Site icon Companion UA

Украинский ритейл “ужимает” ассортимент товаров

Для розничной торговли наступили тяжелые времена. Покупатели начали сокращать свои расходы, а резкая девальвация гривни делает выплаты по существующим займам и привлечение новых все более сложной задачей. Сетям ничего не остается, как менять условия работы с поставщиками, а также пересматривать ассортиментный ряд на своих полках. Как результат – уже в конце прошлого года покупатели заметили отсутствие привычных товаров. Об этом сообщает «ЛИГАБизнесИнформ» со ссылкой на издание «Коммерсант-Украина».


«Потребительский спрос в Украине за последние два месяца уменьшился приблизительно на треть»,– говорит директор консалтингового агентства «AAA» Сергей Наливка. «Основное снижение потребительской активности наблюдается в промышленных городах на востоке Украины, которые до недавнего времени были лидерами по продажам»,– говорит председатель набсовета компании «Фуршет» Игорь Баленко.


Ситуация осложняется проблемами с заемным финансированием. «Банки новых кредитов не выдают, требуют оплаты существующих долгов плюс ко всему еще поднимают ставки. Ритейл не может развиваться только за счет оборотных средств,– говорит председатель набсовета холдинга «Пакко» Владимир Микулич. – Сети уже не работают на экспансию, так как надо из оборотных средств расплатиться с долгами». По его словам, до кризиса кредитная ставка в гривне составляла 16-18%, сейчас она доходит до 26-30%. Еще хуже ситуация по долларовым кредитам – официальный курс гривни с 1 сентября прошлого года вырос почти на 60%. «В среднем до кризиса по отрасли рентабельность розничного продуктового ритейла доходила до 2%, сегодня она снизилась до 0,5-1%»,– добавляет г-н Баленко.


Дефицит заемных средств у ритейлеров приводит к увеличению срока расчета с поставщиками. «Наша компания, например, перешла на оплату товара после его реализации, чтобы не иметь задолженностей с поставщиками»,– говорит Игорь Баленко. В остальных опрошенных изданием сетях об изменениях в работе с поставщиками предпочитают не говорить.


Проблемы со спросом и ликвидностью приводят к существенным изменениям в ассортименте товаров на полках. Люди стали подходить к покупкам более осторожно – если раньше потребители закупали товар впрок, то сейчас они стали обходиться покупкой только необходимого, отмечает г-н Микулич. Это приводит к снижению объемов продаж товаров среднего и премиум-сегмента. Значительное падение продаж приходится на товары импортного производства. «Импортеры во многих случаях требуют предоплаты за товар или просто его не продают, из-за того что выгодней его оставить на складах»,– говорит г-н Баленко.


«Если государство не предпримет шагов для помощи розничному сектору экономики, то, вероятно, мы будем наблюдать пустые полки в магазинах,– констатирует Игорь Баленко.– В конечном итоге все будет зависеть от банков. Когда подходит время выплачивать долг, ритейлер все деньги направляет на погашение кредита – следствием этого может стать временное отсутствие товара на полках»,– добавляет он. «Если экономическая ситуация в стране не изменится, то к середине весны в магазинах средней площадью 400 кв. м ассортиментный ряд снизится с 5-6 тыс. наименований товара до 3-3,5 тыс.»,– говорит Владимир Микулич.

Exit mobile version