В фокусе

Перспективы

Слабая гривня вылечит экспорт
Девальвация гривни смягчит негативные последствия мирового кризиса для украинской экономики. Об этом сказано в аналитическом отчете инвестиционной компании Dragon Capital*. Сегодняшнее падение национальной валюты будет стимулировать экспорт и препятствовать импорту, способствуя уменьшению торгового дефицита и создавая предпосылки для восстановления экономики.

Экспортерам всегда было выгодно ослабление гривни, однако сейчас они имеют дополнительное преимущество – относительно низкую долговую нагрузку. Отрасли, совокупно обеспечивающие 70% украинского экспорта, – металлургия, машиностроение, транспорт и химический сектор – имеют долговую нагрузку ниже среднего уровня по экономике в целом (коэффициент «долг/собственный капитал» в диапазоне от 23 до 38% по сравнению со средним показателем 41%).

В то же время девальвация гривни негативно повлияет на импорт. Крупнейшие международные компании захотят сохранить свои позиции на украинском рынке и решатся на открытие новых производств в нашей стране, сменив статус импортера на статус украинского производителя. Рассчитывать на иностранные инвестиции могут в первую очередь отрасли, производящие товары народного потребления.


Потенциал

Не превышая скорость
Своим ростом в 2008 г. рынок страхования в Украине во многом обязан КАСКО и ОСАГО. Согласно отчету GfK Ukraine, в прошлом году доля пользователей услугами страховых компаний в стране выросла до 20%, тогда как в 2007 г. этот показатель не превышал 14%. Наиболее востребованным в 2008 г. оказалось автострахование. По мнению аналитиков компании, услуги именно этого сегмента будут самыми популярными в 2009 г. Так, 8 и 7% респондентов уже являются владельцами полисов КАСКО и ОСАГО, соответственно столько же планируют продолжить пользование ими в нынешнем году. Кроме автострахования, в минувшем году высоким спросом у потребителей пользовались добровольное медицинское страхование (2% респондентов уже им пользуются, а 4% – планируют продолжать или начинать в новом году). Относительно популярной услугой стало страхование жизни без накопления. Свою собственность в Украине страхуют только 1-2% респондентов и большая часть из них стремятся обезопасить таким образом квартиры.

Выбирая, услугами какой страховой компании стоит воспользоваться, потребители ориентируются в основном на гарантии, предоставляемые организацией, а также на ее репутацию. Только проанализировав эти параметры, респонденты обращают внимание на тарифы.


Шансы

3D-выход

Для киноиндустрии нынешний год будет очень непростым. Чтобы убедить потребителей не снижать свои расходы на посещение кинотеатров, операторам рынка придется предлагать им как можно больше эксклюзивных и дополнительных выгод. По мнению аналитиков Делойт Туш Томацу, такую возможность может предоставить развитие 3D-технологий. Данная тактика позволит без значительных потерь пережить кризис и повысить сборы не только киноиндустрии, но и даст стимул к развитию смежных отраслей, к примеру, производство очков для просмотра подобной кинопродукции. Но, несмотря на перспективность этого направления, по данным компании, в мире пока не так много стран, которые могут позволить себе достаточное количество кинотеатров, оборудованных для показа фильмов 3D. Дело в том, что замена аналогового оборудования на цифровое 3D стоит около $70 тыс., а смена просто цифрового на цифровое 3D обойдется в $30 тыс.

Повышенное внимание к 3D в нынешнем году могут проявлять телевидение и производители телевизоров. Так, если технология наберет большей популярности, то последние смогут увеличить продажи 3D-устройств для домашнего просмотра. В целом, рассматривая 3D как технологию, способную привлечь потребительский интерес, аналитики компании считают, что разработчикам стоит в текущем году присмотреться к таким отраслям, как медицина, образование и сетевые коммуникации.


Ожидания

Бюджетное будущее

Тенденция снижения емкости рынка мобильных терминалов, проявившая себя еще в конце прошлого года, в 2009 г. наберет силы. Согласно прогнозу Unitrade Group, в текущем году конечным потребителям будет реализовано не более 4 млн. устройств на сумму около $540 млн. Подобные перспективы означают для рынка весомые потери, даже по сравнению с не самым успешным 2008 г. Так, в минувшем году рынок мобильных терминалов потерял в количественном выражении 7,6%, а в денежном – 2% (по сравнению с 2007 г.). В результате за год было продано 7,9 млн. устройств на сумму $1,46 млрд.

