Цивилизованные торговые войны

Что должен знать финдиректор о ключевых инструментах сохранения рыночных позиций компании в условиях усиления странового протекционизма


Татьяна Слипачук, партнер, Наталья Микольская, старший юрист юридической фирмы «Василь Кисиль и Партнеры»
Падение платежеспособности покупателей по всему миру заставляет правительства государств усиливать защиту внутреннего производителя и различными способами ограничивать поток товаров иностранного производства. Чтобы иметь возможность воспользоваться преимуществом дешевой гривни и нарастить валютную выручку, украинские компании должны серьезно подготовиться к многочисленным торговым войнам.


Финансовый кризис застал большинство украинских компаний врасплох. Неподготовленными к работе в условиях экономического спада оказались как отечественные компании, работающие исключительно на внутреннем рынке или ориентированные только на экспорт, так и компании, работающие на национальном рынке и экспортирующие свою продукцию за рубеж. Объективно в условиях кризиса экспортные рынки начинают существенно сужаться, поскольку правительства многих стран активно принимают меры по защите своего внутреннего рынка (перенасыщенного товаром в силу падения платежеспособности покупателей) и своих производителей от конкурирующих импортных товаров. Зачастую именно по инициативе национальных производителей государства начинают препятствовать экспортерам путем инициирования торговых расследований и применения в их рамках мер торговой защиты. Подобные действия уже начали предприниматься и против украинских экспортеров. Например, в конце прошлого года в ЕС было инициировано антидемпинговое расследование против импорта труб и отдельных видов профилей, в том числе происхождением из Украины; в Индии инициировали антидемпинговое расследование в отношении импорта горячекатаного стального проката, в том числе происхождением из Украины.

Даже на внутреннем рынке нашей страны в период кризиса возникают новые проблемы. Представляется, что отвоевывать достойное место под солнцем нашим компаниям будет непросто. Иностранные фирмы, чтобы удержаться на плаву, будут применять любые меры, в том числе связанные с недобросовестной конкуренцией (например, демпинг), чтобы максимально теснить конкурентов и удерживать позиции на украинском рынке. Не исключено, что правительства ряда стран для стимулирования экспорта будут субсидировать отдельные отрасли промышленности, чтобы предоставить дополнительные конкурентные преимущества импортным товарам на украинском рынке. Для того чтобы удержаться на уже освоенных экспортных рынках и не сократить продажи, продолжить завоевание новых рынков сбыта или же оперативно переориентироваться и занять большую нишу на внутреннем рынке, отечественным компаниям самое время активно осваивать инструменты ведения цивилизованных торговых войн, которые могут войти в общий перечень антикризисных мероприятий. И одним из главных инициаторов этого процесса в компании должен стать финансовый директор, вовлеченный во все сферы ее жизнедеятельности.


Изучая диспозицию
Украинские производители, к сожалению, следуя старым методам, в качестве эффективных механизмов вытеснения импортных товаров с внутреннего рынка рассматривают в первую очередь повышение импортных пошлин, предоставление органами власти субсидий и других льгот, а также введение квот. При этом они забывают, что такие меры теперь могут противоречить правилам ВТО, а значит, могут повлечь за собой применение санкций против государства и череду торговых расследований против украинских производителей.

По-прежнему производители игнорируют разрешенные в рамках ВТО и часто применяемые ее членами меры торговой защиты внутреннего рынка, так называемую триаду: антидемпинговые, компенсационные или специальные меры, применяемые в результате торговых расследований. Между тем основной целью таких мер как раз является противодействие несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров (антидемпинговые, компенсационные меры) или резкому росту импорта (защитные меры).

Как свидетельствует практика, в период с 1995 по 2008 год государствами-членами ВТО было инициировано порядка 3700 торговых расследований (данные ВТО), из которых:

а)  антидемпинговых расследований — 3305, при этом применено 2106 антидемпинговых мер (в период с 1 января 1995 года по 30 июня 2008-го);

б)  антисубсидиционных (компенсационных) расследований — 209, было применено 121 компенсационную меру
(в период с 1 января 1995 года по 30 июня 2008-го);

в)  специальных расследований — 168, при этом применено 89 специальных мер (в период с 29 марта 1995 года по
12 ноября 2008-го).

