Site icon Companion UA

В фокусе

ожидания


Отмашка к действиям
Консерватизм и осторожность будут руководить инвесторами рынка недвижимости США в 2009 г. По данным исследования, проведенного Colliers Investment Services Group в декабре минувшего года, объемы сделок на этом рынке начнут расти не ранее III квартала 2009 г. Подобные настроения руководят большинством респондентов исследования (78%), однако есть среди них и такие, которые даже в первом полугодии настроены на активное приобретение (22%).

Сигналами к переходу от выжидания к активным действиям для многих инвесторов должны стать беспрепятственный доступ к заимствованию, хотя бы видимая стабильность на рынке труда, а также субъективное ощущение того, что пик кризиса уже позади. А пока на рынке в текущем году ожидают продолжения тенденции снижения стоимости недвижимости (начавшейся еще в конце 2008 г.). В целом, в Colliers International прогнозируют, что большая часть нынешнего года уйдет на переоценку активов и определение новой стоимости объектов недвижимости. Кроме того, в 2009 г. ожидаются первые проблески стабилизации. Так, коммерческое строительство в США пусть и малыми объемами, но все же будет продвигаться; сделки по аренде и продаже объектов недвижимости также станут реализовываться, правда, в ограниченных масштабах.


изменения


Возраст перемен
Характер пользования мобильными телефонами в нашей стране постепенно меняется. По данным исследования, проведенного в городах-миллионниках компанией InMind в IV квартале 2008 г., более 60% владельцев телефонов меняют их не чаще одного раза в два года. А ведь еще несколько лет назад, когда рынок мобильных терминалов был не так насыщен, смена «трубки» проводилась каждые год-полтора. Главной причиной такой перемены потребительского настроения стало то, что мобильный телефон перестал быть символом статуса и достатка собственника. Теперь погоня за новинками и частые обновления остались в основном прерогативой молодежи. Так, более половины устройств, принадлежащих этой возрастной группе, не старше одного года.

Кроме того, среди жителей крупных городов нашей страны растет число людей, владеющих двумя-тремя мобильными телефонами, – таких граждан у нас 30%. Однако эта ситуация объясняется отнюдь не желанием пользоваться сразу несколькими новинками, это всего лишь следствие того, что жители Украины все чаще являются абонентами нескольких операторов мобильной связи одновременно.


ожидания


Технологии в долгом ящике
Потребители не готовы тратиться на электронику во время кризиса, поэтому в дальнейшем отрасль ожидает стагнация. По результатам опроса американских потребителей компанией Forrester Research, чуть более половины респондентов планируют сократить расходы на мультимедийную технику в текущем году. Такие инновационные гаджеты, как смартфоны и устройства для GPS-навигации, попали в наибольшую немилость потребителя: от них отказались 63 и 62% опрошенных американцев соответственно.

В ответ на это набирает силу тренд удешевления электроники, чему совсем не рады производители электроники и ее компонентов. Гигант рынка – компания Sony, которая, по сведениям AFP, может получить операционный убыток в текущем финансовом году (заканчивается 31 марта) $1,1 млрд., в декабре прошлого года объявила о планах сократить 16 тыс. сотрудников. Motorola также снизила издержки на разработку новых телефонов и смартфонов, а сокращения в соответствующем подразделении компании могут коснуться почти половины ее сотрудников.

В Украине уже замечено значительное падение спроса на электронику: по данным GfK Ukraine, уже в октябре-ноябре прошлого года спрос сократился на 30%. Помимо снижения покупательной способности в условиях кризиса, значительное давление на рынок оказывает падение курса гривни. Дополняет картину сокращение потребкредитования, которое в докризисный период генерировало около 40% продаж бытовых устройств. В 2009 г., по словам президента холдинга Unitrade Group Владимира Колодюка, рынок электроники ожидает значительное похудение.


разочарования


Неожиданная слабость
Многие месяцы финансовый кризис обходил стороной глобальную компьютерную индустрию, однако полоса везения, похоже, закончилась. Согласно январскому докладу исследовательской компании IDC, продажи ПК во всем мире снизились на 0,4%. По итогам 2009 г. прогнозируется падение этого показателя на 5,3% – даже больше, чем рекордное 5%-е снижение, зафиксированное в 2001 г.

Большинство крупных производителей ПК перестраховались, чтобы пережить длительную рецессию. Они сократили складские запасы и накопили запасы наличности. Однако и это не сможет обеспечить им иммунитет от кризиса. Одна из причин в том, что сегодня наиболее быстрорастущим сегментом компьютерного рынка являются нетбуки – ноутбуки с ограниченной функциональностью и стоимостью от $300 до 500, которые обеспечивают меньшую маржу по сравнению с традиционными аналогами. Второй негативный момент – новая операционная система от Microsoft появится не ранее 2010 г., а потому многие корпоративные пользователи повременят менять свои компьютеры на более мощные.

По прогнозам Business Week, среди наиболее пострадавших от спада в отрасли окажутся Dell и Lenovo, поскольку они сильно завязаны на стагнирующем корпоративном сегменте. Lenovo в начале января сообщила, что сокращает 11% персонала и урезает топ-менеджерам зарплаты. Dell увольняет руководителей и снижает издержки. В наиболее выгодном положении окажутся Hewlett-Packard, Acer и Apple. У первой отлично сбалансирован продуктовый портфель. Acer за счет стройной системы производства способна проводить агрессивную ценовую политику. Apple успешно продает высокопроизводительные ПК по премиальным ценам.