Причины снижения объемов продаж аналитики компании видят не только в сокращении покупательной способности населения. Дело еще и в закономерном этапе развития рынка: вендоры давно не предлагали новинок с принципиально новым функционалом, а уже знакомые покупателям модели не могут взять на себя роль локомотива развития рынка. Поэтому наиболее вероятным в 2009 г. будет смещение потребительских предпочтений в сторону сегмента бюджетных терминалов, а средняя стоимость устройства упадет до $135. Что касается распределения долей ценовых сегментов в прошлом году, то оно выглядело следующим образом: 21% принадлежал бюджетным устройствам (до $70), 41% занимали терминалы стоимостью от 130 до $300, а 12% – от 300 до $400. В тройке ведущих вендоров в 2008 г. были Nokia (43% рынка), Samsung (36%) и SonyEricsson (14%).


Итоги
Экономия на быте
Объем рынка бытовой техники и электроники в IV квартале 2008 г. составил 9,79 млрд. грн. Согласно результатам мониторинга GfK Temax Ukraine, это на 19% меньше, чем за аналогичный период 2007 г.

Наиболее убыточным за исследуемый период оказался сектор IТ, где падение продаж достигло 30% (по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.). Около 20% потеряли сектора телекоммуникации, бытовой электроники, офисного оборудования, расход­ных материалов. Менее чем на 10% снизились объемы продаж фототехники, а также большой и малой бытовой техники.

Негативная динамика IV квартала все же не помешала рынку бытовой техники и электроники вырасти в разрезе всего 2008 г. на 10,1%. На общем довольно позитивном фоне падение объемов продаж продемонстрировали только сегменты расходных материалов и офисного оборудования. Но в то же время сектор фототехники увеличился почти на 40%, около 15% роста продаж продемонстрировали IТ и бытовая техника. Чуть меньше, чем на 10%, увеличились продажи бытовой электроники и телекоммуникационных устройств.


Надежды

В другой плоскости
Украинские телеканалы в прошлом году потратили на наружную рекламу на 44% больше, чем в 2007 г. Сумма, выложенная ими на этот вид рекламной коммуникации, достигла $3,9 млрд. (против позапрошлогодних $2,7 млрд.). Основные траты пришлись на I и III кварталы 2008 г., тогда как в IV они из-за сложной экономической ситуации в стране сократились.

По данным компании Украинский Медиа Монитор (UMM), самым активным в обращении к наружным рекламным носителям в 2008 г. стал ТРК «Украина». Второе место досталось «Новому каналу», а третье – «Интеру». Доля пятерки лидеров по затратам практически на прежнем уровне – около 75%, так же, как неизменным остался и их состав (кроме уже упомянтух каналов, в ТОП-5 входят ICTV и «СТБ»).

В целом объем рынка наружной рекламы в 2008 г. составил около $227 млн., что на 16% больше, чем в 2007 г. Причины роста заключаются в том, что за прошедший год выросли не только цены на рекламу, но и количество рекламных плоскостей – последних стало почти на 9% больше. Лидером по количеству рекламных носителей среди городов Украины в 2008 г. закономерно оставался Киев (на конец года в городе было сосредоточено 28% всех рекламных поверхностей страны), на втором месте Одесса, а на третьем – Днепропетровск.

Делать прогнозы динамики затрат на наружную рекламу телеканалов или роста самого рынка аналитики компании пока не берутся. Единственное, что на данный момент можно спрогнозировать – это рост рекламных плоскостей на 2-4% в 2009 г., поскольку оформление разрешений на установку носителей – процесс длительный, и часть операторов рынка начали его еще в минувшем году.


Предпочтения

Золотая гавань

Золото – вот во что предпочитают вкладывать деньги инвесторы, ищущие надежные активы в эпоху финансового кризиса и волатильности валютных курсов. Свидетельством тому стал тот факт, что количество этого благородного металла в крупнейшем в мире «золотом» биржевом фонде SPDR Gold Trust впервые превысило 1000 т. Активы фонда, который на деньги инвесторов приобретает золото и паи которого обращаются на бирже, в феврале достигли 1008,8 т. Только с начала нынешнего года активы SPDR выросли на 228,6 т, что соответствует примерно 10% годового объема мировой золотодобычи. Сейчас фонд является седьмым держателем золота в мире, уступая лишь центробанкам.