В то же время по имеющейся общедоступной информации в Украине за период с 1999 по октябрь 2008 года было инициировано 23 антидемпинговых и 27 специальных расследований. По состоянию на декабрь 2008 года в стране инициировано и проводится всего три антидемпинговых и одно специальное расследование, применяется 14 антидемпинговых и семь специальных мер.

Против украинских производителей по состоянию на декабрь 2008 г. в различных странах инициировано и проводится три антидемпинговых и три специальных расследования, применяется 28 антидемпинговых мер и четыре специальные меры.

Учитывая вышеизложенное, рассмотрим, как и какие меры торговой защиты могут использовать национальные производители для защиты украинского рынка в целом и своей позиции на нем в условиях финансового кризиса.


Доступные контрмеры
Украинское законодательство приведено в соответствие с соглашениями и правилами ВТО и предусматривает применение трех основных видов мер торговой защиты, которые могут быть использованы национальными производителями для защиты украинского рынка в целом и своей позиции на нем по результатам соответствующего каждой из мер торгового расследования. Остановимся кратко на принципиальных положениях и отличиях каждой из мер именно через призму базовых понятий, правил и процедуры расследований, связанных с применением такой меры.


Антидемпинговые расследования
Демпинг в качестве стратегии рыночного продвижения не является запрещенной в рамках ВТО практикой, однако если он наносит ущерб национальной отрасли производства, и фактически тем самым приводит или может привести к вытеснению национального производителя, то созданный в рамках ГАТТ/ВТО механизм противодействия позволяет устранить подобную недобросовестную конкуренцию со стороны импортных товаров.

Основной целью проведения антидемпинговых расследований является установление взаимосвязанных фактов наличия демпинга со стороны иностранных производителей, экспортеров, импортеров и ущерба, причиненного национальному производителю таким демпингом. В случае установления фактов по результатам расследования могут применяться антидемпинговые меры в форме антидемпинговой пошлины. Необходимо отметить, что демпингом в понимании действующего законодательства является ввоз на территорию Украины товара по ценам ниже, чем цены подобного товара, практикуемые в обычных торговых операциях в стране экспорта, что причиняет ущерб национальному производителю подобного товара, а не ввоз на территорию Украины товара по ценам, которые ниже цен на товары национальных производителей на украинском рынке, как достаточно часто неправильно трактуют на отечественном рынке.

Антидемпинговые меры — самые распространенные в мировой торговле. Однако, как свидетельствует практика и наш опыт, сами антидемпинговые расследования представляют собой достаточно сложную процедуру с точки зрения определения предмета расследования и обоснования фактов как для национальных производителей, инициирующих их, так и для иностранных производителей, экспортеров, импортеров, участвующих в этих расследованиях. Сторонам антидемпингового расследования необходимо собрать и обработать значительные объемы информации (о цене на внутреннем рынке страны экспорта, экспортной цене товара и др.), учесть огромное количество различных факторов (например, схемы дистрибуции иностранных производителей и экспортеров, условия на рынке страны экспорта, факторы корректировки цены: затраты на рекламу, маркетинг, логистику, упаковку, страхование
и т. п.), рассчитать демпинговую маржу и величину ущерба, а также логично выстроить причинно-следственную и правовую аргументацию, что требует совместной работы экономических служб и юридических советников сторон расследования.

Антисубсидиционные (компенсационные) расследования
Основной целью антисубсидиционных расследований является установление наличия нелегитимного субсидирования импортируемого товара и ущерба, причиненного национальному производителю таким субсидированием. При этом в качестве субсидии рассматривается любой финансовый вклад государственных органов или всякая поддержка бюджетных поступлений в любой другой форме, или поддержка цен, в результате чего предоставляется льгота.

