Site icon Companion UA

Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет персональную выставку Олега Семин

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет персональную выставку Олега Семина «Рыбы за окном».

Новая коллекция живописных работ Олега Семина является своеобразным логическим продолжением предыдущей серии «Улитка в пустоте» (она экспонировалась в этой же галерее осенью прошлого года). Выставка, как и предыдущая, завораживает несколько таинственным мерцанием приглушенных пастельных тонов. Используемая художником техника пуантилизма («pointiller» в переводе с французского «писать точками»; применительно к живописи этот термин обозначает манеру письма раздельными мазками в виде точек) лишь усиливает колдовской эффект представленных на выставке работ, в которых присутствуют элементы реального и фантастичного. Необычное сочетание этих двух начал легко и ненавязчиво уводит зрителя в мир ирреальных образов. С другой стороны, само название экспозиции, отчасти продиктованное «временными координатами» (напомним, что сейчас согласно гороскопу продолжается «эпоха Рыб»), также усиливает определенный эмоциональный настрой выставки.

И все же, пожалуй, прелесть данной экспозиции заключается в первую очередь в том, что молодой живописец сумел найти собственный художественный почерк, гармонично сочетающийся с образным строем его полотен, рождающих перед взором зрителя некий автономный самодостаточный мир, свободный от будничной суеты, урбанистического напряжения и аффектации, устремленный в космические и философские выси. Художник будто приглашает зрителя приобщиться к его мудрому порядку, лишенному сиюминутных проблем.

В активе Олега Семина – несколько персональных выставок живописи; он достаточно активно сумел реализовать себя в таких жанрах, как инсталляция и интерьерный дизайн. Работы художника представлены в многочисленных частных коллекциях в Украине и за рубежом.

Выставка «Рыбы за окном» в галерее «Одекс Плюс» продлится до 31 марта. Ее адрес: г. Киев, ул. И. Мазепы (бывшая Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Ателье Карась» продолжается выставка «Культурные герои». Это – один из заключительных этапов одноименного Всеукраинского арт-фестиваля.

Как известно, масштабный художественный проект, организованный телеканалом «Интер», Ассоциацией арт-галерей Украины и Ассоциацией деятелей современного искусства, вылился в серию фестивалей современного искусства, главная цель которых – привлечь внимание общественности к современным отечественным арт-процессам. Организаторы умышленно сделали акцент на инновационных художественных явлениях, ибо, по их мнению, именно эта стилистика, объединившая национальные традиции с достижениями европейского искусства, станет сердцевиной развития украинской культуры в XXI веке.

Проект разворачивается в два этапа. Первый проходил в феврале-начале марта в крупных культурных центрах Украины: Харькове, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Днепропетровске и Донецке. В ходе реализации второго этапа с наиболее интересными акциями познакомятся столичные зрители, в том числе и с достижениями провинциальных – по географическому положению, а не художественному уровню – литераторов, художников, композиторов, театральных коллективов, которые так или иначе на сегодняшний день остаются обойденными вниманием столичной публики и критики.

Организаторы по итогам фестиваля планируют издать солидный каталог и таким образом представить как можно более широкому кругу «культурных героев» Украины XXI века.

Выставочное пространство галереи «Ателье Карась» до 27 марта будет полностью в распоряжении «героев» Львова и Ужгорода. Зрители смогут познакомиться с персональными экспозициями Анны Сидоренко и Сергея Якунина («Вход-выход»), Виктора Лавного («Чорна хата»), Павла Ковача («Adama terra») и Тараса Табаки («Нареченные сны»), представляющими живописные полотна, инсталляции и объекты (то есть объемно-пространственные композиции).

Адрес галереи «Ателье Карась»: г. Киев, Андреевский спуск, 22-а.

ВЫСТАВКИ

Французский культурный центр представляет выставку живописи Кристиана Буйе «Что мы видим?».

Это первая в Украине экспозиция известного французского мастера, чьи контуры биографии даже при беглом знакомстве производят впечатление литературного романа.

