Site icon Companion UA

2 марта в галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника открывается персональная выставка Юлии Милаковой «Весеннее стаккато» (фитографика).

ВЫСТАВКИ

2 марта в галерее «НЕФ» Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника открывается персональная выставка Юлии Милаковой «Весеннее стаккато» (фитографика).

Более двух десятилетий народный мастер декоративно-прикладного искусства Юлия Милакова работает в этой достаточно редкой технике, особенность которой состоит в том, что при создании композиций используются лишь элементы растений: подготовленные по специальной технологии тщательно подобранные лепестки цветов и мох. Отменный же вкус и совершенное чувство стиля поднимают этот жанр прикладного искусства в исполнении Ю. Милаковой до уровня настоящего художественного творчества.

Работам мастера свойственны удивительная гармоничность и лиризм. Лаконичные, а в некоторых случаях даже аскетичные по средствам выразительности миниатюры открывают зрителю мир, исполненный внутреннего спокойствия и целомудренности, красоты и непреходящего вдохновения. Несколькими росчерками на черном бархате, кажется, легко и непринужденно художница воссоздает мечтательно-загадочный женский лик и утонченно-прозрачный силуэт ангела, подкупающие удивительной чистотой цветовой гаммы и тщательностью проработки деталей пейзажи, исполненные сиюминутной прелести и грациозности настроенческие этюды («Маска»), с документальной точностью фиксирует, озаряя внутренним светом творческого вдохновения великие архитектурные памятники («Храм в Софии»).

Дополняет впечатление удивительная цветовая гамма, свойственная художнице: разнообразная и в то же время пастельно-сдержанная, нежная и чистая, дарованная самой природой.

Работы Юлии Милаковой неоднократно демонстрировались на отечественных и зарубежных выставках (в Болгарии, России, Венгрии, Шотландии, Голландии, Франции) и неизменно пользовались большим успехом у зрителей.

Экспозиция «Весеннее стаккато» в галерее «НЕФ» продлится до 21 марта. Ее адрес: ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20.

ВЫСТАВКИ

В галерее «Одекс Плюс» продолжается персональная выставка Нелли Павловой, на которой представлены живопись и графика.

Талантливая художница, родившаяся в Узбекистане, получившая профессиональное образование в России, сейчас живет и работает в Хмельницке. Удивительно, но работы Нелли Павловой создают впечатление, что вся ее жизнь неразрывно связана с украинской землей: настолько ощутим национальный колорит в ее полотнах и графических листах – в темах и сюжетах, мировосприятии и даже названиях картин («Нащо менi чорнi брови», «Подiльське джерело», «Вiтряки», «Розплетена коса»).

По манере письма полотна Нелли Павловой достаточно своеобразны. При всем тематическом и сюжетном разнообразии в них непременно чувствуется индивидуальная одаренность автора. «Сплавленная» фактура, – пишет о работах Нелли Павловой искусствовед Л. Рожко-Павленко, – живописная поверхность строятся на тональных градациях: либо утонченных, едва отличимых, … либо сочных, ярких, совмещающихся со звучными всплесками отдельных цветовых форм, в которых эмоциональная непосредственность сочетается с поэтической рефлексией и мотивами символизма.»

Особое звучание в живописных полотнах Нелли Павловой обретает библейский миф о яблоке (воплощении искушения и познания), трактуемый художницей очень многопланово и глубоко.

Не менее привлекательна также графическая серия. В ней художница отдает предпочтение старинным памятникам архитектуры и формам («Городская ратуша. Каменец-Подольский», «Стены и башни», «Старинные ворота»). Ибо, по словам художницы, лишь познавшему прошлое дано ощутить будущее.

Она активно участвует в выставках (только за последние 7 лет это одиннадцатая персональная экспозиция). Работы Нелли Павловой представлены в музеях и частных собраниях Украины, Польши, России, Германии, Венгрии, США, Франции.

Выставка в галерее «Одекс Плюс» продлится до 3 марта. Ее адрес: ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж.

ВЫСТАВКИ

В галерее «RА» продолжается выставка современной отечественной живописи и скульптуры из собственной коллекции галереи.

Достаточно небольшая по объему, но великолепная по художественному уровню подбора и стилистике экспозиция современной отечественной живописи и скульптуры представляет несомненный интерес для зрителей. Каждый из ее участников – индивидуальность в современном художественном процессе, обладающая ярко выраженной аурой, творческой манерой и почерком.

