої кампанiї. Через таку непрозорiсть створюються можливостi для тиску на депутатiв. I це може мати серйознi наслiдки для конкретних осiб, оскiльки iснують можливостi вибiркового застосування законодавства до тих чи iнших осiб, якi обрали, скажiмо, не ту полiтичну силу для того, щоб надати їй фiнансову пiдтримку. Втiм, яка може бути реальна загроза? Я думаю, що набiр засобiв впливу досить стандартний – перевiрки з боку податкової адмiнiстрацiї пiдприємства, власником чи спiввласником якого є даний бiзнесмен, що пiдтримав полiтичну силу, опозицiйну до чинної влади.

Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:

– Все депутаты-бизнесмены, конечно, рискуют безопасностью своего бизнеса. А бизнес в Украине всегда в опасности, которая подстерегает его со стороны власти. Вся история формирования частного капитала в независимой Украине состоит в том, что без симбиоза с чиновничеством украинский предприниматель, бизнесмен, желающий и умеющий заниматься предпринимательством, редко, только в уникальных случаях обходился без «благословения» и небескорыстной поддержки со стороны государственных чиновников. Можно привести массу случаев, когда бизнесменов учили правильно понимать «политический курс» власти и «политику» президента. Причем здесь испробованы различные инструментарии использования нелегитимной зависимости предпринимателей от силовых структур, от ГНАУ. И одновременно мы видим режим особого благоприятствования (например, свободные экономические зоны, специфические льготы, кредитование и т. д.) для бизнесменов, когда они признают беспрекословно необходимость «сотрудничества» с исполнительной властью.

Адам Мартынюк, народный депутат Украины, КПУ:

– Депутаты-бизнесмены рискуют многим.

Евгений Червоненко, народный депутат Украины, блок Виктора Ющенко «Наша Украина»:

– Рычаги влияния – прямые угрозы и давление. Безусловно, сегодня раздавить могут любого. Но я все-таки оптимист и верю, что диалог состоится, и все «вожди» наконец поймут, что метод «боюсь» не будет действовать, если кто-то первым не «поломает» это правило, против которого пошли почти 300 бизнесменов, прошедших в парламент. Мне кажется, что каждый из нас пришел ради одного – чтобы нас уважали и к нашему мнению прислушивались, а не чтобы быть дополнением к парламентским креслам.

Александр Зинченко, народный депутат Украины, СДПУ(о):

– Я пока никакой угрозы не вижу. Идет совершенно закономерный процесс становления новой структуры. В этой структуре люди ищут свое место под солнцем. Надо рассматривать это в другой плоскости: рыночная экономика и нерыночная, сложатся интересы, которые будут двигать радикализацию рыночных отношений в стране, или наоборот. Безусловно, понятие менеджера и представителя крупного бизнеса всегда связано с опасностью лоббирования корыстных интересов определенной группы людей.

Александр Кривошеенко, директор Центра политического маркетинга:

– Найбiльший ризик для таких депутатiв – це втрата опозицiєю свого реального впливу на полiтичний процес. А вiдтак – i втрата для цих депутатiв певної фiнансової та полiтичної перспективи. Чинна податкова система, роздутi межi компетенцiї чисельних контролюючих iнстанцiй передбачають можливiсть виконавчої влади адмiнiстративними методами знищити практично будь-який бiзнес в Українi.

З iншого боку, та ж виконавча влада може створити окремо взятому бiзнесу такi пiльговi умови, коли вiн буде отримувати надприбутки, не зазнаючи при цьому нiякої загрози з боку конкурентiв або iнших «несприятливих» ринкових чинникiв.

Александр Турчинов, народный депутат Украины:

– Они рискуют всем – от бизнеса до личной свободы.

Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:

– Конечно, учитывая, что отношения власти и бизнеса строятся на конфронтационных методах, когда депутаты, поддерживающие оппозицию, рискуют просто своим бизнесом. К примеру, мы же знаем, какими методами записывали во фракцию власти «За единую Украину», разговор в том числе шел и о ведении бизнеса. А методы влияния – это проверки налоговых органов, отказ в аренде помещений, проверки пожарников, санэпидемстанций. Все эти методы применялись и во время избирательной кампании, и никакой тут иммунитет депутатский не поможет.

Владимир Лупаций, исполнительный директор центра социальных исследований «София»:

– Я думаю, власть будет ограничиваться общими рычагами воздействия на депутатов-бизнесменов, по крайней мере, они перестанут пользоваться, если пользовались, любыми преференциями. Причем это могут быть и не буквально финансовые преференции… А если данные депутаты займут антипрезидентскую позицию, то это уже получается другая ситуация, о чем еще преждевременно говорить. Все будет зависеть от остроты конфликта. Если все перейдет в сферу сугубо политическую, то там уже невозможно будет «достать», скажем, «Нашу Украину» через экономические рычаги влияния.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

– Бизнеса, который поддерживает Юлия Тимошенко или Александр Мороз, в явной открытой форме практически не существует. Поэтому нужно говорить о том бизнесе, который поддерживает блок В. Ющенко, а здесь речь не идет об оппозиции радикальной. Так вот, этот бизнес пока находится в неплохих отношениях с исполнительной властью. Во всяком случае никакого «развода» еще не было, и исполнительная власть по-своему согласна с тем, что такой бизнес должен существовать. Поэтому говорить о том, что есть угроза для бизнеса депутатов блока Ющенко, нельзя. Это сложная игра.

Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:

– Депутаты-бизнесмены рискуют всем, прежде всего личной свободой, капиталами, взаимоотношениями с партнерами и т. д. Потому что у нашей власти до сих пор достаточно возможностей для того, чтобы максимально усложнить жизнь бизнесмену или, более того, отнять у него свободу и превратить его жизнь в выживание. Таких рычагов влияния десятки, если не сотни. Практически весь бизнес в Украине как велся, так и ведется с нарушением тех или иных законов. На каждого депутата-бизнесмена есть определенное досье, где зафиксированы все нарушения им налоговых, таможенных и других законов Украины. Поэтому при небольшом желании власть может сделать с бизнесменом все – уменьшить или ликвидировать его доходы, бизнес, отдать его бизнес другим, посадить в тюрьму и т. п.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– Они рискуют потерей своего благосостояния и фактически даже своей жизнью, потому как их могут и убить. На самом деле в Украине, с моей точки зрения, властью создан «черный эскадрон». Я уверен, что есть такая структура, потому что если проанализировать все события по убийствам бизнесменов, политиков и журналистов, то можно говорить точно, что действует какая-то тайная организованная структура. И после того как все данные преступления не раскрыты, это свидетельствует о том, что указанная структура находится под контролем правящей верхушки и выполняет ее задания. Вот то, чем рискуют депутаты-бизнесмены – тайный рычаг по их физическому устранению (автокатастрофа, нападение хулиганов и т. п.). Что касается экономической расправы, то это делается с помощью такого инструмента, как налоговая администрация и прокуратура. В отношении таких инструментов, как милиция и СБУ, то там люди поприличнее, и они считают ниже своего достоинства заниматься подобными заказами. Хотя в критических ситуациях их тоже привлекают к расправе с непокорными. Существует еще информационная форма расправы, когда начинается фактически травля через СМИ, идут заказные статьи. Это очень дорогая и тонкая форма расправы, требующая высокой квалификации, это инструмент длительного пользования.

Еще одно направление – запугивание членов семьи депутата-бизнесмена и его родственников.

Exit mobile version