Site icon Companion UA

Какие механизмы контроля реализации предвыборных обещаний сегодня существуют и работают в Украине?

Николай Томенко, директор Института политики:

– Це наступнi парламентськi вибори. На них виборцi своїм голосуванням можуть вiдреагувати на невиконання передвиборчих обiцянок в економiчнiй частинi тих чи iнших полiтичних партiй, якi перед цим були в парламентськiй бiльшостi й пiдтримували уряд. Складнiша ситуацiя з опозицiєю, яка може навести чiткi аргументи, чому вона не реалiзувала економiчнi пiдроздiли програми, оскiльки вона була в опозицiї й не входила до уряду. Але поки що не iснує iнших принципiв вiдповiдальностi, нiж пiдтримка чи непiдтримка на наступних парламентських виборах.

У свiтi є багато прикладiв, коли тi полiтичнi сили, що формували бiльшiсть i уряд i не виконували свої програми, на наступних парламентських виборах навiть не долали iснуючий бар’єр, навiть не потрапляли до парламенту. Останнiй приклад – Польща.

Владимир Полохало, шеф-редактор журнала «Полiтична думка»:

– В Украине такие механизмы не сложились, они попросту отсутствуют. Для того чтобы избиратели могли оценить обещания, нужна одна простая вещь: должно быть сформировано большинство в парламенте, которое формирует правительство и несет политическую ответственность за деятельность исполнительной власти. И должно быть меньшинство в парламенте как парламентская оппозиция. Демократически ориентированная оппозиция, роль которой – следить и замечать невыполнение обещаний парламентским большинством, а следовательно и исполнительной власти.

В Украине такой схемы нет, различные ветви власти существуют как бы сами по себе и не взаимодействуют на демократических основаниях, а решающую роль в политическом и экономическом курсе играет президент. Парламент как институт избирателей не пользуется сегодня достаточной репутацией и поддержкой, и сами парламентарии объективно не заинтересованы в том, чтобы их обещания были тестом политической ответственности, их политической совести. Поэтому вопрос о механизме политической ответственности за выполнение своих обещаний в таком аспекте существует, скорее, как некая абстракция, некоторое пожелание и как явление виртуальное, никоим образом не влияющее на репутацию украинского политикума. По существу сложилась система корпоративной безответственности политиков, для которых избиратели являются всего лишь материалом и необходимым инструментом реализации узкоклановых, узкопартийных интересов, далеких от избирателя.

Дмитрий Выдрин, директор Европейского института интеграции и развития:

– Таких механизмов абсолютно нет. В Украине есть формальные законы, которые, например, позволяют отзывать депутата. Но не было еще такого прецедента, чтобы депутат был отозван за невыполнение своих обещаний. Поэтому пока не будут созданы прецеденты отзыва депутатов, которые повлекут за собой разрушение фракции и т. д., не будут созданы такие механизмы. То есть единственным механизмом может быть реальный отзыв депутатов, не выполнивших своих обещаний.

Светлана Конончук, координатор политических программ Украинского независимого центра политических исследований:

– Ничего подобного законодательно не предусмотрено, и проблема отсутствия таких механизмов кроется, к сожалению, в самом основном законе. Дело в том, что у нас политические партии, объединения декларируют: вот мы придем к власти и реализуем то-то и то-то. На самом деле партии у нас к власти не приходят, потому что они не формируют правительство. И это – главное препятствие для реализации программ. Не говоря уже о том, что сами программы в большинстве случаев концептуально пусты. Они представлены, скорее, как набор благих обещаний, а не как продуманная стратегия государственной политики, которую можно было бы реализовать, если бы партия набрала хотя бы одну треть мест в парламенте. Но в силу этой партийной раздробленности такая задача для каждой из партий является уже непосильной. Кроме того, сегодня в Украине нет такого механизма, как отзыв депутата. Депутат, попавший в парламент, становится совершенно свободным от всяких обязательств. Единственное, что его держит в этом парламенте, это моральные установки, что будет еще одна предвыборная кампания и надо же что-то будет сказать людям.