Согласно действующему законодательству, компенсационные меры (в форме компенсационной пошлины) применяются в том случае, если будет доказано наличие нелегитимной субсидии, то есть субсидии, специфической для предприятия, отрасли промышленности или группы предприятий либо группы отраслей промышленности, находящихся в рамках юрисдикции государственного органа, предоставляющего субсидию. Следующие субсидии являются специфическими, то есть нелегитимными:
 
если доступ к субсидии недвусмысленно предоставлен только определенным предприятиям или предприятиям определенного региона;
 
если предоставление субсидии зависит от результативности экспортной операции или от преимущественного использования национальных товаров.

Вместе с тем предусмотрено ряд специфических субсидий, предоставление которых не может быть основанием для применения компенсационных мер: субсидии, предоставляемые для исследований; регионам, пребывающим в невыгодном и/или неблагоприятном состоянии; для содействия адаптации имеющегося оборудования к новым требованиям в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, не запрещены отдельные субсидии, связанные с мерами по государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции.

Антисубсидиционные расследования (что подтверждается и практикой их применения) являются одними из самых сложных, а их проведение требует экспертного подхода и объемных доказательственных обоснований, поскольку предполагает сбор и анализ значительного объема информации не только по национальному рынку, но и касательно действий государственных органов других государств, а также привлечение специалистов, которые могут определить наличие нелегитимной субсидии, рассчитать ее сумму и величину ущерба. Возможно, по этой причине в Украине такие расследования еще ни разу не проводились.

Специальные защитные расследования
Особенностью применяемых специальных мер является то, что они направлены не на устранение недобросовестной конкуренции, а на защиту национального производителя/отрасли производства от резко возросшего импорта подобного товара. Для применения специальных мер (в форме специальных пошлин или квот) по результатам расследования необходимо установить и доказать факты наличия возросшего импорта в Украину и то, что он осуществлялся в таких размерах и/или в такие сроки или на таких условиях, а также, что причиняется существенный ущерб национальному производителю или существует угроза причинения такого ущерба.

Специальные расследования отличаются от антидемпинговых и антисубсидиционных по следующим признакам:
 
во-первых, в отличие от антидемпинговых или антисубсидиционных расследований, проводимых для устранения недобросовестной конкуренции (демпинга или нелегитимных субсидий), они инициируются для защиты внутреннего рынка от возросшего импорта, независимо от наличия каких-либо недобросовестных практик со стороны иностранных производителей, экспортеров, импортеров;
 
во-вторых, если антидемпинговые и антисубсидиционные расследования инициируются против товара происхождением из определенной страны (стран), то специальное — касательно импорта товара, независимо от страны происхождения и экспорта. Следовательно, специальная пошлина применяется к товару, независимо от страны экспорта;
 
в-третьих, специальные расследования являются более простыми в отношении предмета доказывания, поскольку национальному производителю достаточно доказать наличие возросшего импорта (ему не нужно собирать и анализировать информацию о внутреннем рынке страны экспорта) и причинно-следственную связь между возросшим импортом и ущербом для национальной промышленности/производителя.


Особенности национальных расследований
Среди некоторых особенностей торговых расследований и применения мер торговой защиты, предусмотренных законодательством Украины, необходимо выделить следующие.

1. Все торговые расследования могут инициироваться на основании заявления национальных производителей, а также информации органов исполнительной власти. А антидемпинговые и антисубсидиционные — дополнительно могут быть инициированы также профессиональными союзами работников национальных производителей.

2. Национальным производителем, имеющим право подать заявление о возбуждении указанных расследований, считается совокупность производителей товара, совокупное производство которого составляет основную часть всего объема производства в Украине.

3. Все основные решения в рамках торговых расследований принимает Межведомственная комиссия по международной торговле. Само расследование проводится Комиссией и Министерством экономики Украины с задействованием, как правило, Государственной таможенной службы Украины.