«Открывают» экспозицию несколько крупноформатных работ Марка Гейко – диптих «Лето» и «Большой натюрморт». Мастерски прописанные великолепные живописные абстракции в высшей степени органично соединяют, казалось бы, несоединимое – захватывающую экспрессивность и строгую внутреннюю дисциплину, подкупая силой заложенных в них эмоций и интеллектуальностью.

Интересен Николай Кривенко со своей монохромной работой «Ночь»: здесь царит самодостаточная густота цвета, создающая объемный образ. Как всегда обращают на себя внимание полотна Елены Рыжих («Испанские мотивы», «Холмы»), захватывает великолепием красок Ахра Аджинджал («Пейзаж с мостом»).

И все же внутренней доминантой, своеобразной кульминацией живописного раздела экспозиции являются работы Алексея Аполлонова «Купальщица» и «Открытое окно». Вызывающие определенные ассоциации с французскими импрессионистами, насквозь пронизанные солнцем, светом и воздухом, они радуют глаз богатой и в то же время изысканной цветовой гаммой, подкупая совершенно неподражаемым шармом и внутренней теплотой.

Весьма удачно дополняют это эстетическое пиршество скульптурные работы Владимира Микитенко. Обратившись к классическим сюжетам западноевропейского искусства («Похищение Европы», «Фемида»), автор предлагает свое решение ставших почти хрестоматийными образов.

Выставка продлится до 28 февраля. Адрес галереи «RА»: ул. Б. Хмельницкого, 32.

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Майстерня» 22 февраля открывает выставку плакатов известного сюрреалиста Стасиса Эйдригевичюса.

Работы всемирно известного литовского художника впервые экспонируются в Украине. С его творчеством у нас знакомы только специалисты, в то время как плакаты, экслибрисы, эскизы и миниатюры Эйдригевичюса находятся в частных коллекциях 16 стран, а его персональные выставки до сих пор с успехом проходят по всему миру. В Киеве будут представлены около 20 его графических работ.

В соответствии с главными принципами сюрреализма в плакатах Стасиса сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи. Все графические картины художника – о человеке, человека изображают и ему посвящены. Это своеобразные портреты вымышленных людей. Они глубоко одиноки и к тому же остались детьми (у художника много работ, где люди имеют детские черты). Особый акцент мастер делает на выражениях лиц. Собственно, именно выражения лиц – самое главное в плакатах Стасиса. В них – все отношение автора к миру.

Когда-то, увидев у друга в Чикаго индейские маски, художник начал использовать их в своем творчестве. В результате многие лица стали походить на маски. Каждое из них – определенная эмоция, состояние души автора, а один искусствовед даже сказал, что «маска Стасиса – это его автобиография».

Манера рисунка художника очень образна, часто аллегорична: можно часами разгадывать композицию Стасиса как головоломку. Прекрасным примером служит работа чертика, на один рог которого надеты ручки ножниц, а другой вот-вот перережут ножничные ножи. Иногда художник метафорично или символично передает психическое состояние человека. Он изобличает и показывает как бы в кривом зеркале негативные человеческие качества – лицемерие, лень, лесть, что с точки зрения формы превращает его работы, по словам искусствоведов, «в явления абсолютно оригинальные, которые несут в себе глубокие вневременные общечеловеческие ценности».

Выставка проходит при поддержке Польского института в Киеве и продлится до 7 марта.

Адрес галереи: ул. Артема, 1/5.

ВЫСТАВКИ

В художественной галерее «Город «N» проходит выставка акварелей украинского художника Георгия Зайченко.

Эта выставка – событие в художественной жизни Киева. Георгий Зайченко, известный как выдающийся живописец, представляет на ней не выставляемые ранее акварели.

28 работ датированы последними четырьмя годами. А появились они во время его путешествий по Украине и миру (именно поэтому выставка называется «Воспоминания путешествий»). Г. Зайченко создавал эти работы как эскизы, начальный материал для живописных работ. Однако их качество не уступало качеству его же живописи, и художник решил выставить акварели отдельной серией, тем более, что все они объединены общей тематикой – пейзажной. На них изображены Вена и Париж, Адриатическое побережье и иерусалимская Стена плача. На первый взгляд акварели действительно кажутся эскизами, созданными на скорую руку, эмоционально и по сути, без излишней детализации. Но общий фон, задний и передний планы проработаны очень профессионально, мастерски: художник уловил главное в изображении и парусника на пристани, и дома в глубине парка, и людей под стеной. Цветовое решение ближе к багровым, коричневым, серым и блекло-зеленым оттенкам. Особенно впечатляет море в картине «Адриатика»: оно непривычное, молочного цвета, что, впрочем, не порождает недоверия к картине. Директор галереи «Город «N» Наталия Седляр говорит: «Выставленные акварели Г. Зайченко вызывают неподдельный восторг, ничего подобного у нас в салоне еще не было, и это при том, что акварели рисуют практически все художники, и что-то новое придумать или нарисовать по-новому просто невозможно.»

