Site icon Companion UA

СНОВА В ШКОЛУ

Сегодня возрастает значимость не просто обученных, а образованных людей, которые могут находить эффективные решения в условиях, когда рушатся многие устои, не работают старые методы и нельзя просто взять и прочитать, как надо действовать.


В любом обществе и в любые времена есть силы, которые стремятся все упростить, к примеру: вместо классической музыки насадить попсу, вместо чтения книг – пролистывание незатейливых детективов и т. п. В этом же ряду находится и стремление свести образование к получению навыков, что, на наш взгляд, является ошибочным. Историки и социологи утверждают, что в мире господствует эволюционная концептуальная модель, то есть, несмотря на различные ответвления, погружение отдельных сообществ в дикость, человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей.

Такое развитие происходит благодаря инновациям, порождать которые могут только образованные люди. Подчеркнем – не просто обученные конкретным профессиям или овладевшие суммой знаний (их роль велика, но в другом), а именно образованные, свободные от предрассудков, способные к самопознанию и изменению самих себя, стремящиеся реализовывать свой творческий потенциал. Но образованные люди не только обеспечивают восходящий цивилизационный тренд, в более мелких масштабах они могут предложить решение, которое, например, позволит обойти конкурентов быстро и с минимальными затратами. И значимость таких людей сильно возрастает в любые кризисные времена, когда рушатся многие устои, не работают старые методы, и просто взять и прочитать, как надо действовать, уже не получится.

О том, что значит быть образованным человеком, очень хорошо написал Петер Биери, профессор Свободного университета (Берлин). Под именем Паскаль Мерсье он известен и как автор нескольких романов, включая переведенный на русский язык «Ночной поезд в Лиссабон».

В его трактовке образование есть нечто такое, что люди предпринимают в отношении себя и для себя. Выучить нас могут и другие, но образовать себя мы можем лишь самостоятельно. Образовать – это совсем не то, что научиться чему-либо. Мы учимся с целью приобрести различные умения и знания; работаем же над своим образованием для того, чтобы кем-то стать, чтобы на свой лад пребывать в мире.

Образованный человек умеет ориентироваться в мире. Того, кто разбирается, что к чему, труднее обмануть. Он не даст сделать себя фишкой в чужой игре – политиков или, скажем, рекламодателей. У образованного человека входит в привычку постоянно задавать себе два вопроса: «Что конкретно имеется в виду?» и «Откуда мы знаем, что дело обстоит именно так?».

Образованному человеку свойственно и такое качество, как историческая любознательность: как получилось, что мы думаем, говорим, чувствуем и живем именно так, а не иначе? Из любопытства вырастает мысль, что все ведь могло сложиться совершенно по-другому. Поэтому такой человек осознает историческую случайность, что выражается в умении несколько дистанцироваться от собственной культуры, взглянуть на нее со стороны иронически и шутливо. Речь не идет о том, чтобы непременно поставить под сомнение наш собственный образ жизни. Нужно лишь отказаться от наивной и высокомерной мысли, будто именно наш жизненный уклад более всех остальных подобает человеку. Такая самоуверенность, составляющая суть имперской политики и миссионерства всех видов, – верный признак необразованности.

И если сейчас у многих из нас появилось больше свободного времени, возможно, часть его и необходимо потратить на образование?


Первая реакция

Блиц-опрос


Блиц-опрос

Exit mobile version