Site icon Companion UA

В фокусе

Обновление


Круг крупнейших расширился
В 2009 г. крупнейшими банками страны смогут называться уже 18 финучреждений против 17 в предыдущем году. Это стало возможным благодаря обновлению Национальным банком Украины требований к размеру активов и регуляторному капиталу, которые используются для отнесения банков к той или иной группе. Подобное распределение банков используется при анализе их деятельности и для разделения надзорных функций между центральным аппаратом и территориальными управлениями НБУ. Самим же банкам, в частности, их бизнесу, данное перегруппирование, по большому счету, ничего не дает.


Первая группа финучреждений лишилась «Кредитпромбанка», но пополнилась «Укргазбанком» и «Сведбанком». Для того чтобы попасть в когорту крупнейших, размер активов банка должен быть больше 14 млрд. грн., а регуляторного капитала – превышать 1,5 млрд. грн., что заметно выше прошлогодних требований (10 и 1 млрд. грн. соответственно). Предельные требования к другим группам финучреждений также были повышены. В частности, чтобы попасть во вторую группу, у банка должно быть более 4 млрд. грн. активов и 0,5 млрд. грн. регулятивного капитала (в 2008 г. – 3 млрд. и 0,3 млрд. грн. соответственно); в третью –1,5 млрд. и 0,2 млрд. грн. (в 2008 г. – 1 млрд. и 0,1 млрд. грн.); в четвертую – 1,5 млрд. и 0,2 млрд. грн. (в 2008 г. – 1 млрд. и 0,1 млрд. грн.).



Противоречия


Рыбный год
Норвежский экспорт морепродуктов пятый год подряд бьет собственные рекорды. В 2008 г. общий объем зарубежных поставок из страны увеличился на 7,8% – до 2,3 млн. т. Причем выросли отгрузки практически по всем продуктовым категориям: семге, сельди, скумбрии, лососю, форели, сайде, креветкам и проч. «В течение года, на который в значительной степени повлиял мировой экономический кризис, было приятно наблюдать за сохранением активного спроса на норвежские морепродукты», – отметил управляющий директор Норвежского комитета по вопросам экспорта рыбы Терье Е. Мартинуссен. Крупнейшими покупателями стали Россия и Франция, хотя самый значительный рост в поставках был отмечен в Восточной Европе и Африке.
Общая стоимость норвежского экспорта морепродуктов по итогам 2008 г. возросла на 5,9%, достигнув 2,3 млрд. норвежских крон (1 крона равна $0,14). Таким образом, учитывая процент увеличения объема поставок, общая прибыльность экспорта снизилась. В качестве одной из причин можно считать сокращение отгрузок трески – продукта с высокой маржой.


Примечательно, что в целом в глобальной рыбной отрасли ситуация противоположная. По предварительным данным Всемирной продовольственной организации, в физическом выражении торговля морепродуктами снизилась на 1% (до 54,5 млн. т), тогда как в стоимостном выражении из-за роста цен она увеличилась на 6,6% (до $98,98 млрд.).


Надежды


У МВФ тоже есть потребности
По данным Международного валютного фонда, для поддержки развивающихся рынков, а также бедных стран ему потребуется дополнительно $150 млрд. И это при том, что в ноябре минувшего года Япония согласилась выделить фонду $100 млрд. Впрочем, в том же месяце фондом было выделено на поддержку страдающих от кризиса стран порядка $41,8 млрд. – это наибольшая среднемесячная сумма в истории деятельности МВФ. В условиях кризиса фонд, по сути, является единственным источником финансовой помощи для стран с развивающейся экономикой. В отличие от развитой части планеты они не обладают достаточным запасом финансовой прочности и в своем большинстве сильно зависят от внешних заимствований. По мнению аналитиков Morgan Stanley, именно развивающиеся экономики могут стать центром второй волны глобального кризиса.


