Site icon Companion UA

В мировых компаниях

Автоматизация

Деньги без остановки
Siemens, крупнейший в Европе промышленный конгломерат, примет участие в проекте по созданию системы автоматического сбора пошлины за проезд по платным участкам дороги в Словакии. В целом такие системы обладают преимуществом перед теми, в которых водители оплачивают проезд наличными, поскольку взимание платы происходит мгновенно и без необходимости остановки транспортного средства. Словацкий проект уникален по двум причинам. Во-первых, вся система будет основываться не на традиционной технологии радиочастотной идентификации (RFID-метки, крепящиеся на лобовое стекло), а на более высокотехнологичной спутниковой. Siemens и станет поставщиком встроенных GPS-GSM-устройств для автомобилей (обязательно для грузовиков весом более 3,6 т), а также программных решений для обработки всей информации и ведения расчетов. Во-вторых, система позволит на протяжении 13 лет взимать платежи не только за проезд по автострадам и скоростным трассам, но и по некоторым участкам дорог первого класса. Учитывая все эти характеристики, словацкий проект, по словам его авторов, станет единственным в своем роде.

В Западной Европе спутниковые системы сбора пошлины существуют уже четыре года. По данным Siemens, ими охвачено более 12 тыс. км дорог, GPS-GSM-устройствами оборудованы около 700 тыс. транспортных средств. Ежегодно через эти системы проходит €3 млрд. платежей. Они активно тестируются в Германии, Франции, Дании, Великобритании, Голландии, а также в США и Сингапуре. «Вскоре большинство транспортных средств оборудуют устройствами для автоматического взимания платежей, и в конечном итоге автоконцерны будут прямо на этапе сборки укомплектовывать ими машины, как это сейчас делается с системами навигации, – уверен представитель Siemens Норберт Шиндлер. – И хотя спутниковые системы вряд ли подешевеют до уровня радиочастотных, их стоимость будет снижаться».


Управление HR

На работу как на праздник
FORTUNE опубликовал ежегодный рейтинг «100 лучших работодателей США». Исследование составлено по итогам опроса 81 тыс. сотрудников из 353 коммерческих организаций.

Самым заботливым работодателем в нынешнем году признана компания NetApp, специализирующаяся на хранилищах данных. Для нее, по словам одного из служащих, характерна «эгалитарная культура и ощущение, будто работаешь в стартапе, а не в организации с 7 тыс. человек». Сотрудники NetApp получают пять оплачиваемых дней отпуска за добровольное участие в общественных работах, матпомощь в размере $11 тыс. в случае усыновления ребенка, а также покрытие расходов на лечение аутизма.
В рейтинг попали и такие гиганты, как Adobe (11 место), Sturbucks (24), eBay (83), Microsoft (38), DreamWorks Animation (47), Mattel (48), Marriott (78), Four Seasons (92). Консалтинговая фирма E&Y оказалась на 51 месте, PwC – на 58, Deloitte – на 61. Лидер двух предыдущих лет Google хотя и получил 777 тыс. резюме в 2008 г., однако сбавил темпы набора персонала и отменил такие льготы, как бесплатный послеобеденный чай и поездка на лыжный курорт.

Множество бонусов, предоставляемых компаниями из ТОП-100 своим сотрудникам, вполне предсказуемы: курсы повышения квалификации, качественное питание, медстраховка, собственные фитнес-центры и детские сады. Некоторые лояльно относятся к дистанционной работе и работе по совместительству, большинство поддерживает программы по предотвращению гендерной дискриминации. Но есть и экзотика. Так, eBay предлагает воспользоваться комнатами для релаксации и молитвы. Methodist Hospital System позволяет каждому бесплатно заправить авто на $250. Банк Goldman Sachs гарантирует служащим-молодоженам оплачиваемую неделю отпуска. Юридическая фирма Arnold & Porter (21 место) выплачивает $15 тыс. за удачную рекомендацию соискателя на вакантную должность.

Основная масса участников рейтинга может похвастаться низкой текучестью кадров и бережливым отношением к персоналу. Например, сеть супермаркетов Nugget Market за 81 год своего существования ни разу не проводила сокращений.


