Site icon Companion UA

Фотовыставка черновицкого художника Владимира Конева проходит в художественной галерее «Ирена».

ВЫСТАВКИ

Фотовыставка черновицкого художника Владимира Конева проходит в художественной галерее «Ирена».

Оригинальность этой выставки – в совмещении, казалось бы, несовместимого: фотоискусства с живописью. Хотя известно, что еще в начале прошлого века подобным во Франции занимался Пикассо, в современной Украине такое творчество не распространено. Владимир Конев сам сравнительно недавно занялся так называемой «мокрой печатью» – в середине 1990-х. До этого он работал как живописец и мультифотограф, специализируясь во всех видах фотографии. Конев уже провел около 20 персональных фотовыставок, когда ему в голову пришла идея совместить два своих таланта – «дорисовывать» фотоработы. Художник объясняет свое решение тем, что «когда фотографируешь, не всегда можешь полностью запечатлеть то, что чувствуешь, что хочешь, чтобы вышло». «Бывает, – говорит Конев, – я неудовлетворен работой, поэтому добавляю к ней некоторые детали, так сказать, оживляю ее.» Фотохудожник привез в Киев 30 своих картин, созданных за последние 3 года. Как правило, он делает черно-белые фото, и когда впоследствии расписывает их красками, то они приобретают потрясающий контрастный эффект. Существенно меняется и художественное восприятие картины.

В галерее будут представлены несколько серий фоторабот – от «Черновицких котов и кошек» до пейзажей. Но самой большой серией является ню. Эти картины и самые богатые с художественной точки зрения. Они красочны и загадочны, переполнены чувствами и эмоциями. К их созданию художник подходил с трепетом, как будто боясь нарушить хрупкую женственность или обидеть излишним натурализмом. Эти работы деликатны и эротичны. Их названия говорят сами за себя: «Фаллическая бабочка», «Королева вожделения», «Женщины как ангелы», «Соитие Миро в другом пространстве времени» и т. д. «То, что я дорисовываю, – говорит художник, – это мои фантазии.» Эти фантазии страстны, но в то же время целомудренны – женщины всегда полуприкрыты. Страсть выдает полуулыбка, изгиб руки, поворот корпуса, застывшее движение. Чувственная наполненность фотокартин Владимира Конева привлекает зрителя и в Украине, и за рубежом. Многие работы художника хранятся в частных коллекциях во многих странах мира.

Выставка продлится до 3 апреля.

Адрес галереи: г. Киев, ул. Артема, 35.

ВЫСТАВКИ

В Национальном художественном музее Украины продолжается выставка живописи Виктора Рыжих и Галины Неледвы.

Великолепные мастера, при жизни ставшие классиками и одновременно гордостью и честью отечественного изобразительного искусства, заслуженные художники Украины супружеская чета Виктор Рыжих и Галина Неледва представляют прекрасную по художественному уровню и к тому же весьма объемную коллекцию живописных полотен. И хотя большинство из них созданы в последние годы, выставка, в силу исключительной насыщенности, воспринимается не только как определенный итог их творческого пути, но даже в какой-то мере как существенный этап в развитии отечественного изобразительного искусства.

И Виктору Рыжих, и Галине Неледве еще в советские времена приходилось представлять киевскую живописную школу на престижных всесоюзных и международных художественных форумах. В 1990-е они выставлялись в Будапеште и Лондоне, Тулузе и Париже, Чикаго и Нью-Йорке. И всегда их работы оценивали по достоинству, ибо это действительно высокое искусство, отражающее свое время, и одновременно (как это ни парадоксально звучит) искусство на все времена. Полотна Виктора и Галины представлены в коллекциях киевских Национального художественного музея и Музея русского искусства, Третьяковской галерее в Москве, Музее искусств Грузии в Тбилиси, Музее Питера Людвига в Кельне, множестве региональных музеев и частных коллекций как в Украине, так и за рубежом.

И что интересно, художники, прошедшие рука об руку несколько десятилетий жизненного пути, совершенно различны по манере письма, образному строю, пожалуй, по самой природе дарования. Объединяет их единственное качество – честность перед самими собой в искусстве. Наверное, именно поэтому так свежо и современно воспринимаются работы и Виктора Рыжих, и Галины Неледвы в контексте сегодняшнего художественного процесса.

