Виталий Джуринский, генеральный директор ViDi Group
Май 1983 г., Барышевская средняя школа №1, на последнем уроке накануне выпускного вечера десятиклассники говорят о своих планах и мечтах. В адрес Виталия Джуринского одна из одноклассниц сказала: «Виталий настолько скучный человек, что у него и дети будут рождаться по плану». Она как в воду глядела. Так и произошло. Он и год просчитал, и месяц выбрал, чтобы ребенок родился в то время, когда и на улице тепло, и фрукты-ягоды доступны. Рассказывая об этом, Виталий улыбается и говорит, что и другие его действия по жизни могут показаться скучными для рассказа в интервью, но они были спланированы подчинены внутренней логике. Так произошло и с занятием автомобильным бизнесом.
Выбирая это направление, мы отталкивались не от предмета, а от глобальных личных целей. Я давно задумывался о предназначении человека. На мой взгляд, нужно просто прислушаться к Создателю, который хочет, чтобы продукт рук его – человек – был здоров, богат и счастлив. Причем богатство нужно для здоровья и счастья.
Так мы и определили в миссии своей компании, что все сотрудники должны быть здоровыми, богатыми и счастливыми. Богатство обеспечивает высокий уровень дохода. Чтобы его получать, необходимо быть лидером на рынке. В 2001-м, когда мы прописывали планы по реализации стратегии, то смотрели на разные отрасли экономики. На многих рынках «все места блатные расхватали», как пел Владимир Высоцкий. Автомобильный рынок показался нам вполне интересным для того, чтобы мы как сугубо национальная компания могли достичь на нем успеха.
Структура группы формировалась в расчете на сохранение быстрого роста автомобильного рынка. Сейчас понятно, что этот рынок надолго как минимум заморожен. Какие коррективы вы внесли в стратегию?
Стратегия не меняется. Мы развиваем бизнесы, цель которых – удовлетворение потребности человека в средствах передвижения. Поэтому в составе группы есть бизнес по продаже автомобилей, их логистике, сервису, финансированию покупок. Но производством мы заниматься не будем. Я не верю, что сейчас можно создать конкуренцию уже существующим брендам. Наоборот, тенденция такова, что количество брендов уменьшается, а производители укрупняются. Если же они открывают производства в новых странах, то чаще всего строят свои заводы, а не приобретают местные активы. Практически все украинские так называемые автопроизводители фактически заняты одним – за счет получения преференций в стране стремятся нарастить капитализацию своих активов, чтобы выгоднее продать этот бизнес. Я считаю такую стратегию ошибочной и не имеющей перспективы.
Что, по-вашему, является источником силы в бизнесе?
Стратегия, команда, условия… У меня нет какого-то оригинального варианта ответа на этот вопрос. И компания наша кардинально ничем не отличается от других успешных. Инструменты всем известны. Если у кого-то получается хуже, значит, не все в порядке с реализацией: или стратегия слабая, или команда теряет мотивацию. Одним словом, рано еще нашим бизнесменам доставать клюшку для гольфа.
Сейчас много говорится о том, что истоки нынешнего кризиса очень глубоки, имеют чуть ли не цивилизационную основу. Соответственно на выходе из кризиса иными будут и страны, и компании, и бизнес-отношения. Насколько вы разделяете эту точку зрения?
Полностью разделяю. Корректировки нужны очень серьезные и по многим направлениям. Опять же хочется процитировать Высоцкого: «Я, как загнанный волк, напоследок чудил». Мы все, как волки, обставлены флажками, и это заставляет нас реагировать на те вызовы, которые нам постоянно предъявляет экономическая ситуация.
Под крылом ViDi Group находится много разных бизнесов, одних юрлиц, наверное, пара десятков. Как организовано управление ими?
Есть классика управления. У одного руководителя не может быть больше десяти задач. Вместе с тем структура управления не может быть многоуровневой, так как станет неповоротливой. С учетом этого и построена наша структура. В основе лежит бизнес-единица, юрлицо, команда, которая работает над конкретным предметом. Предприятия, работающие с одним предметом, но по разным направлениям, входят в менеджмент-группы. Их у нас пять: легковые автомобили, логистика, финансы, грузовые автомобили, девелопмент. В совет директоров группы входят 42 человека. Это очень много для выработки решений по отдельным предметам, поэтому нами созданы рабочие комитеты: стратегический, по кадровой политике, качественному удовлетворению клиентов, управлению рисками и т. д. В их рамках и обсуждаются соответствующие вопросы.
Если говорить о вопросах собственности, легко ли вы вступаете в партнерские отношения?
