Свежая идея очищения от лишней информации

Что посмотреть

Как зерна кофе помогают человеку убрать из памяти недавний аромат, так и организаторы выставки «Пурификация», открывшейся в галерее Национального союза художников Украины, решили предложить способ очиститься от лишней информации, чужих клишированных эмоций, запрограммированного поведения и стереотипного восприятия мира. Ведь пурификация (в их понимании) – и есть очищение от ненужного и мешающего.

Подобная процедура просто необходима представителям информационного общества и общества потребления, к которым уже вполне возможно причислить всех нас. К вопросу очищения искусством кураторы проекта Константин Дорошенко и Евгений Минко подошли неформально и непрямолинейно. Они не рассматривали варианты представления зрителям выставки голых стен или абстрактной (то есть не перенасыщенной образами) живописи. К участию в выставке они пригласили четырех человек, работающих в таких жанрах, как живопись, фотография, литература и музыка. Причем все четверо – фигуры в современном украинском искусстве не хрестоматийные.

Один из участников проекта – Любко Дэрэше – ввел в современную украинскую культурную терминологию термин «пурификация». Дэрэше – один из наиболее читаемых и продаваемых отечественных писателей последних лет (переводы его произведений сейчас готовятся к выходу в Германии, Польше и России). На выставке представлен его текст – эссе «Мягкий серый шум», послуживший основой концепции «Пурификации». В нем молодой писатель повествует о будущем нашей планеты и перспективах ее развития, указывая на набирающую силу тенденцию к избавлению от лишней информации и лишних внешних раздражителей.

Визуальную часть проекта составляют произведения австралийского художника Майкла Мерфенко, уже несколько лет живущего и работающего в Украине, а также фотохудожницы Светланы Вольновой. Майкл создал для «Пурификации» два цикла монохромных и цветных живописных произведений, представляющих его взгляд на упомянутое «очищение». Его картины очень выделяются на фоне живописи, производимой украинскими художниками – сказывается европейская школа художника, где ценится лаконичность высказывания.

Светлана Вольнова для выставки создала проект «Тахнки» – цикл из трех фотографий восточного юноши, оформленных как буддийские иконы (тханки). Фотографии напечатаны на холстах и нашиты на тканевые полотна. Красный фон портретов и красная материя этих тханок (весьма внушительного размера – около двух квадратных метров) не сливаются в одно яркое пятно, но действительно оригинально сочетаются, одновременно подчеркивая изысканность модели и идеологическое соответствие концепции проекта.

Еще один участник «Пурификации» – музыкант (который называет себя «производителем шума») Kotra, хорошо известный за рубежом, выступающий на крупных европейских фестивалях и издающий совместные записи с мировыми знаменитостями. Kotra выступит на официальном открытии выставки со специальной подборкой своей экспериментальной шумовой музыки, ориентированной не только на интеллектуальное восприятие, но в большей степени на чувственное и даже физиологическое. Запись его выступления будет транслироваться в зале галереи до окончания работы выставки.

Следующей весной «Пурификация» будет представлена в Нью-Йорке, в культурном центре «Украинский институт». Сейчас идут переговоры о ее демонстрации в европейских столицах.

Выставка в галерее Национального союза художников Украины продолжится до 15 ноября.

Полотна украинца не менее колоритны, чем произведения великого фламандца

В галерее «Карась» работает выставка абстракциониста Анатолия Криволапа. Кто-то из искусствоведов назвал этого художника Рубенсом ХХ столетия. Возможно, из-за одаренности его как колориста, а возможно, и потому, что полотна Криволапа, как и работы великого фламандца, отличаются небывалым фактурным разнообразием.

Художник экспериментирует с поверхностями своих полотен уже 30 лет. Приступая к работе над очередной серией, он задает себе определенный исходный модуль, а затем всячески его обыгрывает, изменяя фактуру, экспериментируя с цветом и световым контекстом. Малейшие перемены в рельефе и цвете, утверждает Анатолий Криволап, способны кардинально изменить психологию полотна и вызвать у зрителя противоположное ощущение. Что и призваны доказать полотна, представленные на выставке «Украинский мотив. Пейзаж. Вариации модуля».

Так, в первом зале экспонируются три большие нефигуративные полотна с исходным модулем «осенний пейзаж». Все они выдержаны в одинаковой песочной гамме (цвета глины, земли, песка, поблекшей травы). Но цветовые и рельефные акценты (выполненные деревянной пылью и тырсой), варьируются от полотна к полотну, создавая разное ощущение от каждой работы. В основе триптиха «Гнездо», «Холм», «Косогор», размещенного во втором зале, лежит тот же модуль, только, по словам художника, он преображен – освещен солнцем. На картинах – украинский пейзаж, написанный с натуры, но в неожиданном цветовом решении. Сочетание обширной красной полосы с ярко-голубой дает искусственное, почти радиоактивное свечение и в то же время каким-то странным образом передает дух украинского села с его хатками и холмами. Ощущение от этих полотен почти мистическое, от них исходит энергичный импульс. От чего они производят мгновенное сильное впечатление.

По словам художника, при сегодняшнем обилии абстрактной нефигуративной живописи полотна некоторых абстракционистов можно сравнить с велосипедом, который почему-то не едет, хотя все детали на месте. Чтобы достичь должного эффекта, необходима мощная идея и хорошо развитая цветовая интуиция. Экспозиция «Украинский мотив. Пейзаж. Вариации модуля» убеждает, что «велосипед» Анатолия Криволапа все-таки едет.

Выставка открыта в галерее «Карась» до 9 ноября.

Куда пойти

Конкурент семейных посиделок за праздничным столом

Новая для украинских гурманов услуга – бранч-меню, появилась в ресторане Decadence House. Бранч (breakfast + lunch) – один из самых популярных ресторанных форматов выходного дня, означающий завтрак, плавно перетекающий в обед. По словам Юрия Линичука, генерального управляющего сети ресторанов Carte Blanche, заведение на такой акции зарабатывает намного меньше, чем на основном меню, и услуга рассчитана прежде всего на повышение лояльности гостей.

Традиция бранчей (термин возник еще в 1896 году) восходит одновременно и к знаменитым шведским столам, и к французским «буфетам», а сама услуга всегда является для заведения дополнительной (как хорошо известные завтраки и бизнес-ланчи). Отличает бранчи то, что их меню заметно шире и изысканнее вышеупомянутых предшественников, а доступно оно лишь в выходные дни – с 12.00 до 17.00. Кстати, в этом и заключается основная его идея – уступка блаженной лени выходного дня, ведь люди редко поднимаются с постели в воскресенье раньше полудня.

Чтобы остаток дня человек захотел провести с семьей в ресторане, отдыхая и общаясь, ему предлагают предварительно заплатить определенную и неизменную сумму (в Decadence House это 250 грн. за посещение), после чего, не задумываясь о ценах и времени, выбирать блюда из бранч-меню в любом количестве. Для детей до 10 лет, как правило, действуют существенные скидки – 50%.

Ассортимент бранч-меню (салаты, горячие блюда, супы, десерты и напитки (из алкогольных – только шампанское) не имеет ничего общего с основным перечнем заведения. «Было бы неправильно предлагать в нем то, что гость и так может попробовать здесь каждый день», – считает Юрий Линичук. Сегодня бранч-меню основано на блюдах итальянской кухни. Но чтобы у гостей не пропадал интерес к этой акции, в ресторане решили привязывать бранч-меню к определенным темам (кухни разных стран мира, праздники и т. д.) и обновлять его каждый месяц.

Залишити відповідь