Кристиан Буйе родился в 1948 г. в небольшом французском городке Монтеро близ Парижа. С младенческих лет любимым его занятием было рисование. Он, закрывшись в комнате, часами простаивал у мольберта. Естественно, Кристиан неважно занимался в школе, и родители отправили трудного ребенка в интернат при школе искусства декорации. Впрочем, Кристиан Буйе и там вместо того, чтобы аккуратно посещать занятия, укрывшись в парке, запоем читал и перечитывал А. Рембо, открыл для себя «Манифест сюрреализма». По словам К. Буйе, это сочинение произвело на него настолько ошеломляющее впечатление, что он решил сбежать из интерната, чтобы попасть в Прадо, ибо с семнадцати лет был убежден в своем призвании художника. Когда Кристиану Буйе было чуть больше двадцати, он попал на прием к Сальвадору Дали. Мэтра настолько поразили живописные полотна начинающего художника, что он рекомендовал Кристиана Буйе своему агенту по продаже картин…

Если же отвлечься от моментов жизнеописания и обратиться к искусствоведческому анализу, совершенно очевидно, что творчество художника вызывает неизменный интерес на протяжении трех десятилетий в силу ярчайшей неординарности мастера, сумевшего в неповторимых художественных образах запечатлеть неподражаемо-индивидуальное видение мира. Вот что пишет о его работах известный французский искусствовед, куратор выставок А.-М. Паллад: «Мечта позволяет Буйе отойти от реальности и достичь предела, за которым он находит собственное видение окружающего мира… Ему удается «схватить» удивительную гармонию неба, кажущегося почти сиреневым, и песка, смешанного с золотой пыльцой. Неудержимо любопытный, он плывет и замирает над красавицами-пальмами. Насыщенно-зеленое сияние их листьев поглощает нас со страстью, равносильной самой совершенной поэзии… Особенное видение мира, неожиданные визуальные встречи Буйе пытается зафиксировать именно в то неуловимое мгновенье, когда они свершились и состоялись… Он не рассказывает. Он создает никогда никем не виданный мир».

Познакомиться с творчеством знаменитого французского живописца, прочувствовать и ощутить очарование, обаяние и прелесть его «невиданных миров» желающие смогут в выставочном зале Французского культурного центра. Экспозиция Кристиана Буйе «Что мы видим?» продлится до 18 апреля. Адрес Французского культурного центра: г. Киев, ул. Горького, 104.

КОНЦЕРТЫ

В концертном зале консерватории 24 марта состоится концерт джазового трио Анджея Ягодзинского.

«Трио Анджея Ягодзинского» впервые приезжает в Украину, хотя группа побывала на гастролях во всех соседних странах. На суд слушателя они представят концертную программу Chopein in jazz.

Создателем трио и его идейным вдохновителем является, собственно, сам Анджей Ягодзинский, пианист, аккордеонист, композитор и аранжировщик. В свое время он окончил Варшавскую музыкальную академию им. Ф. Шопена по классу валторны. Как и многие музыканты, владел фортепиано, но полностью на него переключился в конце 1970-х. После того как ему присудили приз на конкурсе Old Jazz Meeting «Zlota Tarka», Анджей всецело посвятил себя джазу. Вскоре призы стали сыпаться на пианиста, как из рога изобилия, а определения вроде «блестящий, элегантный и талантливый пианист захватывает мастерством игры и качеством фраз» сопровождают каждую его новую работу. Как и многие, он играл в разных джазовых коллективах, а с 1987 г. стал постоянным аккомпаниатором известной джазовой певицы Евы Вем. В 1993 году Анджей создал собственный коллектив – Andrzej Jagodzinski Trio. В том же году вышел их первый и один из самых резонансных в Европе джазовых альбомов – «Шопен» (именно композиции из этого альбома, интерпретации этюдов Фредерика Шопена, а также несколько пьес Ягодзинского услышат киевские зрители). «Этот выдающийся польский пианист (который собрал, кажется, все возможные награды в своей стране) открыл способ, чтобы всем известную грусть этюдов великого романтика сделать своей», – написал рецензент французского журнала La Marseillaise об этом альбоме. «Что впечатляет в этой музыке в первую очередь? – вопрошает в свою очередь джазовый критик польского журнала Jazz Forum. – Совершенство и оригинальность, слитые воедино, свежесть замысла, изысканный вкус и элегантность – черты высокого, аристократического искусства в лучшем значении этого слова.»