Выставка продлится до 4 марта.

Адрес галереи: ул. Владимирская, 46.

КОНЦЕРТЫ

С новой концертной программой «Искусство хоровой фуги» 27 февраля в Национальном доме органной и камерной музыки Украины выступит Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского.

Известно, что фуга как форма и жанр – вершина развития полифонической (то есть многоголосной) музыки, эталонный образец творческого гения многих поколений композиторов. Можно с уверенностью сказать, что среди всех жанров академической музыки именно фуга является наиболее серьезным и интеллектуальным. При широчайшем и разнообразнейшем образном содержании яркая эмоциональность в ней непременно уравновешивается рациональностью формы. Ибо сам тип ее развития сродни строгим логическим структурам научного мышления: вначале излагается тезис (тема фуги), затем антитезис (поливариантность музыкального развития темы, проходящей в различных модификациях) и непременное, логически доказанное утверждение заявленной идеи (конечное проведение темы в первоначальном виде).

Сформировавшись в середине XVII века и достигнув апогея в творчестве И.-С. Баха и Г. Ф. Генделя, фуга не утратила актуальности на протяжении последующей трехвековой истории развития мировой музыкальной культуры. К жанру обращались венские классики (Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен), в XIX столетии – ведущие композиторы-романтики (Ф. Лист, Г. Берлиоз, Дж. Верди, П. Чайковский). Они наполнили ее новым содержанием, несколько модернизировав интонационный язык, но не нарушив базисных принципов. Классики музыкальной культуры ХХ века И. Стравинский, П. Хиндемит, Д. Шостакович также охотно использовали эту форму в своих лучших сочинениях.

И хотя фуга изначально возникла в качестве инструментального жанра, со временем она приобрела универсальное значение как хоровая и оркестрово-хоровая форма. Это совершенно закономерно, ибо в данном случае строгое логическое мышление конкретизируется словесным текстом (чаще всего – религиозно-философского, морализаторского содержания), придающим сочинению особую эмоциональную насыщенность и выразительность.

Именно такую программу в ближайшем концерте представит Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского. В нее вошли фуги из крупных кантатно-ораториальных форм и месс западноевропейских композиторов XVIII-XIX веков: И.-С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди, Й. Гайдна, В.-А. Моцарта, Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Б. Мендельсона, Дж. Россини, Дж. Верди.

Программой вечера будет дирижировать художественный руководитель Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского, народная артистка Украины Валентина Иконник-Захарченко. Солисты – Татьяна Самарская (сопрано), заслуженный артист Украины Владимир Тутченко (тенор), Олег Чорнощоков (бас).

КОНЦЕРТЫ

При участии Черниговского симфонического оркестра «Филармония» (художественный руководитель, главный дирижер – заслуженный деятель искусств Украины Николай Сукач) 28 февраля в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины состоится вечер симфонической музыки, посвященный 125-летию со дня рождения композитора С. Борткевича.

Еще год назад этот композитор в Украине был неизвестен даже узкому кругу музыковедов. А честь возвращения его имени и музыки в контекст национальной культуры принадлежит главному дирижеру симфонического оркестра «Филармония» Николаю Сукачу и известному украинскому пианисту, который в последние годы живет и работает в США, Николаю Суку.

Жизненный и творческий путь Сергея Эдуардовича Борткевича, прошедший сквозь две мировые войны и русскую революцию 1917 года, впитал все катаклизмы и бури современной ему эпохи. Он родился в 1877 году в Харькове в очень состоятельной, влиятельной и почитаемой семье (отец С. Борткевича был одним из крупнейших землевладельцев юга России, мать славилась как меценатка, была соучредителем харьковского отделения Императорского российского музыкального общества). Казалось, судьба, среда и окружение были благосклонны к ребенку, чье бесспорное музыкальное дарование не вызывало сомнений. Он учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете и в Санкт-Петербургской консерватории. Профессиональное музыкальное образование Сергей Борткевич завершил в Лейпцигской консерватории в классе одного из любимейших учеников Ф. Листа – А. Райзенауэра, и в 1904 году стал профессором Берлинской консерватории, в которой преподавал в течение десяти лет.