4. Меры торговой защиты могут быть применены, если в рамках расследований они будут доказаны в зависимости от вида торгового расследования либо наличия демпинга, либо нелегитимной субсидии, либо возросшего импорта, а также факты ущерба, причиненного национальному производителю, и причинно-следственной связи, а также, если будет установлено, что такие меры соответствуют национальным интересам.

5. Срок проведения расследования длится около года. Это является одной из причин, почему украинские производители неохотно прибегают к торговым расследованиям как к механизму защиты внутреннего рынка.

6. Меры торговой защиты могут быть предварительными и окончательными. Национальные товаропроизводители, достаточно часто сетуя на то, что помощь отрасли нужна уже сейчас, забывают о возможности на начальных этапах расследования просить о применении предварительных мер.

7. Защитные торговые меры могут периодически пересматриваться. Причем результатом таких пересмотров может быть либо отмена действующих мер, либо изменение их размера (увеличение или уменьшение), либо продление срока их применения.


Тактические приемы
Финансовый кризис — это повод для развязывания торговых войн. Внутренние рынки многих стран испытывают аналогичные проблемы: девальвация национальной валюты, падение платежеспособности потребителей, перенасыщение товарами и т. п., что, безусловно, заставит не только производителей, но и государства прибегать ко всем возможным, в том числе и «грязным» методам борьбы за национальный и внешний рынки.

Для украинских производителей шансы победить в таких войнах путем инициирования торговых расследований пока невелики. Качество документов, подаваемых украинскими производителями как для инициирования торгового расследования, так и в его рамках в дальнейшем, в силу отсутствия опыта, к сожалению, имеет существенные недостатки. Довольно часто документы украинских производителей содержат противоречивую, неполную или неподкрепленную необходимыми доказательствами информацию. В то же время оппонентами национальных производителей часто являются транснациональные корпорации или иностранные компании с опытом участия в торговых расследованиях в различных странах мира. Поэтому для национальных производителей очень важно собрать и проанализировать всю информацию о внутреннем рынке страны экспорта, комплексно изучить все сопутствующие вопросы и факторы корректирования цены, особенности схем дистрибуции. Не последнюю роль играет и само оформление документов — чем проще и понятнее изложена позиция, тем больше шансов на успех.

Как правило, национальные производители считают, что для защиты своих интересов достаточно подать само заявление об инициировании торгового расследования, забывая о том, что не менее важно активно отстаивать свои интересы на всех стадиях расследования. Так, национальные производители могут и должны участвовать в слушаниях, анализировать информацию, подаваемую иностранными производителями, экспортерами и импортерами, комментировать ее и участвовать в консультациях. В конце концов, если национальный производитель не согласен с решением, принятым по результатам расследования, он может оспорить его в суде. Кроме того, даже после применения окончательных мер не стоит расслабляться, наслаждаясь успехом. Нужно продолжать отслеживать ситуацию на рынке и, если она не изменяется в лучшую сторону или будет продолжать ухудшаться, необходимо инициировать пересмотр примененных мер. Если же такие пересмотры инициируются иностранными производителями, экспортерами, импортерами с целью уменьшения размера пошлин или их отмены, украинским производителям следует активно в них участвовать, чтобы иметь возможность отстаивать свои интересы.

Важна и последовательная позиция государства, недопускающая ущемления интересов национальной промышленности и производителей в рамках внутреннего рынка и способствующая продвижению украинского товара на внешние рынки. Тем более сегодня это очень важно.

В целом позитивный характер имеет выраженное в распоряжении Кабинета министров Украины от 3 декабря 2008 года (№1509-р) намерение принять ряд мер по уменьшению негативного сальдо во внешней торговле. Ряд предложенных КМУ мер действительно имеют перспективный характер, если они действительно будут реализованы на практике.