В своих ноябрьских прогнозах МВФ предрекал рост глобальной экономики в 2009 г. на уровне 2,2%, при падении ВВП американской экономики на 0,7%, японской – на 0,2%, еврозоны – на 0,5%. Однако ныне представители фонда склонны к меньшему оптимизму – постоянно ухудшающаяся ситуация сигнализирует о том, что ожидаемый рост экономик как развитых, так и развивающихся стран, будет заметно ниже ноябрьских прогнозов. Но назвать точные цифры в МВФ пока не берутся.


Ностальгия


Эта старая добрая реклама
В условиях финансового кризиса рекламодатели возвращают к жизни ностальгическую рекламу и старые торговые марки. На телеэкранах многих стран снова крутят рекламные ролики, выходившие в эфир много лет назад, а на прилавках магазинов появились уже подзабытые, но успешные когда-то бренды. К примеру, в нынешнем году пивной бренд Guinness к своему 250-летию покажет восемь телероликов, снятых еще в 1955 г. Бренд Lego в честь 50-летнего юбилея в прошлом году прокрутил свою рекламу 1981 г. Пищевой гигант Mars запустил на российском телевидении нашумевшие почти десять лет назад ролики леденцов «Рондо» и вернул название Opal Fruits своим конфетам Starburst. А Cadbury сообщил о продаже 70 млн. шоколадных батончиков Wispa, которые сняли с производства в 2003 г., но вернули в 2005-м после того, как за это проголосовали около 40 тыс. пользователей сети Facebook.


Британская The Financial Times называет две причины такой рекламной ностальгии. Первая – знакомые бренды и рекламные ролики способны дать потребителям ощущение предсказуемости и стабильности в непростые экономические времена. «В периоды неопределенности люди склонны возвращаться к приятным вещам из прошлого, к тому, что для них реально и в чем они уверены», – поясняет Дэвид Кершоу, генеральный директор рекламного агентства M&C Saatchi. Причем это актуально не только на Западе: осенью 2008 г. агентство THINK! McCann Erickson назвало ретроманию одним из основных потребительских трендов в Украине. Вторая причина – стремление сэкономить на маркетинге. По подсчетам британской консалтинговой фирмы Enders Analysis, в условиях кризиса компании вынуждены урезать затраты на демонстрационную рекламу в среднем на 30%. А реанимация удачной старой рекламы – это способ сохранить качество коммуникации и возможность избежать дополнительных затрат.


Возможности


Розница выбивает скидки на аренду
В нынешние нелегкие времена украинские торговые сети сокращают издержки: пересматривают ассортимент магазинов и цены на товары, активно торгуются за скидки по арендной плате. Следствием их активности станет падение арендных ставок на торговую недвижимость в текущем году в среднем на 22%, говорится в исследовании компании RetailStudio, которая провела опрос топ-менеджеров розничных сетей.


Рынок торговой недвижимости Украины до середины прошлого года бурно развивался: по данным компании «XXI Век»*, в первом полугодии 2008 г. было введено в эксплуатацию около 176 тыс. кв. м площадей в составе торговых центров, что увеличило общий объем предложения на 30%.


Рынку торговой недвижимости было еще далеко до момента насыщения (на 1 тыс. жителей Евросоюза приходится в четыре раза больше торговых площадей, чем на такое же количество украинцев). Однако снижение доходов соотечественников перечеркнуло многие формулы и расчеты. Уже в ноябре было отмечено снижение розничного товарооборота на 10-30%. Такое положение дел дало основание арендаторам площадей в торговых центрах потребовать снижения арендных ставок: в регионах – на 50%, в столице – до 30%.


Следует учитывать, что представители розничной торговли в тот период были еще покладисты, поскольку ожидали предновогоднего всплеска продаж. В феврале отказ от площадей может стать массовым, если продажи останутся на невысоком уровне. Более того, по данным RetailStudio, на весну 2009 г. придется пик продаж торговых сетей – к тому времени ритейлеры смирятся со значительным дисконтом, которого от них требуют потенциальные покупатели.


