Site icon Companion UA

Актуально в мировых компаниях

Финансовые взлеты


Шотландцы катят бочки
Производители шотландского виски (скотча) переживают второе рождение. Причиной тому стали развивающиеся рынки, спрос со стороны которых позволил винокурням по максимуму загрузить мощности. Как отмечают западные СМИ, в 1981 г. производство скотча по сравнению с предыдущим годом сократилось вдвое – с 415 до 268 млн. л. Вернуться к уровню 429 млн. л удалось лишь в 1990-м, и такие объемы производства сохранялись вплоть до 2006 г. В связи со спадом потребления в 1980-2005 гг. в Шотландии закрылось около 20 винокурен. Однако в 2007-м ситуация кардинально изменилась: продажи скотча увеличились на 75% в Китае, на 36% – в Индии, на 27% – в Европе и на 6% – в Северной Америке. Ожидается, что позитивная динамика сохранится и в ближайшие годы, демонстрируя устойчивость этого алкогольного сегмента к рецессии.


В Шотландии уже начался инвестиционный бум. Производитель скотча Gleinlivet («дочка» алкогольной компании Pernod Ricard) планирует удвоить объемы выпуска, конкурирующая фирма Glenmorangie (с 2004 г. принадлежит Moet Hennessy) – увеличить их на 50%. Британская Diageo намерена вложить $100 млн. в строительство крупнейшей в Шотландии винокурни. Всего в 2007-2010 гг. алкогольные компании планируют инвестировать в сегмент скотча $800 млн., вследствие чего производственные мощности возрастут на 50 млн. л напитка в год. Более того, для наращивания продаж игроки корректируют маркетинговую стратегию. Как известно, премиальный виски должен простоять в дубовых бочках минимум десять лет, что автоматически замедляет обороты бизнеса. Чтобы успеть за растущим спросом, производители решили запустить на рынок новый тип продукта – молодой виски. Так, в 2008 г. компания Glenmorangie стала продавать такой напиток под названием Signet по цене $185 за бутылку, правда, срок его выдержки держится в тайне.


Финансовые падения


Долететь бы до 2010 г.

Авиакомпании по всему миру пытаются сократить операционные издержки, чтобы избежать банкротства, однако в 2009 г. это удастся далеко не всем. Среди первых претендентов на вылет эксперты, опрошенные BusinessWeek, называют дисконтных перевозчиков, таких как AirTran Airways и JetBlue Airways. Их особенность в том, что они имеют ограниченное количество рычагов для снижения затратной части бюджета. Если говорить о крупных игроках, то в текущем году наиболее серьезные проблемы могут испытать североамериканские компании, ранее заложившие крупные доли своих активов, так что шансов осуществить дальнейшие заимствования почти не осталось. Под ударом могут оказаться US Airways и Air Canada, за период январь-сентябрь 2008 г. потерявшие $1,7 млрд. и $244 млн. соответственно. Но если канадцы еще могут рассчитывать на помощь со стороны заокеанских инвесторов, то авиалиниям США по законодательству запрещено продавать иностранцам контрольные пакеты. По данным Международной ассоциации авиаперевозчиков (IATA), потери американской отрасли в минувшем году составили $4 млрд., а долги достигли $95 млрд. – больше, чем у остальных авиакомпаний мира вместе взятых.


В 2008 г. воздушных перевозчиков изрядно потрясло. Они вынуждены были сокращать число маршрутов и рейсов, урезать операционные расходы и персонал, чтобы защищаться от роста цен на топливо. Во втором полугодии, после достижения некоторой экономии и удешевления керосина почти на 2/3, ситуация должна была наладиться. Но этого не случилось, поскольку возникла новая проблема – резкое падение пассажиропотока и грузоперевозок (например, в США в ноябре – на 15%). Операторы попытались отреагировать на него снижением цен на билеты, но это не привело к особым успехам.


