Экспансия
Американский миллиардер перестраховывается
Уоррен Баффет инвестирует 3 млрд. швейцарских франков ($2,6 млрд.) в швейцарскую перестраховочную компанию Swiss Re. Хотя сделке еще предстоит получить одобрение акционеров компании, по оценкам аналитиков, это не составит труда. Перестраховочная компания пытается привлечь 5 млрд. франков ($4,3 млрд.), чтобы сохранить кредитный рейтинг «АА» и увеличить капитал. Это вызвано тем, что по итогам 2008 г. Swiss Re ожидает, что ее чистые убытки составят около 1 млрд. швейцарских франков ($860 млн.).
Акции Swiss Re сильно просели в последние дни на слухах о том, что компанию ждут большие списания. Она уже успела объявить о том, что в 2008 г. ей пришлось списать 6 млрд. франков, в том числе 2 млрд. франков по свопам «кредит-дефолт». Вложение Баффетта в швейцарскую компанию – его крупнейшая инвестиция в Европе. С начала кризиса он сделал несколько инвестиций в крупные компании, вложив $5 млрд. в банк Goldman Sachs и $3 млрд. в General Electric.
Инновации
Ритейлер заинтересовался гибридными технологиями
Wal-Mart, крупнейшая розничная сеть США, начинает тестирование гибридных машин, работающих как на электричестве, так и на дизеле. Данное начинание проводится в рамках программы расширения энергосберегающих технологий. Крис Салтемайер, глава транспортного подразделения Wal-Mart, заявил, что в компании будут использовать машины в разных городах США на протяжении 2009 г., чтобы определить, насколько это поможет снизить загрязнение окружающей среды и является ли целесообразным для бизнеса.
Тема гибридных энергосберегающих технологий стала вновь популярной в США после успеха Toyota Prius. Однако до недавнего времени они использовались лишь для производства легковых автомобилей и микроавтобусов, делающих частые остановки. В противовес этой тенденции Wal-Mart работает над грузовиком, способным совершать переезды на длинные расстояния. Грузовик работает следующим образом: до скорости 40 миль в час он использует электрическую энергию, а при разгоне переключается на дизельное топливо. Данная технология была разработана несколькими крупнейшими производителями грузовиков США при непосредственной поддержке розничной сети. Использование новинки, по оценкам специалистов компании, способно сэкономить 20-25% топлива на полностью гибридных и 5-10% – на частично гибридных грузовиках. Всего компания использует в своей деятельности 6,5 тыс. грузовиков. «Если использование гибридных технологий приведет к успеху, это может стать нашей стратегией на будущее», – отмечает Крис Салтемайер. В Wal-Mart заявляют: за последние три года компания сумела добиться более чем 25%-го роста эффективности использования грузовиков, и надеются, что к 2015 г. ритейлеру удастся удвоить данный показатель.
Власть и бизнес
За казенный счет
Citigroup намерена направить в текущем году на кредитование корпоративных и частных клиентов $36,5 млрд. Такие планы стали возможными благодаря получению корпорацией в 2008 г. от правительства США $45 млрд. в рамках программы помощи банковским учреждениям на общую сумму $700 млрд. Финучреждение планирует направить $25,7 млрд. на ипотечные кредиты, $5,8 млрд. на займы по кредитным картам, $2,5 млрд. на потребительские и $1 млрд. на студенческие кредиты, а также $1,5 млрд. на финансирование корпоративных клиентов. Citigroup обещает не использовать полученные госсредства на вознаграждение и бонусы сотрудникам, дивидендные выплаты акционерам, лоббирование и прочие действия, связанные с госорганами, а также на маркетинг, рекламу и спонсорство.
Впрочем, выдавать кредиты американским банкам становится все сложнее. Данные опроса кредитных менеджеров, проведенного Федеральной резервной системой США, свидетельствуют о том, что банки, в том числе получившие госпомощь, ужесточают стандарты кредитования. Около 65% американских банков уже успели их ужесточить – повысили процентные ставки, стали требовать дополнительное обеспечение и более осторожно подходить к проверке заемщиков.
Напомним, что с начала финансового кризиса в США в 2007 г. на ипотечных кредитах финансовая система потеряла свыше $1 трлн. В ответ на это, а также в связи с необходимостью поддержать банки, Казначейство США выделило более $194 млрд. на покупку долей в отечественных финучреждениях.
Кризис-менеджмент
Крупнейший медиахолдинг в кризисе
Time Warner, крупнейший в мире медиахолдинг, сообщил о чистом убытке в IV квартале 2008 г., составившем $16 млрд. Убытки в расчете на одну акцию в размере $4,47 разительно отличаются от дохода, составившего $0,28 в минувшем году. Столь значительные потери, первые за 14 кварталов, возникли из-за списания активов на сумму $25 млрд. Выручка компании снизилась до $12,3 млрд., что на $0,5 млрд. меньше, чем ожидали аналитики. Причиной тому стало сокращение рекламных доходов подразделения AOL и журналов группы Time. Впрочем, за вычетом списаний и других одномоментных потерь чистая прибыль компании составила порядка $850 млн.
Вследствие кризиса Time Warner и дальше прогнозирует падение продаж и сокращение своих доходов. В связи с этим компания намерена потратить около $250 млн. на сокращение персонала на своей студии Warner Bros. и интернет-подразделении AOL.
Приоритеты
Автопроизводители меняют планы
Mitsubishi Motors приняла решение больше не принимать участие в ралли «Дакар» и вообще свернуть свою активность в области спорта. Последней каплей для компании стало очень неудачное выступление ее команды на гонке ралли 2009 г., занявшей после многолетних побед лишь седьмое место. В основе данного решения – рациональное перераспределение расходов в условиях резкого падения продаж (до 35% на некоторых рынках). Напомним, что Mitsubishi стала уже четвертой японской автомобильной компанией, пересмотревшей свою активность в области спорта (после Suzuki, Subaru и Honda).
Перспективы
Прибыль вопреки падению цен
BP, британский нефтяной гигант, несмотря на кризис, сумел увеличить свою чистую прибыль по итогам 2008 г. на 39% – до рекордных $25,6 млрд. Впрочем, падение стоимости газа и нефти на мировых рынках привело к тому, что в IV квартале прошлого года компания зафиксировала прибыль всего лишь на уровне $2,6 млрд. BP объясняет это возросшими расходами и убытками от разницы в курсах и налогов. На этом фоне компания сократила свой персонал на 3 тыс. человек в прошлом году и планирует уволить еще 5 тыс. к средине текущего. На конец 2007 г. в BP работали 98 тыс. человек.
Тони Хейворд, глава нефтяного гиганта, подчеркнул: чтобы компания сумела выплатить дивиденды и прочие обязательства без дополнительного заемного капитала, стоимость одного барреля нефти должна составлять $50-60, что заметно выше $40, которые нынче преобладают на рынке. Тем не менее, по его словам, результаты работы компании свидетельствуют о восстановлении после кризиса. «В 2008 г. мы сумели сократить чрезмерные затраты и сделать BP более эффективной, – отметил он. – Это вселяет в нас уверенность в том, что мы в достаточной степени готовы к вызовам, с которыми можем столкнуться в последующие несколько лет». Главными приоритетами компании в нынешнем году является выплата дивидендов, а также инвестиции в расширение бизнеса. Не забывают нефтяники и об альтернативных видах энергии. Так, объемы энергии, полученной в 2008 г. за счет ветряных электростанций, увеличились более чем в два раза. Впрочем, объемы солнечной энергии несколько упали вследствие пожара на Tata BP, совместном с индийскими партнерами предприятии.