Виктор, по его словам, с самого начала своего творческого пути поставил перед собой задачу быть «свидетелем времени», выразить в образной форме важные проблемы и явления. При этом он старался найти наиболее лаконичные, «афористичные» решения, создать некую художественную формулу. При том, что работы Виктора Рыжих не лишены определенного стилистического аскетизма, они очень эмоциональны, независимо от жанров, к которым обращается художник: архитектурный пейзаж или натюрморт, портрет или же полотна обобщенно-философского звучания.

Первооснова живописного строя практически всех работ Галины Неледвы – непосредственное чувство, эмоция. Как сказала художница, для нее во многом переломным, этапным стал 1986 год. Чернобыльская катастрофа, переплавившаяся с личным потрясением, усилила трагическую интонацию в ее творчестве. Трансформировавшись в иррациональный интуитивный подсознательный художественный процесс, она вылилась в генеральную тему творчества Галины Неледвы последних лет – «Путь к храму».

Выставка продлится до 14 апреля.

Адрес Национального художественного музея Украины: г. Киев, ул. М. Грушевского, 6.

ВЫСТАВКИ

В галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника 5 апреля открывается персональная выставка Алексея Томина «Доносящий молитву».

Выпускник Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Алексей Томин известен широкому кругу зрителей как мастер архитектурного пейзажа, искусно владеющий живописью. Его неизменно привлекает православная храмовая архитектура, ставшая в определенной степени лейттемой, внутренней доминантой большой серии работ художника. На холстах и графических листах Алексея Томина старинные культовые сооружения, ставшие свидетелями едва ли не тысячелетней истории, выступают как средоточие нерушимости, непрерывности культурной традиции, воплощенной нашими далекими предками в эстетически совершенных гармоничных формах. Иногда они выступают как неотъемлемая часть современного городского пейзажа, иногда «поднимаются» автором до уровня поэтической метафоры.

Но в экспозиции «Доносящий молитву» особый интерес будет представлять серия работ на библейскую тематику, которая откроет большинству зрителей новую грань дарования известного художника. Выполненные в авторской технике (живопись с использованием деревянной фактуры и элементов инкрустации) картины повествуют о вечном в контексте сегодняшнего дня.

В экспозиции «Доносящий молитву» будет представлено около двадцати работ Алексея Томина. Она продлится до 24 апреля.

Адрес галереи «НЕФ»: г. Киев, ул. И. Мазепы (бывшая Январского восстания), 21, корпус 20.

ВЫСТАВКИ

1 апреля в галерее «Дiм Миколи» открывается выставка пейзажей Эдуарда Бельского и Дмитрия Корсуня «Пять дней весны».

Эта выставка – результат встречи с весенним Киевом. Едва закончилась зима, Эдуард Бельский и Дмитрий Корсунь отправились на этюды и в который раз познакомились с городом вновь. Оказалось, что нынешний весенний Киев разительно отличается от прошлогоднего, и поэтому миг «приближения» к этой новой столице оказался для художников особенно приятным. А плодом весенней встречи с городом стала нынешняя выставка.

Работы Эдуарда Бельского известны как в Украине, так и за ее пределами, а в галерее «Тадзио» он даже был провозглашен «художником года». Бельский выставляется в Праге и Магдебурге, а в феврале состоялась его персональная экспозиция в Бордо.

По мнению Дмитрия Корсуня, автора не только художественных, но и искусствоведческих работ, «главный персонаж живописи Э. Бельского – женщина, вернее, образ единственной женщины». И отмечает «чувственный наклон шеи, строгий итальянский профиль» и размытый контур «певучего тела» этой единственной и универсальной особы. Однако и Киев на картинах Бельского обворожительно женственен или, как считает Корсунь, «изменчиво зыбок». Он напоминает одновременно и Прагу, и Барселону, и Париж.

Сам Дмитрий Корсунь завоевал признание как пейзажист. Его работы выставлялись во многих киевских галереях, в том числе и в галерее «Лавра». На этот раз художник представит вниманию публики свои последние весенние пейзажи.