(Улыбается) Я одинаково легко нажимаю на калькуляторе на кнопки, обозначающие основные математические действия: умножить, разделить, сложить, отнять. Партнерство – это, с одной стороны, деление, а с другой – умножение: создание новой стоимости, придание бизнесу новых качеств, устойчивости. А если вернуться к вопросу о том, какие последствия нынешний кризис несет для бизнеса, то интеграция в разных формах – очевидный актуальный тренд.
Вы цитировали Высоцкого, а я вспомню Габриэля Маркеса, написавшего: «Все самое лучшее случается неожиданно». Ваш опыт подтверждает это?
Несмотря на мое стремление к планированию и расчетам, считаю, что элемент неожиданности должен всегда присутствовать. Неожиданное осознание каких-то приятных событий вызывает ощущение восторга. Это добавляет новых красок в палитру повседневности. Приведу пример не из бизнеса: сейчас можно определять пол ребенка еще до его рождения, но стоит ли это делать?
Вашему сыну 17 лет, но вы еще с семи лет привлекали его к неигрушечному процессу зарабатывания денег. Эксперимент продолжается до сих пор?
Продолжается. Мы его распространяем на тех людей, за воспитание которых отвечаем. Я считаю приобщение к труду для подрастающего поколения очень важным. Человек должен трудиться. Люблю работать с молодежью. Средний возраст топ-менеджеров у нас в компании – 26 лет. При случае я напоминаю молодым людям, что у них есть три способа достижения успеха. Первый – получить наследство. Но получившему наследство не всегда удается его сохранить. Да и сидеть сложа руки, ждать, когда оно появится… Все мы знаем, что под лежачий камень вода не течет. Кроме того, наследство предполагает смерть близкого человека, и данное обстоятельство, я думаю, вряд ли может сделать человека счастливым. Второй – удачно вступить в брак. О недостатках и рисках этого варианта мы знаем не только из жизни, но и из классической литературы – романов «Красное и черное», «Мартин Иден», «Американская трагедия». Во всех этих великих книгах сюжет один и тот же – женщина выступает в качестве социального лифта для мужчины. Но каков финал этих историй? В одном случае мужчина пошел на эшафот, во втором – утонул, в третьем – был посажен на электрический стул. Третий же способ – самый надежный – трудиться самому.
Молодежь часто дезориентирована, как сказочный витязь на распутье, раздумывающий, куда ему пойти. Я уверен, что нужно бороться с этой сумятицей в умах. Человек должен понимать, чего он хочет. Он должен поставить цель, оценить свое нынешнее состояние, тогда можно выстраивать путь для движения. А начав двигаться по нему, можно улучшать не только сам путь, но и цель, свою мечту.
«Быть богатым, здоровым и счастливым» – если бы это было произнесено на уровне миссии нации, думаю, многих проблем в обществе удалось бы избежать. Но, к сожалению, единственный месседж, который прозвучал за годы независимости Украины – «Нас должно быть 52 миллиона 1300.». И тот ущербный, так как не раскрывал цели, для чего нас должно быть 52 млн. и почему именно столько, к тому же население Украины в 1991 г. уже составляло 52,8 млн. человек. Что это значит? Это шаг назад? Не мудрено, ибо, к примеру, урожай в СССР всегда сравнивали с урожаем 1913 г. Мы никогда не смотрели вперед. А путь достижения цели? «Кохайтеся» – вот и «кохаются» алкоголики, тунеядцы и наркоманы. Ведь мы же не сказали, что нас должно быть 52 млн. богатых, здоровых и счастливых.
В Японии есть передача «Для тех, кому за 100». Когда я был в этой стране, в одном из сюжетов показывали 98-летнюю женщину, которая поступила в университет. В другом – мужчину, которому 101 год, но он накоплением (в день по 100 м) бежит марафонскую дистанцию. И целый год зрители наблюдали за этим событием. Все в восторге. Это вселяет оптимизм.
А что мы имеем? 65% респондентов в Украине отвечают, что они не видят смысла в жизни после 65 лет. Хотя между 100 и 65 еще 35 лет! Разве это не цель?
Что включают в себя ваши рамки комфорта?
Главное условие комфорта для меня – гармония внутреннего состояния и внешнего окружения. Комфорт, связанный с окружающими предметами, я, конечно, люблю. Но в студенческие годы получал удовольствие и от жизни в палатке на берегу Десны, эта память во мне осталась. По знаку зодиака я Весы. И в жизни стараюсь соблюдать баланс, не применять черно-белые подходы к ситуациям и отношениям. Если в человеке для меня больше положительной энергии, то я умею принимать и его недостатки.