Украине как государству стоит начать более активно защищать интересы национальных производителей на внешних рынках. При наличии к тому оснований Украина может начать консультации с государствами, целенаправленно ущемляющими интересы отечественных производителей и/или экспортеров в рамках процедуры разрешения споров ВТО. Не стоит бояться и применения ответных мер к экспорту из стран, в которых наблюдается ущемление украинского экспорта. Это нормальная практика в рамках торговой политики уважающего себя государства.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в условиях финансового кризиса, а также с учетом членства Украины в ВТО, меры торговой защиты, применяемые по результатам расследований, могут стать эффективными инструментами защиты интересов украинских производителей на внутреннем рынке. Правда, необходимо помнить и о балансе интересов и рычагов воздействия. В этом случае применение указанных мер торговой защиты не навредит украинскому рынку в целом или украинским потребителям, а также не даст оснований для применения другими странами ответных мер против украинских производителей или применения санкций против государства в целом.


Мнение эксперта


Финансовый протекционизм идет на смену политике торгового протекционизма
Олег Морква, генеральный директор КУА «ИНЭКО-ИНВЕСТ»:
— Нынешний год в целом для мировой экономики может оказаться еще более тяжелым, чем предыдущий. В настоящее время финансовый протекционизм, который идет на смену политике торгового протекционизма, провоцирует зарождение второй, еще более мощной волны финансового кризиса. В частности, речь идет об отказе кредитовать и инвестировать экономики других стран в обмен на ценные бумаги и гарантийные обязательства суверенных правительств, уже испытывающих значительные финансовые трудности, а в качестве приоритетной меры защиты национальных экономик во внешнеэкономической государственной политике избрать ограничительные процедуры по движению финансового и инвестиционного капитала за рубеж. Такая политика, по мнению экспертов, может привести к дальнейшему усугублению кризиса в мировой финансовой системе, существенному сокращению инвестиционной активности со стороны нерезидентного капитала и постепенной дезорганизации мировых товарно-сырьевых рынков, что в целом еще больше ухудшит состояние мировой экономики.
В случае реализации столь пессимистического сценария, продолжающийся переход общемирового и национального капитала к новой стоимостной реальности, скорее всего, будет стимулировать дальнейшую распродажу фондовых инструментов на биржах. А падение мировых рынков в 2009 году может составить от 15 до 50%.


&.Ф.


По материалам FINANCE.UA


Внесены поправки в план «Покупай американское»
План «Покупай американское» будет осуществляться в рамках пакета государственной помощи, на который может быть выделено до $900 млрд. Оригинальные формулировки плана могли привести к торговой войне и ответным протекционистским действиям по всему миру, поскольку ранее план предусматривал ограничения на закупку товаров иностранного производства для строительных проектов, которые будут проводиться на средства госпомощи. Комитет американской торговли призвал сенаторов внести поправки в текст плана, что и было сделано. Теперь Канада, Мексика, ЕС и некоторые другие торговые партнеры могут получить гарантии того, что доступ их товаров не будет ограничен. Однако действие поправок не станет распространяться на такие страны, как Бразилия, Индия, Китай и Россия.

По материалам Reuters.


Протекционистские шаги могут осложнить выход мировой экономики из кризиса
Мировая торговля, как прогнозируют эксперты, сократится в текущем году на 2,1%. Экономисты предупреждают, что «ползучие» протекционистские шаги, наблюдаемые во многих странах, могут осложнить выход мировой экономики из кризиса. Представитель ВТО Кейт Роквелл сообщила, что необходимо дать членам организации ясную картину мер в сфере торговли, введенных (странами) в ходе экономического кризиса. По данным ВТО, число антидемпинговых расследований выросло сейчас на 40% по сравнению с уровнем прошлого года.

США планируют, например, ввести пошлины на итальянскую минеральную воду и французский сыр в ответ на ограничение ввоза американского мяса в ЕС. Индия предлагает увеличить пошлины на сталь. Россия с ноября ввела 28 различных мер по введению тарифов на импортные товары и субсидированию собственного экспорта и готовит еще шесть.

В 1930 году на волне кризиса США ввели 20%-е пошлины на весь импорт, что вызвало серию торговых войн по всему миру и стало, по мнению историков, одной из причин длительности Великой депрессии.


По материалам The Wall Street Journal.

Залишити відповідь