Первая реакция

Бизнес-образование практически на 100% основывается на рыночных принципах. Поэтому нынешние экономические трудности сказались на нем в полной мере.


В ноябре минувшего года президент Гарвардского университета заявил: «Мы должны быть готовы к беспрецедентным убыткам нашего инвестфонда, и не исключено, что нам придется надолго затянуть пояса». Кредитный кризис закрыл дорогу к обучению многим из тех, кто был готов платить за себя сам, а школы свернули стипендиальные программы. Корпорации в массовом порядке начали сокращать расходы на обучение и прекращать набор персонала, оставляя без работы выпускников бизнес-школ. Все эти процессы влекут за собой перестройку форм и методов работы подобных учебных заведений по всему миру. О том, что происходит сегодня в Украине, мы расспросили представителей двух школ из группы ведущих.


Как сейчас изменился спрос на услуги бизнес-школ?

Светлана Чернышева, исполнительный директор Киево-Могилянской Бизнес-Школы (kmbs):
– Безусловно, заметно некое снижение количества студентов. Но в то же время среди клиентов появились управленцы с новыми потребностями: руководители компаний, рассматривающие кризис как возможность «сбавить скорость», переосмыслить ценности и инвестировать время и деньги в развитие и обучение себя и своей управленческой команды. Так, к примеру, у нас недавно стартовала корпоративная программа обучения для одной строительной компании, которая стремится построить команду единомышленников, готовится к изменениям, прорыву. То, что происходит сегодня, – отличная возможность для подготовки новых инновационных продуктов, которые станут прорывными в будущем.

Мы видим повышенный интерес к программе «Президентская МВА» для собственников бизнеса. Достаточно интересным решением оказалось предложение обучения для управленческих команд, когда в программе принимает участие не один из руководителей, а команда из ключевых игроков. В конце декабря kmbs достаточно успешно провела программу «Стратегия прорыва в 2009».


Валерий Рудич, директор корпоративных связей МИМ-Киев: – Говоря о крупных компаниях, являющихся заказчиками корпоративных программ, следует отметить, что  произошел сдвиг в сторону обучения топ-менеджмента – на тот уровень, где формируется стратегия компании, определяются механизмы ее реализации. Это связано с общей ситуацией в стране, поскольку меняются внешние условия и формы ведения бизнеса, конкурентная среда. Становятся востребованными программы, ориентированные на такие стратегические аспекты ведения бизнеса, как корпоративное управление, маркетинговая стратегия, вопросы подбора персонала для реализации новых стратегий. Поэтому компании, ощущающие необходимость быстро адаптироваться к внешней среде, не изменили свое отношение к обучению персонала на корпоративных программах.


Какие изменения уже произошли в вашем предложении?

С. Ч.: Мы не подстраиваемся под кризис. То, что сейчас происходит на рынке, – это новая реальность существования, нравится нам это или нет. Многое нужно начинать с нуля, многое ставить под сомнение. Однако новая ситуация дает массу дополнительных возможностей как для осмысления своего состояния, так и подготовки стратегии будущего развития. Мы не верим в то, что есть какие-либо магические кризисные инструменты управления. Эти инструменты универсальны. Важен контекст, который во многом предопределяет управленческие поступки и решения. Поэтому в своих программах мы по-прежнему фокусируем внимание на инновационности, системности и обязательно на вдохновении лидеров.


Юрий Мартынюк, вице-президент МИМ-Киев:
– Впрограммах произошли изменения в содержании курсов в сторону большей клиентоориентированности, в изменении подходов и инструментов обучения в контексте кризисного менеджмента. Раньше особенности бизнес-среды были вторичны по отношению к внутренним проблемам компании. Теперь же нашу аудиторию чрезвычайно интересуют изменения во внешней среде – макропараметры, правовые, политические аспекты, связанные с экономикой и проч. Также возрос интерес и к проектному менеджменту, который в данной ситуации можно рассматривать как антикризисный. Проектный метод, вернее, его использование в предпринимательской деятельности свидетельствует о быстроте, интенсивности и дискретности процессов, происходящих в нашей экономике.

Обострился интерес к учету и контролю затрат компании. Когда уменьшаются доходы, происходит переоценка всего и всех, возникает необходимость в оптимизации. В нынешних условиях бизнесменам и менеджерам трудно говорить о перспективном планировании или миссии компании. Наверное, это неправильно. Все-таки следует знать, как работает система, потому что мы всегда, даже в спокойные и благополучные времена, были недалеки от истины независимо от того, о чем шла речь: о макрополитике или бизнес-среде.