Вы жалеете о каком-нибудь упущенном шансе? Не хотели бы что-то изменить?
Таких ситуаций было масса. Но жалеть не нужно. Надо принимать жизнь такой, какая она есть. Переписывать прошлое в голове – бессмысленно, нужно смотреть вперед. «Я в сотый раз опять начну сначала, пока не меркнет свет, пока горит свеча». Мы выросли под эти слова из песни «Машины времени». Я с пятого раза поступил на юрфак, окончил его с красным дипломом, учился в аспирантуре. И не жалею о том, что было много неудачных попыток, прелести были и в этих ситуациях: прошел хорошую производственную школу, научился уважать труд, общаться с разными людьми.
Упущенные шансы в жизни пытаюсь реализовывать в своих родных и близких. Например, я мечтал учиться в суворовском училище, но из-за плохого зрения не прошел медкомиссию. Эту мечту я реализовал в своем брате. После смерти отца я стал для него старшим, и он прислушивался к моим советам.
Кроме юридического образования, я хотел получить экономическое, но из-за дефицита времени это сделать не удалось. Сейчас я наверстываю упущенное и пытаюсь, чтобы его получил мой сын, племянники. При этом не сужаю круг родных и близких кровным родством. Для меня родными людьми являются те, которые работают со мной. Поэтому во многих ребятах я пытаюсь развить какие-то качества и предоставить им шансы, которые мне не удалось реализовать либо же реализовал поздно. К примеру, учу их путешествовать и получать удовольствие от познания мира, всячески содействуя посещению таких прекрасных мест, как Куба, Таити, Япония.
У вас в жизни были учителя?
Таких людей очень много. Может, я везунчик в этом отношении. Начиная с мамы, продолжая первой учительницей, трудовыми наставниками. Например, у нас в компании работает Александр Тюха – это мой первый трудовой наставник по заводу «Молния», что находится в Барышевке. Мое уважительное отношение к нему – пример для молодежи, как нужно относиться к учителям. Я не стесняюсь учиться и сейчас.
Вряд ли вы часто слышите критику в свой адрес. Но без обратной связи человеку трудно совершенствовать свою деятельность. Что для вас является источником критической информации?
Вы ошиблись в своем предположении. Критику я слышу часто. Покритиковать меня в компании – не значит плохо или опасно. Я не только умею признавать ошибки, но и считаю такое качество очень важным. Человек, умеющий признавать ошибки, обречен на успех, потому что он получает пищу для анализа, призванного улучшить движение вперед.
Как вы обычно реагируете на вскрывшуюся нечестную игру по отношению к себе?
В шутку говорят, что жене нужно говорить правду, только правду, но не всю правду. В бизнесе же я придерживаюсь правила говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Наша степень откровенности с партнерами в бизнесе подчас шокирует людей. Мы открыто говорим о своих успехах и радуемся чужим.
В любви, дружбе и работе я отдаю всего себя, но требую взаимности. Если я веду себя честно по отношению к бизнес-партнерам и узнаю об их нечестности, то готов сначала обсудить эту проблему. Ведь могут быть разные варианты: у меня ложная информация, человек сбился с пути и ему нужна помощь. Если же человек действовал намеренно и не собирается менять своего отношения к проблеме, прекращаю с ним все отношения, вычеркнув его из своей памяти.
Заслуженный экономист
Родился 14 октября 1966 г. Окончил юридический факультет Киевского университета им. Т. Шевченко. В 1994 г. основал первое предприятие, которое позднее вошло в состав ViDi Group. С 1998 г. – генеральный директор концерна Укравтопром. С 2001 г. – президент Украинской торгово-промышленной корпорации. С 2003 г. – глава наблюдательного совета ЗАО Украинская торгово-промышленная корпорация и ЗАО Концерн Укравтопром. Член совета предпринимателей и совета инвесторов при Кабмине. Заслуженный экономист Украины. Награжден орденом «За заслуги» ІІІ степени. Воспитывает сына. Увлечения – путешествия, создание собственного парка.
В настоящее время в состав ViDi Group входят ВиДи Автострада, ВиДи Санрайз Моторз, ВиДи Пальмира, ВиДи Дрим Моторз, ВиДи Страхование, ВиДи Лизинг, ВиДи Терминал, Е.Х.Хармс Автомобиль Логистикс Украина и др.
Оборот компании в 2006 г. – 438 млн. грн., в 2007-м – 944 млн. грн., в 2008-м – 1,300 млн. грн.
Численность персонала – свыше 1,2 тыс. человек.
В 2008 г. компания продала 6433 легковых автомобиля.