надежды


Дорожное строительство простимулирует экономику
В годы Великой депрессии президент США Ф. Рузвельт предпринял ряд мер, эффективность которых по сегодняшний день оспаривают многие выдающиеся экономисты, однако одно у них не вызывает сомнений: учреждение в 1933 г. Федеральной администрации чрезвычайной помощи стало весьма эффективным шагом. В задачи этой структуры входило строительство шоссе и магистралей, для чего было привлечено 4 млн. безработных. Таким образом руководство США обеспечило заработком население, стимулировало развитие смежных с дорожным строительством отраслей (машиностроение, индустрия строительных и горюче-смазочных материалов, перевозки) и построило разветвленную сеть дорог. Эти меры внесли свою лепту в общее оздоровление экономики США, приостановив падение темпов ВВП. А впоследствии вдоль новых магистралей выросли мотели, автозаправки и станции техобслуживания, возведенные за счет частных инвестиций.

Сегодня в развитых странах на дорожное строительство ежегодно тратится 3-5% ВВП, причем 30% этих расходов возвращаются в госбюджет в виде налогов. В Украине не в пример меньше. Но, возможно, и нашу страну ожидает бум дорожного строительства. По крайней мере к этому обязывает Евро 2012. Правительство давно приняло соответствующую программу развития автодорог, где в общих чертах предусмотрело и госфинансирование строительства магистралей (включающее концессионные условия для бизнесменов), и кредиты от ЕБРР и Мирового банка. Правда, пик иностранных инвестиций пришелся на последние два-три года, тогда как наибольшие расходы государства расписаны на 2009-2011 гг., что не внушает оптимизма. Впрочем, перед Новым годом Кабмин утвердил проект капитального ремонта автодороги Киев – Чоп со сметой в 4,82 млрд. грн., а также одобрил технико-экономические обоснования еще трех проектов почти на 60 млрд. грн.


Тенденции

Марка импульса

Выбирая товары импульсного потребления, молодежь больше ориентируется на торговую марку продукта. По данным исследования Profi Online Research, проведенного среди людей возрастом 14-24 лет российских городов-миллионников, из всего предложенного ряда товаров импульсного потребления (чипсы, жевательная резинка, шоколадные батончики, пиво, энергетики и газированные напитки) 86% респондентов не могут обойтись без жевательной резинки. В этой категории большинство опрошенных отдают предпочтение двум-трем торговым маркам. Доля консерваторов, покупающих постоянно одну и ту же торговую марку – около 35%, а новаторов, всегда готовых к эксперименту, – 8%.

«&»
: Что может осложнять выведение на рынок новых торговых марок продуктов импульсного потребления?

Евгения Панкратьева, генеральный директор Noblet Media CIS:

– Осложнить может, во-первых, перспектива крупных финансовых затрат. Хотя, если зонтичный бренд уже известен, то вывести подкатегории гораздо проще, чем создать новый зонтичный бренд. А если подсчитать, что вы рассчитываете первоначально всего на 8% новаторов, то есть потребителей, то вопрос снимется сам собой. Во-вторых, нехватка креативных идей, ведь новая идея должна затмить существующие бренды. А по-моему, потребитель уже не особенно обращает внимание на новые бренды – он привычно тянется к известным разноцветным упаковкам на кассе. И в-третьих, недостаток качества. Покупатель может переключиться на новый продукт из-за того, что ему нравится или эмоциональная составляющая, или качество нового продукта. Если рассматривать пример жевательной резинки, то, по-моему, трудно кардинально удивить потребителя качеством этого продукта. Хотя, как показывает практика, маркетологи могут что-то изобразить и на данную тему. Например, покорить совершенно нестандартной упаковкой на тему экологии.


Цыфры


21%
украинцев сейчас предпочитают хранить свои сбережения дома в гривне. По данным общенационального опроса, проведенного фондом Демократические инициативы, 19% жителей страны также высказались за приобретение недвижимости, и еще 14% предпочитают хранить деньги дома, но в валюте.

8,92 млн.
авто произвела в 2008 г. Toyota, став мировым лидером и оттеснив на вторую позицию General Motors (8,35 млн.), бывшую чемпионом последние 77 лет подряд.

Еще 6 месяцев
в Польше будет продолжаться тенденция снижения стоимости жилья. Причина заключается в переизбытке квартир, сданных в эксплуатацию в прошлом году. Так, только в Варшаве стоит 15 тыс. пустых квартир, а всего по стране их 60 тыс.

1973 пивных ресторана закрылись в Великобритании в 2008 г. Пабы закрывались в 10 раз быстрее, чем в 2006 г., и в 20 раз быстрее, чем в 2005-м.


1,23 млн. сайтов прекратили свое существование в Глобальной сети в январе нынешнего года. По данным компании Netcraft, сворачивать свои проекты, оставшиеся без рекламы, их создателей заставляет кризис и как следствие необходимость экономить.


818 м – такова конечная высота башни Бурдж Дубай, которой достигли строители. Официальное открытие самого высокого здания в мире запланировано на сентябрь текущего года.


1,6 млн. новых рабочих мест собирается создать Япония за следующие три года. Страна станет реализовывать программу поддержки временных рабочих, а также, возможно, будут выделены правительственные субсидии компаниям, прилагающим усилия в сфере занятости.


На 27% выросли доходы Украины от экспорта электроэнергии в 2008 г. – до $480,4 млн., что на $101,6 млн. больше, чем в 2007 г.

Exit mobile version