Альбом трио Ягодзинского удостоился приза Польской музыкальной промышленности «Фредерик» и награды лодзинского общества любителей джазовой музыки – приза «Мелодия». Кроме того, он стал лучшим диском года. Интересно, что музыканты еще дважды обращались к тем же произведениям Шопена, и, как говорит ведущий джазовых программ радио Nostalgie Алексей Коган, «такое впечатление, что все три альбома играют разные люди, и каждый из них – высшего пилотажа».

В составе трио, кроме Ягодзинского, два не менее именитых польских музыканта – контрабасист Адам Цегельски и барабанщик Чеслав Бартковски. Цегельски – контрабасист мирового класса, он играл со многими лучшими музыкантами и коллективами Польши, включая пианистов Томаша Станька и Збигнева Немистовского, солистку Еву Бем и оркестр Sinfonia Varsovia. Барабанщика Бартковски называют легендой польского джаза. Его биография – это целая эпоха не только польского, но и мирового джаза. Он участвовал в таких знаменитых коллективах, как квинтет Кшиштофа Комеди, квартет Збигнева Немисловского, а также у Яна «Пташины» Врублевского. Он – постоянный участник трио Макович-Станько-Бартковски. Список фестивалей, на которых побывал Бартковски, впечатляет так же, как и список игравших с ним музыкантов – в их числе и Бен Вебстер, и Кларк Терри, и Арт Фармер.

Концерт организован Польским институтом в Киеве, вход бесплатный.

ТЕАТР

Премьера моноспектакля «Дао несовершенства» состоится в театральной мастерской «Сузiр’я» 28 марта.

В конце прошлого года киевская поэтесса Леся Тешковская предложила театру «Сузiр’я» поставить спектакль по книге своей поэзии. Алексей Кужельный, художественный руководитель театра, согласился, когда прочитал книгу. Она оказалась весьма оригинальной. «Дао несовершенства» написана в восточном стиле, с философскими рассуждениями, со множеством метафор и сравнений.

Облачившись в китайский костюм, читать свои стихи – их всего 21 – будет автор. Каждое из стихотворений – самодостаточно и цельно, в каждом есть свой герой: капля дождя, бабочка, лучик солнца и т. д., что в полной мере выражает философичность поэзии буддистских стран.

Спектакль, как говорят устроители, будет проходить «в стиле чайной церемонии». И это не метафора, фраза имеет буквальный смысл: несколько раз на протяжении поэтических чтений зрителей будут угощать чаем. Зал театра оформят китайскими иероглифами, повесят музыкальные бамбуковые трубочки. Фонограмма спектакля – восточная музыка и переведенные на китайский стихи Тешковской, начитанные китайцем. Кроме того, зрительские места будут такими же необычными, как и сам спектакль: по периметру зала расположат подушки, на которых и будут сидеть театралы.

ЦИРК

29 марта в Украинском доме Французский культурный центр представляет знаменитую цирковую труппу «Летящие объекты» с программой «Импер и Пас».

Последние годы во Франции ознаменовались невиданным и абсолютно не прогнозируемым всплеском увлеченности цирковым искусством. Об этом свидетельствует резко возросшее количество цирковых школ и мастерских, почти сенсационно высокое и неизменно стабильное количество зрителей на цирковых представлениях и соответственно десятикратное увеличение цирковых трупп. Без сомнения, это древнее искусство переживает второе рождение, ознаменовавшееся отменным профессиональным уровнем и замечательным жанровым разнообразием.

К бесспорным фаворитам как французской, так и западноевропейской публики принадлежит труппа «Летящие объекты». Ей восторженно рукоплескали Париж, Лион, Гренобль, Брюссель, Гент, Реймс, Хельсинки и множество других городов. Ибо в их оригинальных шоу в захватывающее динамичное целеустремленное действо слились жонглирование, музыка, юмор и чисто французский шарм. Программа же «Импер и Пас», рожденная талантом трех виртуозов, выпускников Национального центра циркового искусства Шалон-Ан Шампань Тоона Шуэрмана, Давида Фишера и Дени Помье, признана одним из самых оригинальных проектов последних лет. Их персонажи не просто виртуозно жонглируют разнообразными предметами, они общаются, создавая целостное динамичное представление с точно продуманной и тонко выстроенной драматургической канвой. А кроме этого, артисты еще и сами себе аккомпанируют на гитаре, перкуссиях и других инструментах.

КИНО

Обновленный кинотеатр «Киев» 22 марта открывается всеукраинской премьерой фильма «Клятва».