Выставка продлится до 18 апреля.

Адрес галереи «Дiм Миколи»: г. Киев, ул. И. Мазепы (бывшая Январского восстания), 13.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки Украины 6 апреля Виталий Чикиров (баритон) представит новую программу «Вечер русского романса и песни». В концерте также принимают участие Татьяна Трипольская (фортепиано) и лауреат Всеукраинского конкурса Николай Михайленко (гитара).

В богатейшем русском классическом музыкальном наследии, пожалуй, не найти более задушевного, проникновенного и трепетного жанра, чем романс. Начиная со второй половины XVIII века, он занял совершенно особое по популярности место в музыкальной жизни России, а благодаря камерно-лирическому складу нашел благодатнейшую почву в творчестве русских композиторов. Вероятно, именно в этом жанре наиболее адекватно воплотились душевные и духовные запросы народа. Постепенно романс разделился как бы на два потока: классический профессиональный и бытовой любительский. Впрочем, последнее течение также отмечено созданием целого ряда шедевров, снискавших огромную популярность. Классический же романс развивался по пути утонченности форм и все большей рафинированности содержания.

Виталий Чикиров в первом отделении новой концертной программы, которое он подготовил совместно с пианисткой Татьяной Трипольской, представляет классический романс. Хронологически он как бы охватывает историю жанра от начала XIX до первой половины ХХ века, то есть от творчества классика русской музыкальной культуры М. Глинки до шедевров последнего русского романтика С. Рахманинова. Так, в концерте В. Чикирова прозвучит подлинный шедевр М. Глинки на слова А. Павлова «Не говори, что сердцу больно». Его современник А. Даргомыжский представлен миниатюрами на стихи А. Пушкина, Н. Языкова и М. Лермонтова «Я Вас любил», «Влюблен я, дева-красота» и «Мне грустно». Творчество гения русской музыки П. Чайковского репрезентуют лиричнейшие романсы «Хотел бы в единое слово» на слова Л. Мея и «Растворил я окно» на стихи знаменитого анонима К. Р. – Великого князя Константина Романова. В завершение первого отделения прозвучит несколько сочинений С. Рахманинова.

Во втором отделении будет господствовать бытовой романс, пользовавшийся совершенно исключительной популярностью в начале XIX века и, по мнению некоторых музыковедов, в те времена выполнявший в определенной степени функции эстрадной песни. Действительно, задушевность мелодий, их близость к народным песням, простота – в хорошем смысле этого слова – музыкального языка обеспечили его господство практически во всех социальных слоях общества: от изысканных аристократических салонов до скромных гостиных простого городского люда. Эту часть программы Виталий Чикиров будет исполнять с лауреатом Всеукраинского конкурса, доцентом Национальной музыкальной академии Украины Николаем Михайленко. По убеждению музыкантов, именно такой вариант исполнения – самый что ни есть камерный – максимально соответствует самой сути этой музыки.

Николай Михайленко специально для этой программы подготовил соответствующие оригинальные номера для гитары-соло, которые будут обрамлять пение Виталия Чикирова и как бы вводить в образную сферу романсов. В исполнении Николая Михайленко прозвучит авторская «Фантазия на тему русских романсов», а также гитарные версии «Не пробуждай воспоминаний» П. Булахова и «Ах, не лист осенний» А. Сихры. В интерпретации же Виталия Чикирова будут звучать такие популярнейшие романсы и городские песни, как «Ямщик, не гони лошадей», «Калитка», «Только раз бывает в жизни счастье», «Живет моя отрада» и некоторые другие, действительно, всенародно любимые мелодии.

КНИГИ

Французский культурный центр 5 апреля в Доме кино проводит презентацию книги «История украинского кинематографа».

Презентабельное, солидное, богато иллюстрированное издание, недавно увидевшее свет во французском издательстве Edition a Die, принадлежит перу известного французского киноведа, украинца по происхождению Любомира Госейко.