Тенденции


Источник новостного доверия
Интернет как источник новостей завоевывает все больше доверия.
Так, онлайн-новостям доверяют около 40% респондентов из 16 стран, опрошенных в рамках исследования компанией TNS. Но этот показатель несколько усреднен, поскольку доверие к разным медиа в исследуемых странах неодинаково. К примеру, онлайновым новостям наибольшее доверие выказывают жители Великобритании. В число надежных источников в этой стране зачислено также телевидение, а газетным новостям там верят менее всего. В то же время французы не испытывают такого расположения к телевизионным новостям. Большим доверием газетные новости пользуются в Финляндии (69% опрошенных), Японии (50%), Швеции (49%) и Китае (49%). Как бы то ни было, по данным TNS, 76% всех респондентов просматривали новости во Всемирной сети хотя бы раз за месяц.


«&» Что потенциально повышает доверие к новостям, размещенным в Интернете?
Алексей Чуксин, директор по маркетингу интернет-компании МЕТА:
– Мне думается, на эти цифры повлияли два фактора. Во-первых, доверие к онлайн-новостям растет пропорционально росту проникновения Интернета. Чем больше людей использует Сеть для получения информации, чем чаще и глубже они ее используют, тем выше будут цифры доверия в исследованиях. Великобритания – лидер по проникновению и использованию Интернета среди европейских стран, поэтому неудивительно, что ее жители высказывают наибольшее доверие к онлайн-новостям.


Пользователи Интернета, в свою очередь, доверяют онлайн-новостям, поскольку особенности получения информации из онлайн-источников значительно отличаются от предлагаемых прессой и телевидением. Дело в том, что интернет-пользователь имеет возможность не просто пассивно потреблять информацию, но и самостоятельно формировать информационную картину. То есть сравнивать информацию из разных источников, читать комментарии других пользователей, узнавать мнения очевидцев или экспертов. Такой способ получения информации значительно повышает доверие.


Цифры
2,1%
составил рост реального ВВП Украины в 2008 г., тогда как годом ранее этот показатель был равен 7,6%, сообщил Госкомстат. В следующем году правительство ожидает замедления роста украинской экономики до 0,4%, в то время как эксперты прогнозируют спад ориентировочно на 5%.


На 29%
вырос за минувший год объем инвестиций ЕБРР в Украину. Итоговый объем операций банка в 2008 г. стал рекордным за всю историю его деятельности в стране.
На 3290 м над уровнем моря будет расположен водоочистной завод в г. Чамдо (Тибетский автономный район Китая), который станет самым высокогорным в мире среди подобных сооружений.


$200 тыс. – такова предполагаемая цена гибрида самолета и автомобиля, который сейчас готовится к испытаниям в США. Если они пройдут успешно, то он будет готов к массовому производству уже через месяцев 18.


764 млн. бутылок вина было продано в Великобритании в 2008 г. По сообщению Bloomberg, страна стала мировым лидером по импорту вина (ранее крупнейшим импортером была Германия). Наиболее популярно у британцев белое вино.


На 6,2% сократились мировые продажи коньяка в 2008 г. – до 148,2 млн. бутылок. Это стало первым сокращением спроса за последние шесть лет.
$1,3 млрд. намерен выплатить Китай, по данным BBC, беднейшим гражданам. Черта бедности в стране – это годовой доход менее 1,1 тыс. юаней ($160), а таких жителей в Китае более 70 млн. человек.


100 трлн. национальных долларов – банкноту такого номинала вводит в обращение Центробанк Зимбабве (ее стоимость на черном рынке составляет примерно $33). Гиперинфляция в стране вынуждает власти продолжать выпуск банкнот все большего номинала, которые, однако, очень быстро обесцениваются.

Exit mobile version