Это серьезная психологическая драма с элементами детектива и триллера. О качестве фильма красноречиво говорит тот факт, что он был участником официальной конкурсной программы самых больших в мире кинофестивалей – Каннского и Берлинского, куда попадают только самые значимые представители десятой музы (как называют кинематограф). Картина основана на одноименном произведении гениального швейцарского писателя Фридриха Дюрренмата, совмещавшего в своих детективных романах абсурд и гротеск. Его произведения экранизировались десятки раз по всему миру, хотя ставить их невероятно сложно из-за специфического слога писателя и множества чисто литературных нюансов, которые невозможно передать на экране. Однако, по мнению критиков, режиссер фильма, известный американский актер Шен Пенн «сделал очень грамотную экранизацию … и перенес стиль писателя удивительно адекватно». И это при том, что «Клятва» – всего лишь второй фильм Пенна.

Такие звезды Голливуда, как Беницио Дель Торо, Ванесса Редгрейв, Микки Рурк, Сэм Шеппард и Джек Николсон (исполнитель главной роли), согласились сняться в этой картине сразу же после прочтения сценария, причем с более низкими, чем стандартные, гонорарами.

«Клятва» – некоммерческая лента, и в прокате Америки она не собрала большой кассы (чуть менее $20 млн.). Да и не могла, ведь упор в ней делается не на зрелищности, а на психологии, тщательной проработке характера главного героя. После премьеры потрясенный представитель компании-производителя Warner Bros. сказал: «Выход этого фильма – значительное событие, причем более значительное, чем мы ожидали».

Съемки проводились в 1999 году в небольшом североамериканском городке Дулут в Миннесоте, совершенно случайно выбранном Пенном и Николсоном, и лишь потому, что им там понравились сплошные леса и горы.

По сюжету в горах Невады происходит жестокое убийство несовершеннолетней девочки. Полицейский, без шести часов пенсионер, берется за дело, не думая, что оно затянется. Мать девочки на месте трагедии требует полицейского поклясться найти и посадить убийцу. Этой клятвой полицейский связывает себя до конца своих дней. Вскоре находят блаженного индейца, признавшегося в преступлении. Но полицейский уверен – это не тот, кого он ищет…

Джек Николсон своей ролью продемонстрировал, кто лучший актер в США. Один из рецензентов, невзирая на предыдущие сильные роли актера, написал: «Считаю «Клятву» вершиной его творчества». Другой отметил, что Николсон «сыграл с блеском … сделал главного героя живым, полнокровным, неоднозначным». И все в один голос согласились с тем, что именно игра Николсона придает фильму некую магию, которая воздействует на зрителя в течение всей картины, и еще долго держит после ее окончания. Вполне возможно, прекрасная роль американского актера способствовала и тому, что «Клятву» купили для большого проката 20 стран. А такое редко происходит даже с коммерческими хитами.

КИНО

В кинопрокат Украины 28 марта выходит очередная экранизация «Графа Монте-Кристо».

Кинолента – уже двенадцатая с 1913 года одноименная экранизация знаменитого романа. В этой картине сценарист-дебютант Джей Уолперт, известный как телевизионный продюсер и актер сериалов, сделал акцент на двух моментах, которые отличают ее от всех предшествующих. Первое отличие в том, что чуть ли не главной фигурой является не Эдмон Дантес, а Фернан Монтего (бывший лучший друг Эдмона, ставший его злейшим врагом). По фильму Фернан убивает крестного отца Эдмона, о чем ни слова нет у Дюма. Именно ему, Фернану, впоследствии назвавшемуся графом де Морсером, Монте-Кристо и мстит. Роль Фернана специально писалась под австралийского актера Гайа Пирса, великолепно проявившего себя сначала в «Секретах Лос-Анджелеса», а закрепившего успех в «Моменто». В этой картине Пирс впервые играет отрицательную роль, но играет ее блестяще – уверенно и убедительно.

Еще одной фантазией на тему является то, что Эдмон самолично в поединке убивает Фернана. Преображена и роль бывшей невесты Дантеса, Мерседес: чтобы драматизм достиг своего пика, сценарист вкладывает в ее руки клинок, которым она убивает своего недостойного сына. Иначе показан аббат Фария: у него роль серьезная и не такая маленькая, как в романе. Ее талантливо играет английский актер Ричард Харрис (совсем недавно блеснувший в «Гарри Поттере», два года назад – в «Гладиаторе», а еще раньше – в «Сибирском цирюльнике»). Его полубезумный-полугениальный аббат – яркая личность, загадочный, но в тоже время открытый человек.