Фундаментальный исследовательский труд, посвященный столетней истории украинского кинематографа, представляет безусловный интерес с нескольких точек зрения. Во-первых, вызывает уважение «поднятый», тщательно проанализированный и профильтрованный автором обширный исторический материал, дающий возможность по-новому увидеть «белые пятна» отечественного кино. Любомир Госейко деликатно, но достаточно определенно делает акценты на лентах, попавших в «черный список» и долгое время считавшихся безвозвратно утерянными. Во-вторых, сам факт, что об украинской истории пишет западный ученый, обусловил необычность общего ракурса и даже подхода к материалу. Любомир Госейко объективно воссоздает эстетические достижения украинского кинематографа, о которых мы, увы, по сегодняшний день имеем достаточно размытые, туманные представления. Рассматривая их в контексте истории и определенных исторических событий, французский ученый бережно воссоздает общую канву развития украинского киноискусства, долгие десятилетия пребывавшего в полной власти жесткого авторитарного режима и тем не менее богатого художниками и лентами действительно мирового уровня.

В этом плане издание «История украинского кинематографа» Любомира Госейко подобно Ренессансу крупного пласта украинской культуры под углом зрения западного рационализма и славянской эмоциональности.

Адрес Дома кино: ул. П. Саксаганского, 6.

КИНО

Лауреат Берлинского кинофестиваля, датская картина «Итальянский для начинающих» появилась на лицензионном видеорынке Украины.

«Итальянский для начинающих» – очередной, уже 12-й фильм, созданный по правилам кинематографического манифеста «Догма». Но в отличие от предыдущих «догматических» работ, снятых в точности по манифесту – без освещения, декораций, только цифровой ручной камерой и т. д., в этом фильме присутствуют некоторые отклонения от правил. Режиссер, датчанка Лене Шерфиг, объясняя эти вольности, говорит: «Я считаю «Догму» призывом к поиску правды и уходу от всевозможных клише». Нарушив клише манифеста, Шерфиг тем самым формально обогатила «Догму», в какой-то мере вдохнула новую жизнь в успевший одряхлеть стиль. Изображение на использованной ею кинопленке смотрится лучше, чем изображение, полученное с помощью цифровой камеры; монтаж создает нужные акценты, а освещение позволяет зрителю четко видеть все происходящее. Но, конечно, вся прелесть фильма не в форме, а в его сути…

Все герои фильма – жители захолустного датского городишки – ничего, кроме проблем, не имеют. Их жизнь – это сплошные неурядицы. К тому же они множатся как снежный ком. Девушка из кондитерской настолько невнимательна в своих движениях, что все время ходит в синяках, рассыпает пакеты с пирожными или роняет коробки с тортами. Она ухаживает за больным и вечно ворчащим отцом. Но она его любит, и его смерть для нее не избавление – это очередной удар. Неожиданным ударом становится известие, что у нее умерла и мать, с которой отец давно развелся, а дочь о ней ничего не знала. Похожая проблема и у другой героини, парикмахерши, присматривающей за своей больной матерью-наркоманкой, часто сбегающей из клиники. Вняв молчаливой просьбе лежащей под капельницей матери, она включает большую подачу морфия, чем прописал врач. Все наперекосяк и у молодого официанта. Он нервничает, кричит на клиентов. Соответственно, его увольняют. А вот у его друга проблема личностного характера – у него нет семьи и более 4 лет нет любви…

Режиссер фильма намеренно сгущает краски. Кажется, что перед зрителем вырисовывается картина городка-больничной палаты, в которой все нуждаются в помощи. Косвенно этой помощью становятся уроки «итальянского для начинающих». На них все встречаются. Вместе преодолевают трудности. Именно эти уроки – катализатор в судьбе героев. После них герои постепенно начинают освобождаться от своих проблем.

В финале все герои едут в Венецию… За этим искусственным «хеппи-эндом» кроется вывод: все, что ни происходит – все к лучшему. Лене Шерфиг как бы говорит: да, проблемы есть, да, иногда хочется лезть в петлю, но все решится – только не надо опускать руки.

Это жизнеутверждающее кино заслуженно получило на Берлинском кинофестивале прошлого года призы за режиссуру и от экуменического жури, и от кинокритиков (ФИПРЕССИ). И еще с десяток премий на других различных форумах и конкурсах мира.

Exit mobile version