Весьма вероятны также перемены в работе с персоналом. Причем меняется не только оценка степени важности этой ветви общего менеджмента, но и подходы к работе с людьми. Планирование и контроль уже устарели. То, что было до сих пор, мало напоминало управление персоналом как таковое. Это было, скорее, кадровое делопроизводство.

Изменятся также цели и задачи маркетинга. Актуальными будут изучение рынка, маркетинговые исследования потребителя, оценка его поведенческих особенностей – то, что у нас в большинстве случаев было в зачаточном состоянии или проводилось формально. Даже такие серьезные бизнес-структуры, как банки с их подготовленными и квалифицированными кадрами, оказались бессильными в маркетинговом плане. Гнались за увеличением количества клиентов, за «большими» клиентами, долей рынка. А то, что этот «большой» клиент завтра поменяет стратегию или пенсионер впадет в панику, да к тому же за каждым из них стоит поведенческий риск, – этого никто и не учитывал, не принимал во внимание.

Не будут больше появляться и сугубо «наши» организационные структуры, создававшиеся под определенного человека. Глубина всех этих изменений будет зависеть от глубины изменений в экономике. Чем хуже экономическая ситуация, тем глубже эти изменения на уровне предприятий и компаний. При определенной глубине изменений бизнесу понадобятся новые люди. Только новое поколение сможет решить новые задачи.


Много говорится о том, что процесс бизнес-образования должен длиться всю жизнь менеджера. Как ваша бизнес-школа способствует удовлетворению этой потребности?

С. Ч
.: Бизнес-образование отчасти похоже на театр. Как в театре действо совершают двое – актер и зритель, – так и в бизнес-образовании результат зависит от сотрудничества бизнес-школы и учеников. Отличие состоит в том, что после «спектакля» в бизнес-школе «зрители» не расходятся, а остаются частью одной большой MBA-семьи, без которой бизнес-школа не может существовать. В kmbs действует «Клуб выпускников» – живая сеть успешных лидеров бизнеса. В рамках клуба проводятся ежемесячные встречи в формате мастер-классов с известными личностями из мира бизнеса и политики. Мы привлекаем наших выпускников к участию в различных закрытых школьных мероприятиях, стремимся сделать так, чтобы они получали интеллектуальную и духовную поддержку и после прохождения обучения.


Ю. М.: Человеку не нужно непрерывно сидеть за партой, он должен постоянно заниматься самообразованием. Бизнес-образование в этом процессе занимает особое место. Но самообразование не должно стать вещью в себе, когда человек начинает безоглядно следовать какой-то теории, становиться апологетом очередного учения бизнес-гуру. В этом смысле очень хорошим предохранителем являются встречи выпускников бизнес-школы, ведь на рабочем месте общаться сложно. Я советовал бы всем выпускникам программы МВА поддерживать связь с бизнес-школой, которая организует разнообразные встречи, заседания клубов, круглые столы. Образовательная среда, тусовка нужна и важна для обмена мнениями, новыми идеями. У выпускников программы МВА достаточный уровень знаний, чтобы оценить ту или иную идею, определить проблемы, уловить нюансы подходов к ведению бизнеса, применению различных инструментов управления компанией. Но время от времени садиться за парту тоже необходимо, ведь информации накапливается много, знания нужно обновлять.


Говорят, лучшее образование то, которое получено непосредственно на рабочем месте. Насколько вы согласны с этим?

С. Ч.: На 100%. Вопрос только в том, что мы вкладываем в понятие «рабочее место». В сегодняшних реалиях менеджеры – это во многом агенты изменений и инноваций, а качество последних – результат и обучения, и общения с представителями других отраслей за пределами родных офисов. Скорее всего, «лучшее образование» – это разумное сочетание опыта, приобретаемого на рабочем месте, и возможности посмотреть на этот опыт отстраненно, преломляя его через те модели, которые сегодня предлагает управленческая наука. Мы в kmbs используем «рабочие места» наших участников и их бизнесы в качестве примеров для обучения.


Ю. М.: На рабочем месте вырабатываются или шлифуются навыки, осваиваются отдельные операции, выполняются определенные задачи – не более того. В отдельных случаях, естественно, возможно получить знания по глубокой специализации. Но образование – это не только специализация, но и умение видеть целое, знать, чем занимаются другие отделы, в чем заключается их работа. Чтобы узнать это, желательно пойти поучиться.

Залишити відповідь