Диверсификация


Почти дармовая связь
МТС и продуктовый ритейлер Auchan запустили в России виртуальный оператор «А-Мобайл». С декабря контакты продаются в гипермаркетах Auchan в Москве и области, в I квартале проект охватит и регионы. Особенность нового тарифного плана заключается в том, что абоненты оператора смогут бесплатно общаться друг с другом по 15 минут в день. Зарабатывать же планируется на звонках другим операторам и входящем трафике. Показатель MOU для абонентов «А-Мобайл» ожидается на уровне 350 минут.


Как признается пресс-секретарь МТС Екатерина Осадчая, это нишевый дисконтный проект, поскольку счет от его абонентов будет ниже, чем в среднем по МТС. Зато общие доходы компании должны вырасти: на первом этапе к новому тарифу планируется подключить десятки тысяч абонентов, далее счет пойдет на сотни тысяч. Каннибализации брендов в компании не опасаются и надеются, что среди подписчиков «А-Мобайл» будет вдвое больше абонентов, перешедших от других операторов (прежде всего «ВымпелКома» и «МагаФона»), чем сменивших контракт пользователей МТС.


В успех «А-Мобайл», однако, верят не все. «Поскольку сейчас sim-карты всех операторов достаются абонентам практически бесплатно, такие ходы вряд ли сработают. Они были актуальны года три-четыре назад, – полагают в российской компании Mobile Research Group. – Для успеха проекта оператору надо распространить предложение на другие торговые сети».


Продажи


Не лучшее время для щедрости
Для большинства западных ритейлеров результаты предпраздничных распродаж – традиционно самого горячего сезона в году – оказались провальными. Не помогло даже снижение цен, которое не только началось раньше обычного (в октябре), но и стало беспрецедентным по размаху. «Мы слышали от продавцов, что скидки на 30-40% уже не интересуют клиентов. Чтобы пробудить интерес, компании вынуждены опускать цену до 50-60%», – отмечают аналитики Citigroup.


Для США ключевым показателем предпраздничной покупательской активности являются данные за последние выходные, предшествующие Рождеству, которое традиционно отмечается 25 декабря. Из-за кризиса, вынудившего американцев перейти на режим жесткой экономии, посещаемость торговых центров в период с 19 по 21 декабря упала на 24%, объем продаж – на 5,3%. По утверждению аналитиков ShopperTrak, продажи стали ухудшаться с 1969 г. (Исключение составили разве что онлайновые магазины, 70% из которых выторговали гораздо больше, чем годом ранее, а некоторые даже не справлялись с наплывом покупателей.) Спад офлайновых продаж отмечен и в Западной Европе: точечный рост потребительских расходов улучшил общую картину в отрасли, однако до уровня прошлого года объемы выручки так и не дотянули. Наилучшими оказались показатели Германии, где уровень продаж составил 98% от прошлогоднего.


На Востоке можно наблюдать совершенно иную картину. Рост продаж в канун Рождества в Китае составил примерно 6% по отношению к 2007 г. Данное явление вполне объяснимо: внутреннее потребление в КНР все эти годы стабильно росло, да и финансовый кризис не так сильно ударил по доходам большей части населения.


Капитализация


Первые, но менее уверенные в себе
Журнал Business Week опубликовал список 20 крупнейших мировых компаний по размеру капитализации. В исследовании четко виден отпечаток финансового кризиса: совокупная рыночная стоимость участников рейтинга по итогам 2008 г. составила $3,5 трлн. по сравнению с $5,3 трлн. в 2007-м. Главным виновником стал обвал на финансовых биржах, хотя компании за пределами США также пострадали от падения курса национальных валют (прежде всего евро, иены и гонконгского доллара) по отношению к американскому доллару. Единственными в рейтинге, кто продемонстрировал рост капитализации, оказались продуктовый ритейлер Wal-Mart Stores и автоконцерн Volkswagen. Первый – благодаря росту оборотов, снижению цен и «упрощению» своего имиджа для привлечения массового покупателя, второй – за счет увеличения доли Porsche в своем капитале.


В региональном разрезе наибольшее число компаний имеют американскую прописку: на девять компаний из США приходится 51% из $5,3 трлн. совокупной капитализации. На втором месте Западная Европа (30%), на третьем – Китай и Гонконг (по 20%). Вылетели из рейтинга представители России, Бразилии и Австралии.

Exit mobile version