Режиссер фильма Кевин Рейнольдс сделала картину очень динамичной. Кроме того, фильм привлекает прекрасными пейзажами Мальты и окрестностей Дублина.

Американцы впервые увидели собственную постановку классического европейского приключенческого романа. Но, очевидно, Старый Свет для Нового не является показательным: в прокате Америки «Граф Монте-Кристо» собрал сравнительно немного – чуть менее $50 млн.

КИНО

Номинированный по 8 категориям на соискание «Оскара», фильм «Игры разума» вышел в кинопрокат Украины.

Сценарист фильма Акива Голдсман сделал смелый шаг и попробовал заглянуть за кулисы гениальности. Будучи сыном психологов, а в молодости – студентом факультета психологии, Голдсман наверняка был знаком с эпохальным трудом Чезаре Ламброза «Гениальность и помешательство». И когда ему предложили написать сценарий на основе книги журналистки Сильвии Насар о гении, сошедшем с ума, он понял – это шанс сказать: Ламброза был прав. Героем книги и одноименного фильма «Игры разума» (оригинальное название переводится как «Прекрасный ум») является Джон Форбс Нэш-младший, неприметный мизантроп, поступивший в 1947 году в Принстонский университет, колыбель всех гениев Америки. Странность Нэша бросалась в глаза. Занимаясь математикой, он вычислял алгоритмы движения птиц, футбольного матча или бега карманника. А играя в одну из сложнейших в мире игр, Нэш начал разрабатывать теорию игр. По фильму прозрение о том, как усовершенствовать эту теорию, заложенную еще в год его рождения венгерским математиком Джоном фон Нойманом, пришло к нему в баре, где студенты приглашали на танцы студенток. В тот момент родилась так называемая концепция «равновесия Нэша», «при которой каждый участник игры выбирает лучшую для себя стратегию независимо от остальных, и в результате благо для отдельных индивидов превращается в благо для группы людей». Гениальность этой концепции в том, что в любой игре, любом виде взаимоотношений людей, где происходит конфликт интересов, проигравшего нет. Как подтверждение весомости открытия – использование теории Нэша во всех (!) экономических моделях мира. Неудивительно, что журнал Fortune вскоре называет Джона Форбса «самым выдающимся математиком своего времени». Но трагедия и парадокс гения в том, что его «прекрасный ум» находится на грани безумия. После своего открытия Нэш (в жизни) заявляет, что все его прозрения – это дар инопланетян. В фильме же он видит галлюцинации, страдает манией преследования, и уверен, что работает на Пентагон, поручивший ему раскодировать шифровки русских. В результате человеку, обогатившему цивилизацию идеей улучшения жизни, ставят диагноз «шизофрения». Это происходит как раз в тот момент, когда его жизнь идет в гору: он женится, жена ждет ребенка, у него есть работа. Все резко меняется. Нэша забирают в психиатрическую лечебницу. Яркий свет солнца заменен приглушенным светом ламп; вопрос «Как дела?» задают не друзья, а доктора. Но это не конец. Иначе Джон Форбс не стал бы легендой, Сильвия Насар не написала бы книгу и ее бы для экранизации не купила за $1 млн. кинокомпания Imegin Entertainment, а впоследствии поставленный ею фильм не собрал бы только в США $145 млн. Прецедент в том, что всеми забытый Нэш самоизлечился. Болея, в принципе, неизлечимой болезнью, он придумал способ не реагировать на симптомы – не замечать галлюцинации и продолжать заниматься математикой. Прецедент в том, что после 30 лет болезни профессор Джон Форбс Нэш-младший снова вернулся в Принстон и стал читать лекции. К нему вернулась жена. А в 1994 году он получил Нобелевскую премию за экономические теории, разработанные им еще в 1950-х годах. Это как раз и использовал режиссер Рон Ховард. Его фильм стал успешным, потому что показывает преодолевающий все и вся человеческий дух, торжество разума над болезнью, героизм человека, бросившего вызов своему безумию.

Exit mobile version