Site icon Companion UA

В тупике, но не в кризисе

Через пять лет каждое второе подключение к Интернету будет совершено с мобильного телефона. Вклад Украины в развитие мобильной передачи данных будет минимальным.


В чем кризис, господа?», – очередной докладчик ткнул указкой в фото бродяги, роющегося в мусорных баках правой рукой и придерживающего возле уха мобильный телефон – левой. Телеком, по признанию мировых операторов, остается отраслью, наименее подверженной текущим финансовым катаклизмам в силу своей необходимости и масштаба. Несмотря на продвинутость отрасли, ее нереализованный потенциал измеряется в миллиардах долларов. Единственное, что стоит учесть, – эти миллиарды зарыты в развивающихся странах. Как их извлечь, обсуждали первые лица мирового телекома на международной конференции Financial Times Telecom, прошедшей в Лондоне в ноябре прошлого года.


На фруктовой диете
В Западной Европе лидерам телекома приходится нелегко. Уровень проникновения составляет 111%, почти все козыри вроде 3-3,5G уже задействованы, барьер входа для новичков, которые могли бы наделать шуму, слишком высок. Судя по речам первых лиц европейского и американского телекома, чуть ли не единственной надеждой в борьбе за абонентов и доходы стало предоставление эксклюзивных телефонов с контрактом оператора. Яблочно-ежевичная тема лейтмотивом звучала в докладах Orange, Telefonica, AT&T, причем не только благодаря потребительскому буму на Apple iPhone и Blackberry. «Прошли времена, когда мы говорили о мобильных телефонах как об устройствах передачи голоса. Теперь это скорее мобильные компьютерные устройства. iPhone, к примеру, генерирует в десять раз больше трафика, чем любое другое мобильное устройство. Именно недорогие интернет-девайсы стимулируют развитие передачи данных и становятся новым источником дохода для операторов», – отметил президент Skype Джош Сильверман.


Цифры это подтверждают: за последний год, к примеру, доходы международного оператора Vodafone от голосовой связи снизились на 1,8%, в то время как доходы от передачи данных выросли на 40%. В результате все операторы как один ударились в развитие услуг передачи данных – внедрение мобильного телевидения, видео по запросу и уникальные сервисы. T-Mobile уже намерен внедрять технологию Long Term Evolution (LTE), так называемый стандарт 4G, обеспечивающий скорость передачи данных до 100 Мб/с (для сравнения: украинский Utel обеспечивает не более 3,6 Мб/с). Такая скорость позволит мобильному Интернету сравняться в качестве с фиксированным. Производители устройств вносят свою лепту: скоро в 30 странах появятся телефоны со встроенным приложением Skype, что позволит передавать через Сеть и голосовой трафик.


Пока проникновение мобильного бродбенда в Европе составляет всего 3,9%. Кроме того, операторы идут по одному и тому же пути, предлагая стандартный набор сервисов в передаче данных. На вопрос «Что вы считаете сегодня главной угрозой для бизнеса?» вице-президент Orange Олаф Свонти честно ответил: «Неспособность действовать быстрее конкурентов». Ведь даже новые технологии автоматически не обеспечивают конкурентные преимущества.


В хайтековских джунглях
Настоящим спасением для операторов становятся развивающиеся рынки. Типичный пример – норвежский Telenor, активно инвестирующий за пределами Западной Европы. Сейчас активы компании в Азии и Восточной Европе приносят ей 75% дохода. Причем последние годы она целенаправленно избавляется от активов в Европе (Австрии, Ирландии), покупая взамен активы на ненасыщенных рынках.
Во-первых, несмотря на низкий доход с абонента в развивающихся странах, работать здесь выгодно. По словам директора по развитию группы МТС Майкла Хеккера, рентабельность их бизнеса в России и Украине не опускается ниже 48%, а в Узбекистане составляет 63%.


