Карлос Паскуаль, посол США в Украине:
– Нi, вибори в Українi – це питання самої України. Мiжнародна спiльнота може тiльки подiлитися своїми порадами, своїм досвiдом, може брати участь як спостерiгач у рамках Органiзацiї безпеки i спiвробiтництва в Європi.
Евгений Григоренко, первый заместитель руководителя главного управления по вопросам экономической политики при Администрации президента Украины:
– На мой взгляд, международное сообщество может влиять на большинство процессов в цивилизованных странах. Поэтому я считаю, что определенная степень влияния зарубежных структур есть и в Украине. Наблюдатели влияют на проведение выборов, формируя цивилизованный подход к проведению электорального процесса. Для этого есть целый арсенал инструментов, возможностей влиять на любую страну, в т. ч. и на Украину. Это и экономические санкции, и личные контакты политиков, и многое другое. Можно дискутировать о степени и глубине влияния, но то, что наша страна не изолирована от воздействия международного сообщества, у меня не вызывает никаких сомнений.
Олег Соскин, директор Института трансформации общества:
– Международное сообщество никакими рычагами не обладает. А вот отдельные страны из мирового сообщества, конечно, обладают. И таких стран, которые оказывают существенное влияние на предвыборный процесс в Украине, сегодня две – это Соединенные Штаты и Россия. И мы видим, что приезд бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая устроила практически жесткую проверку всех, кто претендует на место в будущем парламенте, – это контрольная инспекция, да еще в такой открытой, я бы сказал, откровенно жесткой форме. По сути дела она определялась с тем, на кого будут делать ставку американцы. Вот это одна из стран, которая активно вмешивается напрямую в избирательный процесс в Украине. Именно эта страна дала деньги на модернизацию ЦИК, и она же дает деньги Комитету избирателей. Таким образом, можно сказать, что с помощью денег и с помощью массированного прямого вмешательства американского руководства США стараются в целом повлиять на результаты выборов в Украине.
А что касается России, именно туда поехал Л. Кучма, чтобы решать вопросы в Сибири по нефти и газу. Видимо, необходим финансовый ресурс для того, чтобы найти финансирование блоку «ЗаедУ».
Россия сейчас активно вмешивается в избирательную кампанию в Украине. Это и различные условия, которые выдвигаются Украине, – как с ней будут работать в экономической и политической сфере. Это мощнейшее влияние через Интернет (российский проект Украина.ру), это участие в украинской избирательной кампании российских политтехнологов и т. д.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
– В Украине обычно тяжелое положение с финансированием избирательной кампании, и законодательно это недостаточно прописано. Поэтому одна сторона влияния – финансирование и оказание услуг международным сообществом. Скажем, давать деньги какой-то политической силе, и таким образом вмешиваться в процесс избирательной кампании. Хотя по закону это запрещено. Но вот, например, американские консультанты проводят тренинги не за средства соответствующей партии, а за средства американцев.
В демократических странах есть общепринятые процедуры контроля, на которые приглашаются наблюдатели из разных стран. То есть они должны выполнять только функции наблюдателей, – чтобы не нарушался закон. Но в Украине бывает по-разному.
Александр Олийнык, заместитель директора Института реформ:
– На жаль, вплив мiжнародних iнститутiв на вiдкритiсть i прозорiсть виборчого процесу в Українi є недостатнiм, i тi зусилля, якi докладаються свiтовою спiльнотою, неадекватнi тим результатам, якi ми отримуємо в результатi проведення виборiв.
Валерий Чалый, директор международных программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова:
– Понятно, что на те или иные страны оказывает влияние внешний фактор, независимо от того, выборы это или нет. В последнее время наши исследования показывают, что наибольшее влияние на процессы, происходящие в Украине, оказывают два центра – Россия и США, но наращивает свое внимание к нашей стране и Европейский Союз. Такое влияние опосредованно присутствует всегда. Что касается степени этого влияния, то все зависит от того, какие вопросы в данный момент мы рассматриваем. Если это вопрос предвыборной кампании и выборов, мне кажется, здесь влияние намного ниже, чем в вопросах экономики. Относительно непосредственно выборов, есть совершенно легитимные формы – в первую очередь участие наблюдателей. Что касается вмешательства во внутренние дела Украины, то таких существенных моментов я бы не отмечал. Хотя, на мой взгляд, некоторые действия и со стороны официальных структур РФ, и со стороны США позволяют дискутировать на данную тему. Наиболее яркие примеры для меня – это принятие МИДом России документа по поводу провокаций по Русскому блоку. Со стороны США наиболее свежий пример – резолюция Сената. Я думаю, она выписана недостаточно четко, и поэтому этот документ позволяет услышать в Украине различные мнения и оценки по поводу вмешательства или невмешательства в дела Украины.
Прямого вмешательства и влияния на результаты выборов на сегодня нет. Я считаю, это связано еще и с тем, что основные игроки теперь уже не ставят на одну силу, стараются поддерживать отношения и с официальной властью, то есть пытаются иметь сбалансированную позицию. Таким образом, фактор влияния нельзя отрицать, но оно носит, скорее, характер неофициальный и не будет критически влиять на результат этих выборов.
