Site icon Companion UA

“Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой”

Украина выйдет из кризиса благодаря свободным личностям, отстаивающим свои малые родины.



Сейчас много говорится о непростой ситуации в экономике и финансах. Но, на мой взгляд, не менее важно то, что мы как страна находимся в состоянии духовного кризиса. Уровень лжи и цинизма в Украине достиг неприемлемых пределов. Я убежден, что бизнес должен быть моральным. Во всех долгосрочных проектах мораль является обязательной составляющей.

Защита малой родины
Нынешний конфликт вокруг завода Квазар, в принципе, обыденная по нашим временам рейдерская история. Его суть: есть канадская компания КМ Секьюр (ТМ SolGate), которая с 2000 г. числилась в реестре ОАО Квазар как владелец пакета в 47,35%. КМ Секьюр занимается установкой на площадках заказчиков солнечных систем из модулей, производимых на Квазаре. В целом же порядка 90% продукции Квазара (по энергетическому направлению) идет на экспорт. А по уровню технического оснащения предприятие входит в первую тройку в мире.

Но появились люди, которые хоть и не имеют никакого понятия о высоких технологиях, однако их интересуют 23 тыс. кв. м киевской земли, занимаемых предприятием. В августе прошлого года они попробовали прокачать ситуацию. Руководство Квазара обратилось в суд, и дискуссия на время перешла в правовую плоскость. Факт кражи по поддельным документам этих 47,35% акций был доказан Высшим хозяйственным судом еще 25 ноября 2008 г. Но потом эти люди решили: раз кризис, значит можно идти на беспредел. Решение суда не выполняется. Вместо этого перечень циничных незаконных действий множится: проводится общее собрание акционеров с подделкой подписей акционеров, компания перерегистрируется по новому юридическому адресу, назначаются новые руководители.

Многие из нас любят произведения Михаила Булгакова, чьи герои часто мечутся в переделах треугольника, вершинами которого являются зло, трусость и слабость. Проблема в том, что добро либо трусливое, либо слабое.

12 января я узнал, что готовится силовой захват Квазара. Для защиты предприятия мы привлекли своих сторонников и одновременно организовали гражданский проект «Саранча» (sarancha.net). Цель – сделать этот конфликт полностью публичным. Нам скрывать нечего. На сайте отражаются и наши действия, и действия оппонентов, выкладываются все документы. Мне кажется, это поможет не только Квазару, но и другим атакуемым – в их распоряжении окажется отличный бизнес-кейс. Эту историю мы доведем до конца исключительно в правовом поле, опираясь на понимание собственной правоты.

Я еще раз убедился в том, что у нас отсутствует понятие «Родина» с большой буквы, существовавшее  еще осенью 2004 г. Все всем уже надоело. Но в существование малой родины я и многие по-прежнему верим. Сражаться за большую родину сейчас вряд ли кто захочет, но за свой дом и семью готовы бороться многие. Квазар для нас является своего рода такой родиной.

Мне нравится, когда есть открытая конкуренция. Я не против поглощений и сам много раз проводил их, но должна быть стратегия, понимание, для чего это делается. К тому же враждебное поглощение высокотехнологичной компании невозможно, поскольку важнейшей частью ее бизнеса являются знания, заключенные в головах конкретных людей. И эти люди после подобных историй обычно не остаются работать на прежнем месте. Тем более если поглощение ведется просто ради «квадратных метров» – это уже не бизнес.

Еще одна моя цель в этом проекте – измерить температуру общества. Это позволит понять, что с нашей страной будет через два-три года. Я уверен: тогда совсем другие люди будут определять наше развитие.

Украине нужен был толчок извне
Нынешний экономический кризис затянется надолго. Украина, на мой взгляд, пока не является самостоятельным государством ни в экономическом, ни в политическом плане, поэтому будет переживать кризис очень тяжело. Но в целом для страны он полезен. Само собой у нас в стране ничего уже не разрешится. Нужно нечто извне, что даст толчок к выходу из тупиковой ситуации как в политике, так и экономике. Кризис может дать такой толчок.

В глобальном масштабе кризис запустит процесс перехода от доминирования виртуальных ценностей к реальным. Ведь еще недавно было так, что повсеместно производители неких материальных товаров имели рентабельность в единицы процентов, а, например, те, кто оперировал производными финансовыми инструментами, в основе которых лежат те самые низкомаржинальные товары, имели сотни процентов.

Разумеется, я не считаю, что нематериальной надстройки над бизнесом не должно быть, но все это было чрезмерно раздуто. Нынешний кризис должен вернуть перевернутую пирамиду в нормальное положение.

По моим ощущениям, только в сентябре мы в Украине начнем понимать, когда достигнем самого дна. А когда очутимся там, я надеюсь, наступит катарсис. Большинство людей наконец-то поймут, что  есть очень простые духовные и материальные ценности и не должно быть перегибов в цепочках создания добавленной стоимости.

В этом случае Украина имеет верный шанс выйти из кризиса более сильной, чем страны, которые сейчас пытаются бороться с кризисом централизованно, на уровне государства. Государство не может управлять, оно должно только выполнять роль регулятора. Я уверен, что централизованный кризис-менеджмент приведет лишь к затягиванию болезни.
Пример для постсоветских народов
На выход из кризиса больше всего влияют люди, занимающиеся реальной рыночной экономикой. Лучше всех переживут кризис те немногие компании, у которых всегда были свои стратегии, технологии. Особенно хорошо это получится у тех, кто установил планку моральных ценностей на более высоком уровне. Эффективными могут стать различные профессиональные объединения. Никто нам не поможет, а в одиночку бороться очень сложно. Я верю, что по аналогии с 1990-ми. люди опять включат мозги и надежда будет возложена на средний бизнес.

Политический вектор в данной ситуации для меня совершенно неинтересен. По отношению к нынешним политикам я испытываю лишь скорбное бесчувствие – настолько все там извратилось. Мыльные политические оперы уже порядком надоели. Но, к сожалению, я не вижу политической силы, имеющей идеологию, которая на пальцах объясняла бы, что у нас за страна, для чего мы здесь живем. А то, что нельзя объяснить просто, никому не нужно.

На мой взгляд, у нас понятие «свобода личности» более развито, чем у наших соседей. Украина выполняет очень простую миссию – показать всем постсоветским народам, что человек выше государства, что свобода личности – самая главная ценность. Своим примером мы можем и должны доказать, что ценности современной западной цивилизации нам также близки.

Exit mobile version