Игорь Жданов, директор политико-правовых программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:

– В Украине фактически отсутствуют такие механизмы контроля за выполнением предвыборных обещаний. Когда мы анализировали предвыборные программы партий 1998 года, в них было поставлено много задач, что надо сделать, но не было сказано, как это сделать, очень мало конкретных обещаний. И даже те немногие обещания так и не были реализованы. Как самый яркий пример, практически все политики, все партии говорят о том, что необходимо снизить налоги, создать стабильную, прозрачную систему налогообложения. Четыре года прошло, это не было выполнено. Почему такой механизм нарушен? Партии практически не несут политической ответственности перед своими избирателями. Единственный существующий механизм такой ответственности – выборы. Но кто сейчас помнит те предвыборные обещания, которые были даны в 1998 году? Практически никто. На мой взгляд, в Украине необходимо создать механизм политической ответственности партий, которые идут на выборы, перед своими избирателями. Эта логическая цепочка должна включать следующие элементы: избиратели голосуют за политические партии; политические партии, которые прошли в парламент, формируют большинство; большинство участвует в формировании правительства и несет политическую ответственность за результаты его деятельности. И вот именно по результатам деятельности правительства можно голосовать «за» или «против» партии, блока.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– На мой взгляд, все политические партии занимаются словоблудием, демагогией. Потому что они знают, что никакой ответственности нести не будут. Например, сегодня в Украине при власти находится правящий блок «ЗаедУ». Своими действиями он довел страну до преддверия экономического коллапса. А какую они ответственность понесут? Никакой. Сейчас они снова рассказывают, что у них прекрасная экономическая программа, как и все остальные партии. Их обещания просто лживы. На сегодняшний день механизма контроля над ними нет, потому что в стране не существует политического управления. В стране правят клановые группы.

Если политическая партия или блок партий приходят к власти, они берут на себя ответственность, формируют правительство, и если они не справились со своими задачами, то должны уйти в отставку. Вот единственный, на мой взгляд, механизм.

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

– Не существует. Более того, обещания партий вообще у нас можно рассматривать очень условно. Дело в том, что у нас еще недостроенная политическая система, и партии не играют решающей роли в определении государственной политики. Так как это должно было быть. Поэтому, если какая-то партия заявляет, что будет предпринимать определенные шаги, это ничего не значит. Если бы она имела шанс стать партией власти, тогда можно было бы проконтролировать, делают они это или нет. То есть такая партия могла бы составить большинство в парламенте, она играла бы решающую роль при формировании правительства, и после этого по действиям правительства и парламентского большинства можно судить, выполняют они взятые обязательства или нет. А пока этого не сделано, не может быть и никакого механизма контроля. Я думаю, что существование политически значимого механизма ответственности возможно только тогда, когда партии будут влиять на создание парламентского большинства.

Сергей Макеев, доктор социологических наук, Институт социологии НАН Украины:

– Я думаю, что сегодня политики довольно значительно девальвировали само представление об обещаниях. Казалось бы, сама предвыборная ситуация является ситуацией непрерывных обещаний. Но во всем мире не существует механизмов явного, постоянно действующего контроля за выполнением политиками своих обещаний. Как правило, таким контролем являются только выборы. Девальвированы обещания у нас еще и потому, что по сложившейся системе отправления власти у партий и политиков нет ни одного шанса реализовывать эти обещания. Потому что для этого нужно становиться властью. А власть сегодня в Украине принадлежит первому лицу в государстве, и от его имени назначается правительство. Таким образом, партии отрезаны от власти и не могут реализовывать свои обещания, а значит, не может быть и механизмов контроля за их реализацией.

Елена Витер, эксперт по международным вопросам Международного института сравнительного анализа:

– Правових механiзмiв як таких, в принципi, немає. Але, я вважаю, якщо повиннi впроваджуватися якiсь механiзми, то це в першу чергу вiдповiдальнiсть уряду перед парламентом. Тому що в багатьох варiантах народнi депутати, що намагаються впровадити якiсь iдеї, фiзично не можуть цього зробити. Вiдповiдно це стосується i контролю за їх упровадженням.

