Девальвация гривни и снижение покупательной способности населения заставляют компании прямых продаж быть настороже. Но они не отказываются от своих планов развития.
В 2005-2007 гг. продажи Oriflame в Украине увеличивались в среднем на 40%. Спада не было и по результатам 2008 г. Последние месяцы, ознаменовавшиеся ухудшением экономической ситуации в стране, для компании все равно остались «высоким сезоном». Что касается нынешнего года, то топ-менеджмент уже разработал несколько антикризисных сценариев развития, однако не планирует приступать к их реализации до конца I квартала.
О причинах успеха прямых продаж в Украине «&» рассказывает Магнус Брэннстром, генеральный директор Oriflame Cosmetics.
Во-вторых, в Украине, как и в России, Латинской Америке и Азии, такой метод продаж хорошо подходит населению, исходя из его способа жизни. Я уже 15 лет по долгу службы наблюдаю за людьми в регионе СНГ. Тут население очень любит общаться, живет сегодняшним днем, любит тусовки. А прямые продажи как раз построены на общении. Наш потребитель, покупая товар, уверен в нем, потому что он знает человека, порекомендовавшего и продавшего его.
В Бразилии, которая занимает третье место в мире по потреблению косметики, в первой тройке лидеров по объемам продаж в этом сегменте присутствуют сразу две компании прямых продаж. То же самое мы очень скоро будем наблюдать и в Украине. Потребителям косметики и другой продукции нравится покупать товар у своих друзей.
Чем стратегия ведения бизнеса Oriflame отличается от других компаний прямых продаж?
В каких странах построение бизнеса прямых продаж вашей компании дается наиболее сложно?
Отвечая на этот вопрос, важно разобраться, действительно ли населению не подходят прямые продажи или мы просто пока плохо работаем в этих странах. В любом случае прямые продажи в Западной Европе менее эффективны. Причины разные. Но общая статистика свидетельствует о том, что в странах Западной Европы прямые продажи влияют на потребление косметики меньше, чем в других странах мира.
Какие рынки для вас сейчас приоритетны и как со временем может измениться ситуация?
На сегодняшний день самая большая страна по объему реализации нашей продукции – это Россия. На втором месте – Украина. Поэтому самый большой акцент мы делаем на странах СНГ и Восточной Европы. Уже сейчас виден успех нашего бизнеса в Индии, Индонезии, Китае и Вьетнаме. Если сегодня у нас большая часть бизнеса сосредоточена в Восточной Европе, то через десять лет мы ожидаем не менее успешных продаж в Азии и Латинской Америке. Так установится баланс в бизнесе между разными континентами.
Вы уже заявляли о том, что стремитесь к мировому лидерству среди компаний прямых продаж по реализации косметики. Какие шаги планируете предпринять? Может быть, поглотить другую компанию?
Что может подтолкнуть вашу компанию к выходу в ритейл?
Повторюсь – я никогда не говорю «никогда». Но на данный момент не вижу никаких преимуществ для нашей компании, которые можно было бы получить от выхода в ритейл. Мы не эксперты в этом виде бизнеса. Есть другие компании, которым очень хорошо удается обслуживать точки продаж. Мы просто не сможем делать это на таком же высоком уровне. При этом консультантов мы обслуживаем лучше, чем большинство других компаний. Фокус необходимо делать на том, в чем ты силен. Нет смысла бросаться в разные стороны.
Для поддержки конкурентоспособности
Несмотря на то что бизнес компаний прямых продаж построен в основном на рекомендациях «из уст в уста», для поддержания конкурентоспособности своего бренда многие из них используют также традиционные каналы коммуникаций – телевидение и прессу. К примеру, из пяти компаний, входящих в Украинскую Ассоциацию прямых продаж (УАПП), четыре – Oriflame, Avon, Mary Kay, Faberlic – фокусируются не только на своих консультантах, но и инвестируются в медиа. «Размещение в традиционных медийных каналах необходимо для поддержания знания и доверия к марке, информирования о новинках, а также для поддержания конкурентоспособности по сравнению с розничными косметическими брендами, присутствующими в большом количестве практически во всех рекламных каналах», – рассказывает Татьяна Лукинюк, маркетинг-менеджер Oriflame в Украине, Молдове и Беларуси.
В то же время компания Amway, также входящая в Ассоциацию, придерживается другой рекламной стратегии. Как объясняют в компании, на это есть три причины. «Во-первых, отсутствие нашей рекламы сложилось исторически, поскольку основатели обратили внимание на то, что рекомендация друга, знакомого, родственника, индивидуальные разъяснения о продукции и ее демонстрация пользуются намного большим доверием, чем реклама, – объясняет Елена Якимчук, менеджер по внешним корпоративным связям Amway. – Во-вторых, в нашем ассортименте есть много товаров премиум-класса. Такая продукция ориентирована на определенные рыночные ниши, и массовая реклама на телевидении или в прессе не является оптимальной с точки зрения охвата нашего сегмента потребителей, для покупателя более интересна наглядная демонстрация. В-третьих, за счет отсутствия расходов на рекламу компания больше средств инвестирует в обучение и мотивацию независимых предпринимателей, что привлекает людей в бизнес».