Поглощения

Стратегическая предусмотрительность
Американская Pfizer, крупнейшая в мире фармацевтическая группа, после шести месяцев переговоров договорилась о приобретении конкурирующей Wyeth за $68 млрд. Сделка будет профинансирована за счет акций, наличных средств и кредита в размере $22,5 млрд. Поглощение станет крупнейшим в фармсекторе с 2000 г., когда британская Glaxo Wellcome поглотила за $79,6 млрд. SmithKline Beechman КС и стала лидером в Европе.
В последнее время фармацевтические гиганты ощущают замедление роста, вызванное снижением продуктивности R&D, конкуренцией со стороны производителей генериков и ожиданием потерь, связанных с будущим истечением срока патентов на популярные препараты. Положение Pfizer едва ли не критическое: в 2011 г. группа лишится патента на антихолестериновый препарат Липитор, на который приходится почти треть из $45 млрд. совокупных продаж компании. «Pfizer не имеет другого способа заменить многие свои лекарства, которые в скором времени перейдут в разряд генериков, кроме как совершить мегасделку», – отмечают эксперты Bernstein Research.

Ожидается, что нынешнее поглощение увеличит продажи Pfizer на 50%, а также снизит издержки на $4 млрд. ежегодно спустя три года после ее завершения. Добиться этого планируется за счет сокращений 19 тыс. из 130 тыс. сотрудников объединенной группы и закрытия пяти заводов. Покупка Wyeth, третьей по величине биотехнологической компании мира, сделает группу Pfizer, производителя Виагры, более диверсифицированной с бизнесом в области вакцин, потребтоваров и биотехнологий. Однако, как пишет Financial Times, сделка не разрешит основную проблему компании – не обогатит линейку ее новых перспективных препаратов, находящихся на стадии разработки.


Кризис-менеджмент

Остановка по требованию

АЛРОСА и De Beers, крупнейшие алмазодобывающие компании мира, приостановили поставки сырья. Российская АЛРОСА (25% мировой добычи алмазов) еще в октябре сократила продажи до 30%, а в декабре вообще не реализовала ни одного алмаза. Производитель утверждал, что «это сделано в целях поддержания цен на сырые алмазы в условиях кризиса». С ноября 2008 г. Минфин России и АЛРОСА занимаются формированием стока алмазов (запас сырья для последующей продажи) на сумму в $2 млрд. В прошлом году на дополнительный выкуп алмазов ушло $170 млн.

Южноафриканский гигант De Beers также сообщил о снижении объема производства с начала текущего года во всех подразделениях, а также о возможности сворачивания продаж алмазов на 50% до апреля. Компания уже корректирует бизнес-стратегию в условиях изменившегося рынка. В частности, предполагается более активный маркетинг.

По данным Bloomberg, алмазное сырье активно дорожало до сентября 2008 г., но осенью из-за кризиса ликвидности многие дилеры начали продажи алмазов с дисконтом. Единственным рынком их сбыта сегодня является ювелирное производство. Но объемы продаж изделий с бриллиантами по обе стороны Атлантики резко упали (в США в рождественский период – на 15-20%), и в середине ноября Всемирная федерация алмазных бирж обратилась к операторам рынка с просьбой уменьшить поставки этого сырья. По мнению экспертов Petra Diamonds, мировой алмазный рынок восстановится не ранее конца 2009 г.


Экспансия

Вырасти на фоне спада

McDonald’s* в течение года откроет 240 новых ресторанов быстрого питания и создаст 12 тыс. рабочих мест по всей Европе. Одновременно в регионе компания расширит свою сеть кофеен McCafes с 800 до 1,2 тыс. Активизировать присутствие планируется главным образом в Испании, Франции, Италии, России и Польше. На эти цели уйдет порядка $2,1 млрд. Это самая масштабная программа развития сети с 2003 г., когда McDonald’s пересмотрела глобальную бизнес-стратегию и решила сделать упор на наращивание продаж в существующих ресторанах и повременить с открытием новых.

У сети есть все основания для столь бурной деятельности: пока классические рестораны сокращают прибыль из-за оттока клиентов, стремящихся сэкономить в период кризиса, McDonald’s выигрывает на этом. Более того, по словам ее представителей, подорожание продуктов питания сделало фастфуд с его новыми экономменю «более привлекательной альтернативой домашнему питанию». В ноябре 2008 г. продажи компании в Европе в годичном исчислении повысились на 7,8%, в США – на 4,5%, в Азии – на 13,2%. В целом по итогам года глобальная прибыль увеличилась на 80% (до $4,3 млрд.) на фоне 3%-го роста выручки (до $23,5 млрд.). Причем эта сеть является одной из немногих американских компаний, которая продолжает процветать в условиях экономического спада. Помимо продуктового ритейлера Wal-Mart, McDonald’s – единственная компания, входящая в Dow Jones Industrial Average, зафиксировавшая рост котировок в 2008 г. (+7%).

Exit mobile version