Александр Мороз, народный депутат Украины, лидер фракции СПУ:

– Механизмы контроля абсолютно адекватны механизмам избрания. Других механизмов, к сожалению, не предусмотрено. Именно поэтому избирателям крайне важно перед голосованием знать не обещания и слова очередных кандидатов в депутаты, а их реальные дела на протяжении хотя бы нескольких лет. У нас в партии давно введена практика заключения договоров с некоторыми общественными организациями, например, с областными профсоюзами, и мы обязуемся либо исполнять их наказы, либо учитывать их точку зрения при подготовке законопроектов.

Виталий Кононов, народный депутат Украины, лидер ПЗУ:

– Существует единственный, отработанный во всем мире механизм контроля – парламентские выборы. И каждая политическая команда, которая пришла на выборы и выиграла их, должна отчитываться, а не обещать. А обещания дают те, кто избирается впервые.

Георгий Крючков, народный депутат Украины, КПУ:

– Я считаю, что эффективно действующих механизмов не существует. Дело в том, что в Конституцию Украины не было включено положение о праве избирателей отозвать депутата, который не выполняет своих предвыборных обещаний. А это был бы очень мощный рычаг. Такого рычага сейчас нет, поскольку он не включен в Конституцию. Сейчас многое зависит от позиции и поведения самих народных депутатов. Многие депутаты, которые избирались по одномандатным округам, выступают с отчетами перед избирателями, рассказывают, что они сделали, чего не сделали. Это все-таки действенная, испытанная форма контроля, но это все зависит от совести, от гражданского долга самого депутата. Что касается политических партий и блоков, то тут каких-то реальных механизмов контроля за реализацией предвыборных обещаний не существует.

Борис Беспалый, народный депутат Украины, блок В. Ющенко «Наша Украина»:

– Механизм контроля за реализацией предвыборных обещаний – следующие выборы. А механизм не попасть впросак – избирать тех, за кем есть определенные результаты, то есть ориентироваться не на программы, а на партийные отчеты о проделанной работе, если они правдивые.

Сергей Тигипко, народный депутат Украины, глава партии «Трудовая Украина», блок «За единую Украину»:

– На мiй погляд, сьогоднi механiзмiв контролю за виконанням передвиборчих програм недостатньо. Для того щоб їх зробити бiльш ефективними, я впевнений, ми повиннi наступнi вибори провести виключно за пропорцiйною системою, i тодi люди будуть мати ще бiльше впливу на полiтичнi партiї.

За цей час нам треба доопрацювати питання другої палати в парламентi, тому що сьогоднi мажоритарники виконують у нас практично функцiї й другої палати, вони представляють регiони. Таким чином, виборцi уже б чiтко знали, що є партiя, яка дає обiцянки, i партiї бiльш вiдповiдально би себе поводили.

Юрий Костенко, народный депутат Украины, лидер УНР:

– Зараз в Українi таких механiзмiв не iснує. Головна причина – обираючи парламент, тобто законодавчу гiлку влади, виборцi не мають нiякого впливу на формування уряду – виконавчої гiлки влади, яка, власне, здiйснює управлiння i вiд якої багато в чому залежить реалiзацiя передвиборчих обiцянок. Сьогоднi український парламент вiдiрваний вiд виконавчої влади, бо формування уряду не належить до його функцiй. Тому вже 12 рокiв маємо знайому ситуацiю: Верховна Рада киває на уряд, що той не так працює, а уряд звинувачує парламент. У результатi полiтично вiдповiдальних за ситуацiю в державi визначити неможливо.

Механiзм контролю за владою й вiдповiдальнiсть влади перед виборцями в Українi з’явиться тодi, коли, отримавши перемогу на виборах, полiтична сила формуватиме в парламентi бiльшiсть, яка, в свою чергу, сформує уряд. Маючи цi важелi, вона матиме змогу впроваджувати державну полiтику i на законодавчому рiвнi, i на рiвнi виконавчої влади. I через чотири роки саме ця полiтична сила звiтуватиме про те, що вона зробила.

Тому головним кроком до створення механiзму контролю за виборчими обiцянками має бути внесення змiни до Конституцiї України, яка б дозволяла формувати уряд парламентовi. Важливим кроком є також ухвалення закону про вибори на пропорцiйнiй основi, що каталiзує створення полiтично вiдповiдальної влади.

Exit mobile version