Искусство подмены

Нынешний кризис не отменяет важности мифотворчества в разных аспектах общественной жизни. Но самое важное о мифах было сказано еще 50 лет назад.


В 1957 г. увидела свет одна из наиболее блестящих работ Ролана Барта «Мифологии», которая была задумана как сборник разоблачительных очерков мистифицированного сознания массового общества (ее можно найти в Интернете). Эта работа не утратила актуальности и сегодня, но о ней знает относительно узкий круг людей. В основном это получившие классическое образование гуманитарии и… высококлассные специалисты из сферы рекламы и маркетинга, читающие правильные книги.

Рассматривая в «Мифологиях» различные явления повседневной культуры – еду, жилье, досуг, структуру города, моду, массмедиа, литературу, сферу межличностного общения, – Барт приходит к выводу, что масскультура в цивилизованном обществе нисколько не менее мифологична, чем первобытная. Мифы реализуют себя в статьях, фотографиях, кинофильмах, рекламе, моде, ритуальном поведении в обществе.

Это особая коммуникативная система со скрытым идеологическим уровнем. Смысл и направление деятельности мифа оказывается двояким. С одной стороны, он направлен на изменение реальности, имеет целью создать такой образ действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания, с другой – чрезвычайно озабочен сокрытием собственной идеологичности, то есть стремится сделать так, чтобы его воспринимали как нечто естественное, само собой разумеющееся, натуральное.

Миф – это идеологический обман, превращающий, по мнению Барта, реальность в знак. Например, одежда в восприятии современников – не просто вещь, защищающая от неблагоприятных условий, а знак того, что у ее обладателя есть те или иные средства, статус и вкус. После того как за дело взялась реклама и киноиндустрия, появился миф, стимулирующий людей по всему миру к далеко не всегда оправданным, но очень желанным покупкам одежды.

Особенность мифа заключается в том, что его «прочтение» потребителем совершается мгновенно, а воздействие оказывается сильнее любых рациональных объяснений.
Барт пришел к выводу, что борьба против ложного сознания возможна лишь на этапе его объяснения, поскольку объяснить явление как раз и значит снять его – отнять силу идеологического воздействия. В книге автор привел несколько подобных объяснений.
«Чтобы показать, что взрослый видит в ребенке своего двойника, нет лучшего примера, чем детские игрушки», – полагает Ролан Барт. Расхожие игрушки – это мир взрослых в миниатюре. В них в уменьшенном масштабе воспроизводятся его предметы. Оригинальные формы встречаются редко, отмечает культуролог, а динамические представлены разве что конструкторами. В остальном игрушки обязательно что-то означают, и это «что-то», образуясь из мифов и навыков взрослой жизни, всецело социализировано.

«Поскольку в игрушках предвосхищается весь мир взрослых занятий, то это делает ребенка предрасположенным к тому, чтобы принимать их без разбору, – утверждает автор. – Еще до начала размышления ему являют природу-алиби, испокон веков создававшую солдат, почтальонов и мотороллеры. Здесь игрушка – своего рода каталог всего того, чему взрослые не удивляются». Перед лицом этого мира игрушек ребенку остается лишь роль владельца и пользователя, но не творца, ведь он ничего не изобретает, а только применяет. Ему незачем разбираться, почему в мире взрослых происходит то-то и то-то: все причины он получает в готовом виде, его дело – пользоваться, поскольку исследовать тут нечего. Совсем иное обучение жизни предполагается даже в самом простом конструкторе. Ребенок создает предметы, ничего не значащие, и ему не важно, что они будут иметь имя, данное им взрослыми. Он занят не применением вещей, а сотворением мира.

«Наиболее распространенные игрушки изготавливаются из материалов, созданных не природой, а химией. Они часто штампуются из всевозможных пластмасс – материала, в котором угасает приятная мягкость прикосновения к человеческой руке»,  – утверждает культуролог.

Проблема не в современных «высокотехнологичных» игрушках, а в отсутствии выбора. С наступлением индустриальной эпохи сделанные вручную игрушки из природных материалов стали многим недоступны, они не соседствуют на торговых прилавках с продукцией корпораций, их не рекламируют по телевидению. Не имея альтернативы, мы покупаем для детей «готовые решения» из яркой пластмассы, которые кодируют юное подсознание на определенное мировосприятие.

Залишити відповідь