1914 год вихрем ворвался в судьбу музыканта: его арестовали как русского шпиона. С большим трудом С. Борткевичу через несколько лет удалось через Швецию вернуться в родной Харьков. С 1917 года он работал преподавателем Харьковской народной консерватории. К сожалению, композитора постигли новые жизненные испытания: его семья, родители были слишком заметными людьми, чтобы большевистская власть их обошла своим вниманием. После нескольких арестов Сергею Борткевичу удалось вырваться на Запад, через Константинополь – в Вену, и с 1922 года до самой смерти (1952 г.) он жил в этом городе и был профессором консерватории. Причины же полного забвения имени композитора на родине очевидны.

Летом прошлого года Николай Сук привез первые партитуры С. Борткевича в Киев. Их интерпретатором стал главный дирижер симфонического оркестра «Филармония» Николай Сукач. За этот короткий период времени он приложил максимум усилий, чтобы музыка (а это более пятидесяти опусов) в максимальном объеме зазвучала в концертных залах Украины, поскольку, по убеждению дирижера, для украинской культуры личность С. Борткевича по значимости адекватна фигуре С. Рахманинова в русской музыке.

В программе ближайшего филармонического вечера – Симфония №2 ми бемоль минор и два инструментальных концерта: скрипичный (солист – народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Анатолий Баженов) и фортепианный (солист – лауреат Международного конкурса памяти В. Горовица Вячеслав Зубков). Дирижировать будет заслуженный деятель искусств Украины Николай Сукач. Концерт проходит при поддержке Международного благотворительного фонда конкурса В. Горовица.

КИНО

17 февраля определены фильмы – лауреаты одного из трех самых больших кинофестивалей мира – Берлинского.

Рекордное количество зрителей – 430 тысяч – побывало в этом году на Берлинском кинофестивале. В течение 12 фестивальных дней было показано более 400 картин, из них 23 – в конкурсной программе. И если судить по именам режиссеров, представивших свои ленты, то можно сказать, что конкурс Берлинале-2002 стал одним из самых звездных за последние несколько лет. Среди участников – современные классики кино: немец Том Тыквер (его фильм открывал фестиваль), французы Франсуа Озон и Бертран Тавернье, грузин Отар Иоселиани, швед Лассе Хальстрем, канадец Амос Коллек и другие.

Первыми призами 52-го Берлинского кинофестиваля стали почетные «Золотые медведи», врученные американскому режиссеру Роберту Олтмену и известнейшей итальянской актрисе Клаудио Кардинале за их достижения в течение всей карьеры. Обладателями «Золотых медведей» за лучший фильм стали одновременно две картины – японский мультфильм «Унесенные духами» и британская драма «Кровавое воскресенье». В истории Берлинале мультфильм не только впервые становится лауреатом, но и впервые попадает в конкурс. Однако свое решение и организаторы, и жюри считают оправданным, ведь мультфильм снят крупнейшим режиссером-аниматором Японии Хаяо Миядзаки. К тому же «Унесенные духами» собрал в прокате своей страны рекордные $217 млн., что превысило японские сборы за «Титаник». Впрочем, западные дистрибьюторы, в отличие от жюри Берлинского кинофестиваля, не спешат признавать фильм, и все из-за не совсем обычного сюжета, в котором рассказывается о семье, случайно попавшей в «другой мир» – богов и монстров. Родители 10-летней девочки Чихиро, по неосторожности съев пищу богов, были превращены ведьмой в свиней, и чтобы вернуть их к прежней, человеческой жизни, Чихиро должна работать в бане богов и не перечить ведьме…

Картина Пола Гринграсса «Кровавое воскресенье» – напротив, далека от фантастики: фильм основан на реальных трагических событиях. 30 января 1972 года в городе Дерри британские парашютисты расстреляли марш католиков за гражданские права, убив 13 человек. По мнению критиков, фильм хорош не только как иллюстрация истории или актуальное высказывание на тему терроризма, но и как объяснение «почему люди берутся за оружие, чтобы остановить ошалевшее государство».

Наибольший ажиотаж среди публики вызвала новая работа Франсуа Озона «8 женщин», все 8 исполнительниц ролей которой получили «Серебряного медведя» за «актерский ансамбль и мастерство». Это, пожалуй, самый звездный фильм конкурса: в нем играют почти все «первые леди» кинематографа Франции – Катрин Денев, Фанни Ардан, Эмануэль Бэар, Изабель Юппер, Даниэль Дарье, Виржини Ледуайен, Лювиг Санье и Фирмин Ришар. Эксцентричная комедия с элементами триллера, фарса, драмы и мелодрамы рассказывает о быте и его кошмарах, когда одни и те же хоромы делят между собой восемь женщин.

