Прибыль не осталась в сетях

Опубликованная финансовая отчетность шести розничных сетей продемонстрировала масштабы кризиса в отрасли. Убытки компаний, среди которых «Велика кишеня» и «Амстор», в прошлом году достигли сотен миллионов гривен. Основным фактором, приведшим к рекордным убыткам компаний, эксперты называют резкую девальвацию гривны, официальный курс которой с сентября прошлого года снизился почти на 60%. Об этом уведомляет finance.ua со ссылкой на «Коммерсант-Украина».

Накануне финансовую отчетность за 2008 год опубликовали сразу несколько ритейлеров. «Квиза Трейд» (управляет сетью продуктовых супермаркетов «Велика кишеня») показала чистый убыток в 330,29 млн грн против 35,14 млн грн прибыли годом ранее, а ООО «Эко» (сеть «Эко-маркет») – 151,27 млн грн (1,17 млн грн прибыли в 2007 году), говорится в сообщениях в системе раскрытия информации Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Сеть гипермаркетов «Амстор» закончила год с убытком в 616,125 млн грн (11,4 млн грн прибыли в 2007 году), «Караван» – 16,857 млн грн (10,56 млн грн), а «Интермаркет» увеличил убыток в пять раз, до 167,17 млн грн.

«Убытки связаны только с переоценкой валютного портфеля, которая были связаны с ростом курса доллара»,- говорит финансовый директор сети «Велика кишеня» Олег Пьявка. Для агрессивного развития сети брали кредиты в валюте (ставка по ним была меньше, чем в гривне), что привело к курсовым потерям, добавляет финансовый директор компании «Эко» Ирина Афанасьева. Официальный курс гривны к доллару с 1 сентября по 31 декабря 2008 года снизился почти на 60%.

Стоит отметить, больше всего от девальвации гривны пострадали компании, в чьем ассортименте доля импортного товара выше, чем отечественного. «Если в продуктовой рознице импортный товар составляет 30-40%, то в бытовой технике и электронике – 90%»,- говорит вице-президент инвестиционно-банковского подразделения ИК «Ренессанс Капитал Украина» Сергей Алексеенко. Так, ООО MTI (сеть обувных магазинов «Интертоп» и дистрибуция компьютерной техники) показало чистый убыток в 2008 году в 98,61 млн грн против прибыли в 58,26 млн грн в 2007 году. Высокая задолженность и убытки могут привести к волне банкротств рителейров, отмечает Алексеенко.

Часть компаний сектора уже не могут выплачивать проценты по облигациям. Так, ООО «Караван», развивающее одноименную сеть гипермаркетов, задержало выплату процентного дохода по облигациям серии A (30 млн грн) на 13 дней, которая должна была состояться 4 февраля, говорится в пятничном сообщении рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг».

Для сохранения бизнеса компании ведут переговоры с банками о реструктуризации долгов, выплата которых выпала на этот год. «Сейчас компании нацелены на то, чтобы выйти в прибыль или хотя бы работать в ноль, и первым шагом является договор с банками о реструктуризации кредитов»,- говорит совладелец парфюмерно-косметической сети «Ева» и продуктовой сети «Варус» Руслан Шостак. «Крупные банки заинтересованы в реструктуризации долгов клиентов – в предоставлении отсрочки оплаты кредитов»,- говорит советник предправления Укргазбанка Александр Охрименко. «Украинским банкам важно вернуть деньги, они не стремятся войти в акционерный капитал розничных сетей – это не их бизнес»,- говорит финансовый директор «Фуршета» Оксана Кулаженко.

В заключение подчеркнем, в сложившейся ситуации больший запас прочности имеют компании, чьи собственники дифференцировали бизнес. «До банкротства нашей компании дело не дойдет – мы развиваемся не только за счет собственных средств, а и за счет средств материнской компании «Баядера», если акционеры примут такое решение»,- говорит Ирина Афанасьева из «Эко». “У «Амстора», например, убыток самый максимальный из перечисленных компаний – 616,125 млн грн. Вероятно, источником финансирования выступили акционеры, так как банки не расположены финансировать убытки компаний»,- соглашается Алексеенко.

Залишити відповідь