Евгений Побережный, руководитель проекта наблюдения за выборами Комитета избирателей Украины:
– Рычагами влияния международное сообщество все-таки располагает. Конечно, нельзя сказать, что оно может как-то непосредственно влиять на ход выборов в Украине. Но оценка международными наблюдателями того, насколько законно и демократично происходят выборы, будет формировать отношение к украинской власти в будущем, и станет значительным образом влиять на формирование двусторонних отношений с теми или иными странами. Также можно отметить то, что у ПАСЕ к Украине был ряд претензий, связанных с недостатками демократического процесса, и если эти выборы станут шагом назад, то можно ожидать, что данный вопрос снова будет подниматься.
Я думаю, будут использованы те же формы влияния, которые были задействованы во время кризиса, связанного с «кассетным скандалом». Не исключено, что это может как-то отразиться и на экономических отношениях Украины с теми или иными странами.
Ирина Бекешкина, научный руководитель фонда «Демократические инициативы»:
– Я считаю, что серьезных рычагов влияния на избирательный процесс в Украине у международного сообщества нет.
А что касается некоторого влияния, то да, рычаги есть. Например, недавно прошел Форум гражданского общества. Там было представлено немало организаций, которые имеют гранты от международных организаций, связанных с мониторингом выборов. Комитет избирателей Украины, Организация равных возможностей – практически все эти проекты существуют на деньги западных структур, не только американских, но и Европейского Союза.
Юрий Мельничук, руководитель пресс-службы Центральной избирательной комиссии:
– Никакими рычагами воздействия на избирательный процесс в Украине международное сообщество не располагает. Оно может выступать лишь в роли наблюдателя, для чего и существует институт международных наблюдателей. Права, которыми наделены официальные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, четко регламентированы в статье 61 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины». В п. 9 этой статьи речь идет о том, что данная категория наблюдателей не имеет права использовать свой статус для вмешательства в работу избирательных комиссий. Международные наблюдатели, осуществляя свои наблюдения самостоятельно и независимо, могут фиксировать положительные и отрицательные с их точки зрения моменты и делать свои выводы.
Международное сообщество имеет право давать свои рекомендации, но проводить выборы Украина будет самостоятельно и независимо, опираясь исключительно на Конституцию Украины и Закон «О выборах народных депутатов Украины». Украина – государство независимое, и этим все сказано.
Елена Витер, эксперт по международным вопросам Международного института сравнительного анализа:
– Якщо говорити про фiнансовi важелi влади, то варто сказати про те, що якщо МВФ видiлить грошi до виборiв, то це буде грати на руку пропрезидентським силам. Тому що цi видiленi грошi, якщо вони навiть будуть використанi безпосередньо за своїм економiчним спрямуванням, все одно можуть трактуватися владою як їхнє власне досягнення. Що стосується власне ПАРЕ чи полiтичного впливу, то я не назвала б це надто великим впливом. Вони кожного разу намагаються слiдкувати за виборами в Українi, але якогось певного впливу чи якимось чином диктування своїх умов немає. Можна говорити про їхню роль скорiше як спостерiгачiв. Щодо вiзиту Мадлен Олбрайт в Україну, я вважаю, що Америка певною мiрою пiдтримує деякi полiтичнi сили. А про те, що США фiнансуватиме чи взагалi диктуватиме вимоги, не можна говорити. Я, мабуть, говорила б про якусь бiльш-менш полiтику невтручання.
Алексей Плотников, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом международных валютно-финансовых отношений Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
– В принципе, международное сообщество располагает такими рычагами влияния, и это касается не только Украины, но и любой другой страны. В зависимости от конкретной страны используются конкретные рычаги, и к Украине нельзя, естественно, применить такие формы, как введение контингента ООН для наблюдения за процессом проведения выборов.
Если выборы пройдут с серьезными нарушениями, то в дальнейшем мировое сообщество может применять к нашей стране различные политические и экономические санкции.
Владимир Лупаций, исполнительный директор центра социальных исследований «София»:
– Мировое сообщество прямых рычагов влияния на избирательный процесс в Украине, который является внутриполитическим делом, не имеет. В то же время есть два типа влияния. Первый – на правительство, поскольку пока мы являемся реципиентами МВФ. Получая кредиты, мы берем на себя обязательства в области проведения экономической политики и выдерживания макроэкономических индикаторов. Во-вторых, международное сообщество имеет символическое влияние в том плане, что все правительства демократических стран не могут позитивно оценивать на внешнеполитическом уровне результаты парламентских выборов, если они проводятся с явными нарушениями избирательного законодательства, с нарушением демократических норм и процедур в стране. Соответственно любая страна, любое правительство может в двустороннем порядке или на многостороннем уровне, т. е. через международные организации, выразить свое недовольство, обеспокоенность. Третий фактор влияния, которым обладают западные правительства, косвенный: через неправительственные организации. На сегодня этот рычаг достаточно усилился, существует целый ряд неправительственных организаций, основной целью которых является контроль за проведением парламентских выборов, мониторинг поведения власти и других политических субъектов с точки зрения исполнения ими действующего национального законодательства. Эти организации входят в международные альянсы неправительственных структур и организаций, поэтому они имеют определенное влияние, по крайней мере, контрольное, мониторинговое. Факт наличия такого влияния косвенно подтвердили наши руководители, когда был осуществлен «наезд» со стороны главы президентской Администрации на институты гражданского общества, особенно на те, которые финансируются из западных источников.