Кризис-менеджмент
Сократиться, чтобы выжить
По мнению отраслевых экспертов, начавшийся год станет периодом глобального сокращения издержек в отрасли. Металлурги, столкнувшиеся с возвращением цен на металлы на уровни двух-трехлетней давности, попытаются вернуть туда же производственные издержки и сохранить рентабельность. «В 2009 г. мы ожидаем резкое снижение цен на металлы по сравнению со средним уровнем 2008 г.», – прогнозируют в «Банке Москвы». По их предположениям, продукция черной металлургии будет стоить на 25-60% дешевле, коксующийся уголь – на 25-40%, никель – на 41-48%.
Приобретения
Счастливого полета!
Alitalia, обанкротившийся итальянский государственный перевозчик, начала полеты в качестве частной авиакомпании. Напомним, что в декабре 2008 г. Alitalia была продана за €1,052 млрд. консорциуму из 25 итальянских инвесторов CAI. Новые владельцы объединили старые прибыльные активы авиакомпании с итальянским бюджетным перевозчиком Air One. Реформированная Alitalia заметно «похудела»: парк сократился со 186 до 148 самолетов, маршрутная сеть – с 90 до 70 пунктов, персонал – с 20 до 12,5 тыс. человек. В результате доля авиакомпании на итальянском рынке почти удвоилась, достигнув 56%, а объединенный флот двух перевозчиков стал новее и экономичнее.
Параллельно в CAI взялись за поиск зарубежного инвестора. Им в итоге стал лидер европейского рынка воздушных перевозок – франко-голландская AirFrance-KLM. 12 января она купила 25% акций обновленной Alitalia за €323 млн. Свою долю Air France-KLM получит через допэмиссию и сможет делегировать трех из 19 членов совета директоров. Стороны рассчитывают за счет оптимизации маршрутной сети сэкономить €720 млн. в течение трех лет. Соглашение также предусматривает возможность AirFrance-KLM приобрести контрольный пакет Alitalia после января 2013 г. (она хотела сделать это еще весной 2008 г., но сделка сорвалась из-за противодействия профсоюзов и правительства Сильвио Берлускони).
В AirFrance-KLM ожидают, что уже в 2010 г. Alitalia выйдет в плюс (сейчас ее долги достигают €3,2 млрд.), хотя эксперты пока более сдержаны. «Alitalia, конечно, стала более эффективной. Но достаточно ли этого, чтобы сделать ее конкурентоспособной в условиях нынешнего кризиса, непонятно», – отмечают аналитики Evolution Securities.
Власть и бизнес
Сделать по-своему
Commerzbank стал первым немецким банком, который подвергся частичной национализации в ходе финансового кризиса. Правительство Германии приобретает 25% + 1 акцию этого второго по величине банка страны, став его крупнейшим акционером. Стоимость сделки составляет €1,8 млрд., еще €8,2 млрд. будут инвестированы в инструменты, не дающие голосующих прав, но учитывающиеся при оценке капитала. В наблюдательный совет банка войдут два представителя министерства финансов. Напомним: в ноябре 2008 г. Commerzbank уже было выделено €8,2 млрд. госпомощи.
Пойдя на экстренные меры, власти рассчитывают предотвратить банкрота банка и сохранить рыночную конкуренцию в стране. Однако местная пресса называет сделку «кошмаром» и «скандалом», указывая, что «государство не имеет права спасать терпящую бедствие фирму за счет налогоплательщиков».
Топ-менеджмент
Награда за заслугиBusiness Week опубликовал список 12 лучших топ-менеджеров прошлого года. Все они проделали отличную работу в критических условиях. Одни сумели сохранить обнадеживающий итоговый баланс корпоративных прибылей и убытков, другие вышли из скандала с высоко поднятой головой, третьим просто повезло возглавлять пищевую, а не финансовую компанию.
Кадровые перестановки
Новая интернет-леди
Сама Бартц заявила, что сумеет повысить финансовую эффективность компании. В 2008 г. котировки Yahoo! упали на 48%. Разочарование инвесторов объясняется не только финансовыми результатами, но и провалом слияния с Microsoft. Бартц, вероятнее всего, попытается договориться с Microsoft. Последняя в начале января заявила о том, что не потеряла интереса к сделке, но переговоры не начнутся, пока не будет назначен новый глава Yahoo!