Во-вторых, работать здесь интересно. Телеком-рынки развивающихся стран – уникальный сплав технологической зрелости и потребительской ненасыщенности. Это позволяет операторам использовать последние технические новинки, чтобы предоставить сервисы, востребованные нижним ценовым сегментом. Необычные вещи творит Zain, оператор в 22 странах Африки и Ближнего Востока. Чтобы упростить свою бизнес-модель и облегчить малоимущим жителям доступ к мобильной сети, компания строит единую безроуминговую (!) сеть для всех стран Африки. Незанятую нишу осваивает Safaricom, ведущий мобильный оператор Кении. Только 19% кенийцев владеют банковскими счетами, зато у половины населения есть доступ к мобильным телефонам. Поэтому оператор запустил услугу, позволяющую использовать телефон в качестве кредитной карты или кошелька. Скорости и цены мобильного Интернета позволяют это делать: в мае 2008 г. в Кении запущена сеть 3G. Аналогичный сервис «мобильный кошелек» внедрила также компания Zain.


Если местные операторы в Африке открыты инновациям, то в Латинской Америке склонны к последовательной технологической эволюции «как на Западе». Вслед за ведущими европейскими компаниями крупнейший оператор региона Telefonica Latinoamerica твердит о конвергенции как основе дальнейшего развития. Причем у них, в отличие от украинцев, процесс идет гораздо быстрее. В Бразилии лицензии на 3G выдали год назад, цифровое телевидение уже внедрено в Чили, Венесуэле и Аргентине.


Ни голосом, ни техникой
Наиболее сложной и от этого очень интересной выглядит ситуация в странах СНГ. По уровню проникновения мобильной связи мы заткнули за пояс большинство развитых стран. А вот общий уровень технологического развития вместе с ограниченной покупательной способностью и особенностями менталитета не позволяет успешно продавать продвинутые сервисы. Например, в России пресловутая конвергенция «Любой контент в любой сети на любом экране» наталкивается на 10% проникновения скоростного Интернета. По данным Apple, с момента выхода iPhone 3G владельцы яблофонов загрузили 60 млн. приложений на сумму $30 млн. Причем 70% от сборов идут операторам.


В постсоветских странах у молодежи нет привычки платить за скачиваемые файлы. Доходы от дополнительных сервисов у нас вдвое меньше, чем у европейских коллег (14% против 28%). А конкурентная борьба не уходит из плоскости голосовой связи.
В Украине высокоскоростная передача данных на базе стандартов UMTS и WiMax находится почти на нулевом уровне. Конкурс на частоты 3G снова отложен на неопределенный срок. В конце октября 2008 г. НКРС заявила об организации тендера на три национальные лицензии WiMAX, но в предложенных частотах операторы не заинтересованы. «В Скандинавии мы повсеместно используем HSDPA (следующий после UMTS стандарт связи) и только в исключительных случаях WiMax, чтобы обеспечить дополнительное покрытие. В Украине мы однозначно отдаем предпочтение UMTS», – отмечает президент Telenor Фредерик Баксаас. Технический директор «МТС Украина» Джефф Хаули также заявлял, что частоты WiMax в диапазоне 5,47-5,59 ГГц компании неинтересны. В перспективы технологии верит только life:), но у него есть возможность использовать принадлежащую компании «ММДС-Украина» лицензию на WiMax в привлекательных частотах 2,5-2,7 ГГц (по причине наличия общего инвестора в лице SCM).


Единственный технологический прогресс, который сегодня наблюдается, – это попытка объединить в пользовании фиксированные и мобильные сети (FMC – fixed to mobile convergence). Услуга рассчитана на корпоративный сегмент и предполагает более низкие тарифы со стационарных номеров на мобильные и наоборот, удобные короткие номера на оба вида связи и единый счет. Типичным проектом FMC стал Beeline после слияния с «Голден Телекомом». Свои фиксированные сети строит «Киевстар»*, реализуя ту же концепцию. С января 2009 г. МТС обещает предоставлять услуги стационарной телефонной связи для корпоративного сегмента. Но и это начинание вряд ли стратегически изменит облик отрасли. Во-первых, в обозримом будущем FMC не затронет частных абонентов. Во-вторых, судя по опыту Beeline, большого интереса к этой услуге пока не наблюдается.


Технологический ступор затянется еще минимум на год-полтора, до запуска в коммерческую эксплуатацию связи в стандарте UMTS. Дальше последует развитие по западному сценарию, когда фокус внимания перемещается на передачу данных. Но осторожные эксперты обращают внимание на то, что рост интереса массового потребителя к мобильным сервисам передачи данных неминуемо замедлится вследствие ухудшения экономической ситуации в стране.

Exit mobile version