В мировых компаниях

Приобретения

Китайцы идут
Aluminum Corp. of China (Chinalco) , китайская государственная алюминиевая корпорация, инвестирует $19,5 млрд. в англо-австралийскую Rio Tinto Group – третью по величине горнодобывающую компанию мира. В рамках сделки $12,3 млрд. будут направлены на создание совместных для двух компаний предприятий в Чили, Австралии и США, которые займутся добычей алюминия, меди и железной руды. Остальные $7,2 млрд. пойдут на выкуп конвертируемых облигаций Rio. Ранее государственная корпорация вместе с американской Alcoa уже приобрела около 9% бумаг Rio, так что теперь под контролем китайцев окажется около 18% англо-австралийской компании.

Еще пару лет назад последняя и сама активно скупала активы, а в 2008-м отвергла $66-миллиардное предложение о поглощении со стороны конкурирующей BHP Billiton. Но в условиях сокращения спроса и тотального падения цен на сырье (почти вдвое с лета 2008-го) компания оказалась в критическом положении. Годовая прибыль упала на 50% – до $3,7 млрд., долги достигли $38,9 млрд., а акции с ноября подешевели на две трети. Во избежание банкротства планируется распродать часть активов и уволить 14 тыс. человек.

Chinalco, напротив, испытывает серьезный подъем. В ноябре она располагала $8,8 млрд. наличности. В последние годы благоприятная конъюнктура на рынке металлов позволила игрокам из КНР накопить значительные средства. Теперь они будут иметь хорошую возможность для зарубежных инвестиций, особенно в такие ключевые для страны направления, как добыча сырья и производство металлов. «Рано или поздно китайские металлурги полностью перекроят мировой горнодобывающий рынок», – уверен независимый эксперт Ангус Макмиллан. Только в 2008 г. они предложили за такого рода активы $18 млрд.


Диверсификация

С прицелом на розницу

Microsoft, крупнейшая в мире софтверная корпорация, в разгар кризиса намерена запустить собственную розничную сеть. Магазины планируется открыть в крупных городах по всему миру (скорее всего в торговых центрах). Продаваться в них будет как программное, так и аппаратное обеспечение, включая смартфоны, медиаплееры Zune и игровые консоли Xbox. Впрочем, детали проекта пока только прорабатываются. Одной из предпосылок его успеха может стать тот факт, что вице-президентом по розничным продажам назначен Дэвид Портер. Это настоящий профессионал: до последнего времени он занимал пост директора по всемирной дистрибуции DreamWork Animation, а до этого на протяжении 25 лет руководил операциями, мерчандайзингом и IT в сети Wal-Mart.

Почему компания Microsoft решилась на открытие розницы в период, когда вся компьютерная индустрия переживает колоссальный спад? Причин несколько. Во-первых, она получит более тесный контакт с потребителем и сможет быстрее реагировать на изменение его предпочтений. Во-вторых, сможет контролировать, что магазины убраны и хорошо освещены, персонал – квалифицирован, а демонстрационные образцы работают без сбоев. Корпорация уже предпринимала попытки улучшить качество обслуживания в таких партнерских сетях, как американская Best Buy, и с сентября 2008 г. даже стала нанимать для них так называемых гуру Windows, которые оказывали бы помощь покупателям при выборе товара. В-третьих, это попытка выйти на дополнительные рынки сбыта при максимальной насыщенности основного рынка (в 2008 г. компания начала продавать свои продукты в онлайне). В-четвертых, это возможность продвинуть новую операционную систему Windows 7. Наконец, это шанс повторить успех Apple. Этот производитель с 2001 г. открыл 250 собственных магазинов по всему миру, которые сегодня пользуются все большей популярностью и приносят 25% совокупной прибыли.

Тем не менее этот «розничный» шаг довольно рискованный. По данным The Wall Street Journal, в декабре уровень продаж ПК и электроники в мире упал до шестилетнего минимума. Многие специализированные продавцы сворачивают бизнес (например, CompUSA в прошлом году). Сам Microsoft в октябре-декабре сообщил о 12%-м снижении прибыли и намерении уволить 5% сотрудников в целях экономии. Да и предыдущая его попытка покорить ритейл провалилась: в 1999 г. корпорация совместно с Sony открыла магазин в Сан-Франциско, но в 2001-м вышла из проекта.


Финансовые взлеты

Корейцы жмут на газ

Hyundai Motor остается единственным автопроизводителем, которому удается плыть против течения на американском рынке. В целом продажи авто в США в январе упали на 37%, до 27-летнего минимума, продолжая тянуть вниз как «большую детройтскую тройку», так и мирового лидера Toyota. В то же время южнокорейская компания, чей бренд некогда ассоциировался с дешевыми авто, показала 14%-й рост продаж.

