Химия и Штраус

Выходец из Калькутты Шувра Чакраборти в середине 1990-х стал украинским бизнесменом, а три года назад основал компанию для продвижения оркестра классической музыки. Какие мотивы им руководят?


Индиец Шувра Чакраборти живет в Украине уже почти 15 лет, практически все время успешно занимаясь импортно-экспортными операциями. В начале 2000-х он настолько увлекся классической музыкой в исполнении киевского оркестра под управлением Германа Макаренко, что предложил дирижеру финансовую помощь и услуги менеджмента в обмен на возможность почувствовать себя участником большого дела из сферы искусств.

Джутовые мешки против IBM
«Ни одно усилие не бывает потеряно, даже если оно оказывается тщетным. Не бывает также никаких неблагоприятных результатов».
Бхагавад-Гита, глава II/28
Когда в 1994 г. сингапурская трейдинговая компания, где работал индиец Шувра Чакраборти, предложила ему поехать в Украину, он долго неколебался: «В то время про бывший СССР в газетах писали мало хорошего, но я понял, что Украина очень интересная и перспективная страна. К тому же я был холостяком, и мне не нужно было думать, что скажет жена о моем месте работы». Некоторое время он добросовестно пытался продавать здесь компьютеры, но его миссия оказалась близка к провалу. В тот период в Украине мало кто понимал, зачем нужны эти ящики, которые на ломаном русском языке предлагает молодой индус. Однажды поиск клиентов завел Шувру Чакраборти в организацию под названием Укрсахар. Мощнейшее производство испытывало проблемы с упаковкой. Раньше джутовые мешки для сахара поставлялись через Москву. Теперь же независимая Украины должна была самостоятельно решать эту задачу.

«Моя родина Калькутта как раз славится своими джутовыми плантациями, и я договорился с Укрсахаром, что буду заниматься поставкой мешков. Оставалось уговорить своего начальника: «Шеф, Украина компьютеры не берет, давайте поставлять мешки». Вы представляете, что он мне на это ответил? «Ты сошел с ума! Много водки пьешь!» – рассказывает смеясь Чакраборти, вспоминая свои первые опыты. Если хочешь чего-то добиться, надо уметь убеждать. Ему это удалось. В первый год его компания поставила в Украину 10 млн. джутовых мешков, во второй год – еще больше. Шувра Чакраборти: «Многие украинские предприятия потеряли международные связи, и я подумал, что мне очень повезло, раз я имею возможность стать недостающим звеном. Вот этим я и начал заниматься. Сначала в пищевой промышленности».

Хозяйственная сумка вместо Google

«Те, кто стоит на этом пути, тверды в своих намерениях и у них одна цель. Многоветвист разум тех, кто нерешителен».
Бхагавад-Гита, глава II/41

Через несколько лет Чакраборти уговорил руководство Укрсахара заняться строительством завода по изготовлению мешков из полипропилена, чтобы не зависеть лишь от джутового урожая в Индии. Но когда в Тернопольской области появилось первое в стране производство такого рода, в Лисичанске и Северодонецке одновременно закрылись сразу два предприятия, которые должны были поставлять для него сырье. В Укрсахаре раздосадовано сказали: «Ты уговорил нас построить завод. Теперь ищи этот свой полипропилен». «Искал, как сумасшедший, – улыбаясь говорит Чакраборти. – Это сейчас Google найдет для вас все, что хотите, за пять минут. А в то время…». Развязка наступила неожиданно. Однажды, провожая кого-то из своих знакомых на вокзале, он увидел женщину, держащую в руках самодельную хозяйственную сумку, на которой была надпись «Полипропилен. Венгрия». Ниже – адрес и телефон. Через несколько часов Чакраборти уже набирал добытый номер: «Полипропилен можете поставлять?». В ответ прозвучало, что могут. Следующий вопрос касался поставки полиэтилена. И ответ опять был положительный. Венгерский завод, найденный таким невероятным способом, оказался ближайшим производителем сырья для тернопольского завода. Поставки из Венгрии стали первым успехом его собственной компании AMC Overseas Limited.

