Site icon Companion UA

“Я верю в существование обоснованной стратегии компании”

Матс Кьяер, глава наблюдательного совета СЕБ Банк и Факториал-Банк

Говорят, что в жизни всегда есть место подвигу. Насколько возможны прорывы в идеях в такой консервативной среде, как банки?
Я думаю, что во многом это зависит от субъективного понимания слова подвиг. Если ежедневная кропотливая работа по созданию, реализации и усовершенствованию услуг для клиентов, оценка рисков и предвидение возможностей, разработка новых подходов и методов ведения бизнеса – это подвиг, то даже в консервативной банковской сфере есть для него место. Но я не считаю банковскую сферу консервативной, а работу в ней – подвигом. Я предпочитаю говорить о многообещающем банковском деле и профессионализме. Банкинг насыщен вызовами и часто требует внедрения новых, ярких и непредсказуемых решений, которые были бы связаны с глубокими познаниями и немалым опытом.


Но всегда ли оправдано применение таких идей на практике? Ведь одной из причин разразившегося сейчас глобального кризиса является злоупотребление производными финансовыми инструментами, казавшимися в свое время очень инновационными и привлекательными.
Честно говоря, на рынке наблюдается определенное злоупотребление словом кризис, что, конечно же, позволяет несколько сгладить эффект собственного участия и собственной вины в том, что происходит. На самом деле кризис очень редко является единственной причиной того, что идея не стала прорывной. Большую часть своей жизни я провел в SEB, часто видел прорывные идеи с блестящими результатами и, увы, иногда с провальными последствиями. Поэтому у меня выработалось свое отношение к идеям: я верю в существование взвешенной и обоснованной стратегии компании. В работе можно прибегать к разнообразным методам, не подвергая риску эту стратегическую основу. Также я уверен, что у нас на руках обязательно должны быть соответствующие прогнозы, а в момент принятия любых решений, влияющих на ведение бизнеса, стоит руководствоваться критичным подходом. Однако даже лучшие прогнозы могут быть проверены лишь практикой, ведь никто не застрахован от ошибок. В этом я вижу роль профессионализма – знать о возможном риске и держать в уме несколько сценариев.


Какими ограничителями при разработке и внедрении инноваций вы руководствуетесь?
У банка есть несколько неизменных целей: оценить запросы будущего и способствовать принятию новых решений и развитию новых технологий, которые обогащают как бизнес, так и клиентов. Нововведения – хорошая традиция в SEB Группе. Мы часто использовали инновации для того, чтобы удовлетворить меняющиеся запросы наших клиентов. Например, когда в 1856 г. открылся первый офис, возле кассира были размещены специальные очки для чтения: основатель банка Оскар Валленберг хотел, чтобы все клиенты банка могли ознакомиться с формами и чеками. А в 1864 г. SEB стал первым банком, который принял на работу женщину. Был ли это героизм? Вызов? Профессионализм? Я думаю, это был ответ на запрос времени, определенное предвидение социальных перемен во всем мире. Я горжусь тем, что мы были на волне инноваций в те времена, и надеюсь, что не потеряли ее. В 1997 г. SEB стал одним из первых банков, внедривших интернет-банкинг. Проекты SEB Группы в Украине также можно оценивать как рискованные и вызывающие. Для многих шведов приобретение банка «Ажио» и Факториал-Банка – достаточно сложные и опасные мероприятия. Однако SEB все еще здесь, успешно развивается, демонстрируя убедительные результаты. Я знаю, что многие скептично относились к намерению SEB интегрировать СЕБ Банк и Факториал-Банк, но лишь у меня достаточно информации о наших истинных результатах. Поэтому со всей ответственностью могу сказать, что сейчас мы находимся на успешной финишной прямой.


Говорят, что 2009-й будет годом бизнес-экспериментов. Вы разделяете это мнение?
Я считаю слово «эксперимент» несколько неуместным, лучше говорить об инновационных методах ведения бизнеса. Кризис – это вызывающий период в развитии любой компании, страны, личности. Кризисы всегда становились точкой бифуркации на пути к усовершенствованию и мастерству; они были периодом, когда исключительную важность приобретало накопление дополнительных ресурсов, знаний и, при необходимости, разработка новых подходов к решению старых и новых проблем. Давайте не забывать о том, что все кризисы становились мощным стимулом к развитию различных сфер. Так, энергетический кризис 1970-х стал прорывом в развитии науки и техники. В течение своей продолжительной истории SEB Группа пережила несколько кризисов (1870, 1932, 1992) и достаточно успешно их преодолела. К слову, в 2004 г., когда SEB Группа выходила на украинский рынок и приобретала «Ажио», в Украине была сложная политическая ситуация, что не помешало нам реализовать нашу стратегию и создать банк в Украине. В результате появился СЕБ Банк, который доказал, что наш риск был оправданным, а действия – эффективными. Теперь мы вновь столкнулись с кризисной ситуацией и при этом находимся на финише интеграции СЕБ Банка и Факториал-Банка. На мой взгляд, кризис – это лакмусовая бумага для совокупности знаний компании, ее способности эффективно аккумулировать силы и стремиться к успеху. Я думаю, что нам следует помнить об опасностях, но быть настроенными на возможности и всячески использовать их для рывка в будущее. Я уверен, что и в кризисные, и в спокойные времена люди и знания – ключевые ресурсы, которые должны быть оценены по достоинству. Именно они – главный секрет всех прорывных идей SEB Группы, как и ее прорывного бизнеса в целом.

Exit mobile version