Правда, говорить о тренде, который позволит производителю выйти из тени своих японских конкурентов Toyota и Honda, пока рано. Стоит учитывать, что выручка компании в январе 2008 г. упала на 22%. Но дело не только в этом. Hyundai смог оживить американские продажи с помощью активной политики скидок: в январе они составили в среднем $2,5 тыс. на авто по сравнению с $1 тыс. годом ранее. Столкнувшись с тем, что склады ее единственного в США завода оказались забитыми, компания не только снизила объемы производства, но и начала активно отгружать готовую продукцию в пункты автопроката. Около 30% из 24,5 тыс. авто, реализованных Hyundai в январе, перешло к оптовым покупателям практически за бесценок. Компания вполне может себе это позволить: состояние ее баланса куда лучше, чем у конкурентов из Детройта или Японии. В 2008 г. корейская валюта (вона) подешевела по отношению к доллару почти на треть, позволяя корейскому производителю получать больше прибыли от своих зарубежных операций (курс японской иены поднялся до максимального за последние 13 лет уровня.) В итоге более половины от $1,5 млрд. прибыли, на которые Hyundai рассчитывает в 2009 г., будет получено за счет благоприятного обменного курса. Наконец, нарастить продажи позволил агрессивный маркетинг. У компании появилась возможность перекупить рекламное время на телевидении у Ford и GM. 3 января она запустила программу лояльности, по которой потребители, более не способные выплачивать кредит за авто, могли вернуть машину и расторгнуть финансовый договор без фиксации этого факта в их кредитной истории.

Между тем эксперты не уверены, что формула успеха Hyundai сможет долго работать. Компании необходимо прекратить продавать свои новые машины пунктам проката за бесценок, иначе это серьезно скажется на цене этих авто при последующей перепродаже. А затраты на маркетинг могут съесть всю прибыль, стоит воне подорожать.


Финансовые взлеты

Слаще, чем у конкурентов
Nestle, крупнейший мировой производитель продуктов питания, успешно переживает глобальную рецессию. По итогам 2008 г. чистая прибыль швейцарской компании выросла на 69,4% (до €12,2 млрд.) при росте продаж всего на 2,2% (до €74,4 млрд.). При этом она показала лучший, чем у конкурентов, результат по прибыли. Напомним, французская Danone Groupe сообщила об увеличении годовой прибыли на 10,8% и продаж на 19,1%. По данным Bloomberg, котировки швейцарской компании за 2008 г. поднялись на 7,5%, тогда как у Danone упали на 8,3%, а у Unilever – на 11%.

Рост прибыли Nestle стал возможен прежде всего благодаря продаже принадлежащей ей 25%-й доли в компании Alcon, специализирующейся на выпуске офтальмологических препаратов. За этот актив в июле удалось выручить около €6 млрд.

В то же время рост выручки оказался довольно скромным по следующим причинам. Объем проданных товаров в 2008 г. увеличился всего на 2,8% по сравнению с 4,4% годом ранее. Это связано с тем, что на фоне удорожания цен на сырье компании пришлось поднять стоимость. Стремясь сэкономить, потребители переключались с брендированных товаров на private labels, продвигаемые розничными сетями. К тому же произошло замедление в трех сегментах: растворимых и жидких напитках, бутилированной воде и готовых продуктах. Часть прибыли от зарубежных операций съел растущий курс швейцарского франка.

В 2009 г. Nestle нацелена на рост финансовых и операционных показателей. «Мы не верим, что нынешний год будет годом мрака и конца света, как некоторые думают, – отметил СЕО корпорации Поль Бульке. – Многие развивающиеся рынки, такие как Китай и Индия, продолжают расти».


Кризис-менеджмент

Одна трасса – разные скорости

Heineken и Carlsberg, которые год назад в рамках $15,4-миллиардной сделки поделили активы британской Scottish & Newcastle (S&N) , объявили о практически противоположных результатах. Голландский Heineken – третий по величине пивовар в мире – сообщил о сокращении чистой прибыли по итогам 2008 г. на 74% (до €209 млн.) при росте оборота на 27% (до €14,3 млрд.). Напомним, что он получил бизнес S&N в Индии, Великобритании, Ирландии, Португалии, Бельгии и США. Однако часть этих активов оказалась переоценена, так что производитель списал €757 млн. В частности, пришлось списать три четверти стоимости своих активов в России. Серьезный спад наблюдался и в Великобритании, что связано с экономическим кризисом, повышением налогов и запретом на курение в пабах. Более того, бывшие бренды S&N, такие как John Smith, на которые приходится четверть всех продаж голландского пивовара, также не дотянули до прогнозируемых показателей прибыли. Теперь, ожидая обострения рецессии в 2009 г., Heineken готовится снизить капитальные затраты с €1,1 млрд. до 700 млн., а также продолжить сокращение персонала в своих западноевропейских подразделениях.

В то же время датский Carlsberg, занимающий четвертое место среди мировых пивоваров, в IV квартале тоже нарастил продажи на треть (до €1,9 млрд.), однако при этом сумел утроить свою прибыль (до €16,6 млн.). В 2008-м к Carlsberg перешли активы S&N во Франции, Греции, Китае и Вьетнаме, но что важнее – 50% Baltic Beverages Holdings. Этот холдинг является крупнейшим производителем пива в России (бренд «Балтика») и одним из лидеров продаж в Украине. Именно рынки Центральной и Восточной Европы и стали ключевым источником роста датской компании: хотя в целом темпы развития здесь замедлялись, местные потребители все активнее переключались на премиальные бренды. В текущем году Carlsberg собирается минимизировать издержки на всех европейских рынках.

Залишити відповідь