Зачем бизнесмену дирижер
«Звуки их раковин слились в один невообразимый шум, сотрясая небо и землю, они заставили содрогнуться сердца сыновей Дхритараштры». Бхагавад-Гита, глава I/19
В начале 2000-х на дипломатическом вечере в резиденции посла Малайзии Шувра Чакраборти познакомился с киевским дирижером Германом Макаренко. Бизнесмен подвез музыканта на машине, а тот, в свою очередь, пригласил его на свой концерт в Национальную оперу. «В то время симфоническая музыка для меня была чем-то совершенно незнакомым. Я не понимал, зачем музыкантам нужен еще один человек, которого называют дирижером, – улыбается Чакраборти. – На сцене это единственный артист, который обращен к зрителю спиной. Герман помог преодолеть мое невежество и очень деликатно ввел меня в мир классической музыки».

Мысль о том, что европейская классика в исполнении оркестра Германа Макаренко может стать новым культурным и бизнес-проектом, формировалась постепенно. Однажды киевского дирижера пригласили на концерт в Прагу. Для того чтобы привезти туда 14 своих лучших музыкантов, денег не хватало. И тогда бизнесмен Чакраборти сказал: «Хорошо. Вы хотите – будет». Так началась их совместная деятельность.
«Когда я познакомился с Германом ближе, меня поразила борьба, которую он вел за достижение своей цели, – разъясняет Чакраборти мотивы, которые подвигли его на создание компании Киев-Классик. – Увидев, что его целью является достижение самого высокого уровня в своем искусстве, я сказал ему: «Герман, я не сильно разбираюсь в европейской классике, но понимаю тебя как человека и знаю, насколько огромна твоя задача. Чем я могу быть полезен?».

Зачем дирижеру логистика
«Никогда не считай результаты совершенной тобой деятельности собственной заслугой». Бхагавад-Гита, глава II/47
С точки зрения логистики концерт большого симфонического оркестра представляет собой достаточно сложную задачу. Усилия по его организации обычно причисляют к разряду альтруистических, но существует и коммерческое оправдание. Основная аудитория симфонических коллективов – люди среднего и старшего возраста. Среди стареющего населения Европы классика становится все более востребованной, но предложений достойного качества, к сожалению, не так много. «Артист не должен заниматься маркетингом, иначе он уже не артист, – говорит Чакраборти. – Команда, в которую вхожу я и еще три менеджера, делает все, чтобы оркестр был экономически состоятельным и выступал в самых престижных залах мира».
Благодатность европейских залов Киев-Классик опробовал в 2006 г. Сначала это были выступления за свои деньги (нужно было показать себя), затем нашелся импресарио, организовавший шесть концертов в Париже и на севере Франции. Выступление в Большом зале Юнеско – один из первых заметных успехов. Его соавтор Шувра Чакраборти отмахивается от слова «меценат», и замечает: «Я слишком маленький человек для этого. Мне иногда говорят, мол, когда Герман станет по-настоящему востребованным, его заберут себе олигархи. Знаете, если это произойдет, я буду рад. Значит, с нашей помощью он достиг такого уровня, где его заметили большие люди. Процесс восхождения к вершине трудный, поэтому он интересный».
Скромный господин Шувра Чакраборти не скрывает своего удовольствия, что Киев-Классик  – первая в Украине попытка создания негосударственного симфонического оркестра. Азарт первооткрывателя не самый последний мотив в его жизни.







Индийский связной

Главный бизнес Чакраборти – компания AMC Overseas Limited, основанная им в 1999 г. Ее основная специализация – импорт/экспорт и дистрибуция химических веществ для промышленности.
«С тех пор, как я приехал в Украину, многое поменялось, но я вижу, что она все равно боится полноценных бизнес-отношений с Индией, – говорит Чакраборти. – Остался стереотип, что это бедная страна, изнемогающая от вирусов. Но вашим партнером не будет та грязная и бедная Индия, которую обычно показывают тележурналисты. Сегодня в этой стране 60% людей живут на достаточно хорошем уровне, 35% – это средний класс! При миллиардном населении его численность превышает число европейцев, которые могут покупать себе машины. Основная польза моего бизнеса состоит в том, что я привожу Украину в Азию, а Азию в Украину. Азия – это сегодняшний и завтрашний день для мировой экономики, поэтому Украина должна найти там свое место».

Залишити відповідь