По данным Всемирного золотого совета (World Gold Council), в минувшем году потребление данного металла в мире выросло на 4% (до 3658,6 т). Причем инвестиционный спрос увеличился на 64%, тогда как спрос со стороны ювелирной отрасли упал на 11%, со стороны промышленности – на 7%. Предложение золота в 2008 г. сократилось на 1%, что было вызвано как сокращением продаж со стороны центробанков, так и снижением золотодобычи. Цена на этот металл на спотовом рынке в Лондоне 18 февраля подскочила до семимесячного максимума – в $973,5 за тройскую унцию. Это всего на 6% ниже исторического рекорда в $1030,8, достигнутого в марте прошлого года.



Призыв

Оптимизм ценой в $787 млрд.
Барак Обама подписал самый масштабный в истории США план спасения национальной экономики. Его общая сумма составит $787 млрд. – даже больше $700 млрд., предусмотренных планом Полсона и предназначенных для выкупа проблемных финансовых активов. На церемонии подписания Обама был настроен патетически. По его заверениям, этот документ, объемом в 1100 страниц, ознаменует «начало конца» самого глубокого кризиса в стране после Великой депрессии 1930-х. «Мы начали важнейшую работу по сохранению американской мечты», – заявил глава Белого дома.

$282 млрд. в рамках плана Обамы пойдут на сокращение налогов для физических и юридических лиц. В частности, подоходный налог на физлиц снизится на $400 в год, что должно стимулировать потребительский спрос. Остальные $505 млрд. составят ассигнования на инфраструктуру, здравоохранение, образование, энергетику и телекоммуникации. Это позволит создать или сохранить 3,5 млн. рабочих мест. Примечательно, что новый документ содержит призыв «покупать американское»: к примеру, при осуществлении всех инфраструктурных проектов должно использоваться только американское сырье. ЕС и Канада уже заявили, что такой явный протекционизм может вызвать ответные меры со стороны других государств.

План Обамы вызвал неоднозначную реакцию рынка. С одной стороны, такие меры (при условии рационального расхода средств) могут оказать живительное воздействие на экономику. С другой – столь масштабный объем госдотаций (2,5% ВВП по сравнению с 1,5% в рамках «Нового курса» Рузвельта) лишь подтверждает, что нынешняя ситуация крайне критична и выбраться из рецессии в скором времени вряд ли удастся.


Цифры
на17%
меньше было зарегистрировано доменных имен в зонах .com и .net в октябре-декабре 2008 г., чем за аналогичный период 2007 г. (по данным Verisign). Причина – ослабление мировой экономики.


5 стран
Евросоюза уже полностью отказались от аналогового наземного телевещания (Германия, Нидерланды, Швеция, Финляндия и Люксембург). В 2010 г. их примеру последуют еще 6 стран, а к концу 2012-го – еще 14. Такие темпы внедрения цифрового телевидения в странах ЕС значительно опережают переход от аналогового вещания в США.


На 25,2 пункта вырос в феврале индекс доверия инвесторов в Германии – это самый значительный рывок за последние 15 лет. Так оценен план правительства по стимулированию экономики страны на сумму в €80 млрд.


18,8 млн. т составили на 1 февраля 2009 г. запасы зерна в аграрных предприятиях Украины, что на 45% больше по сравнению с аналогичной датой 2008 г., сообщил Государственный комитет статистики.


$14 млрд., согласно прогнозу американской исследовательской компании eMarketer, может достичь мировой рынок мобильной рекламы к 2011 г.


9% – таков прогнозируемый Государственным центром занятости Украины уровень безработицы к концу 2009 г.


€1 млрд. готов инвестировать в Украину ЕБРР в текущем году, но страна при этом должна реализовывать системные шаги по выходу из кризиса.


0,5% роста мирового ВВП, ожидаемого Международным валютным фондом в 2009 г., может и не случиться. Сейчас МВФ намерен пересматривать этот прогноз, в результате чего показатель может еще более приблизиться к нулю.

Залишити відповідь