«Серебряный медведь» за лучшую женскую роль получила американка Холли Берри (она также номинируется на соискание «Оскара»), сыгравшая в фильме Марка Форстера «Бал монстров». Превратности судьбы сталкивают исполнителя смертных приговоров (Билли Боб Торнтон) с вдовой когда-то казненного им чернокожего преступника и между ними проскальзывает искра любви… Невероятная история все же способствовала тому, что фильм собрал неплохую кассу в прокате США и номинируется на «Оскар».

Приз за лучшую мужскую роль получил Жак Гамблен (фильм режиссера Бертрана Тавернье «Пропуск», удостоившийся также и приза за лучшую музыку). Это картина о Париже времен Второй мировой войны. Гамблен играет будущего режиссера Девевра, который отказывается перебраться из оккупированной столицы Франции в более благополучный Лондон и присоединяется к активным действиям Сопротивления.

Другие призы фестиваля: Гран-при и «Серебряный медведь» – «Точка жарки» Андреаса Дрезена; «Серебряный медведь» за режиссуру и приз ФИПРЕССИ – Отар Иоселиани («Утро понедельника»); «Голубой ангел» и 25 тыс. евро за лучший европейский фильм – «Мелкие неприятности» Аннет К. Ольсен; приз Альфреда Бауэра – фильм «Баадер» Кристофа Рота; приз «Молодой талант лучшей актрисе» – Даниэль Холл («Под облаками»); приз лучшему актеру – Хью Боневиль («Айрис»); за лучший дебют – Айвен Сен («Под облаками»).

КИНО

На украинском видеорынке появилось два фильма – «Косвенный ущерб» и «Падение «Черного ястреба» – из десятки самых коммерчески успешных картин США по итогам прошлого уик-энда.

Эти два фильма объединяет то обстоятельство, что они являются своеобразным «кинематографическим» ответом США на прошлогодние теракты в Нью-Йорке.

Название «Косвенный ущерб» (оригинальное англоязычное название переводится как «сопутствующие разрушения») – военный термин, означающий «гибель мирного населения во время военной акции». В картине жертвами теракта колумбийских террористов становится обычная семья из Лос-Анджелеса. Ее члены гибнут во время взрыва автоколонны, сопровождающей посла Колумбии. Отец семейства, пожарный Гордон Брюер, оставшийся в живых, не желает мириться с безликими «именами» убийц – «террористы», и сам хочет найти и отомстить тем, кто стал виновником его горя.

Интересно, что съемки фильма, начатые в начале прошлого года и продолжавшиеся в течение пяти месяцев в Южной Америке, США и Мексике, после терактов 11 сентября временно были заморожены. Закрыли и официальный сайт картины, а рекламные ролики и плакаты убрали из кинотеатров, дабы не напоминать американцам о трагедии в Нью-Йорке. Затем сценарий фильма был подкорректирован, и сейчас картина является первым официальным «фильмом-репликой» США на события осени 2001 года. В главной роли снялся Арнольд Шварценеггер, и относительный успех картины в прокате – первый успех актера за последние пять лет карьеры (со времен «Бетмена и Робина»).

«Падение «Черного ястреба» (экранизация романа Марка Боудена) – самая бескомпромиссная картина Ридли Скотта («Чужой», «Гладиатор») и самая жесткая в американском прокате со времен прошлогодних «Из ада» и «Ганнибала». Скотт очень динамично и без пафоса реанимирует на экране реальные события, произошедшие в 1993 году в Магадишу, Сомали и названные впоследствии американцами «самым большим кошмаром после Вьетнама». В том бою, продолжавшемся 15 часов, погибло 19 солдат ВВС США, более сотни были ранены.

А все началось с гражданской войны в Сомали, унесшей жизни 300 тысяч человек. ООН организовала миротворческую миссию, а американские войска должны были стать силами поддержки. Но сомалийские партизаны отказались признать американцев миротворцами и объявили им войну. В начале этой войны был подбит вертолет (название которого – «Черный ястреб» – положено в заголовок фильма). Спасение вертолетчиков стало сюжетной завязкой на 30-й минуте картины и продолжается до самого финала. В главных ролях – звезды Голливуда Том Сайзмур («Перл Харбор», «Спасение рядового Райана»), Джош Хартнет («Перл Харбор»), Эван МакГрегор («Мулен Руж») и др.

Критики оценили фильм по достоинству, отметив своеобразный подход режиссера к болезненной для Америки темы. Скотт максимально безэмоционален, он концентрирует внимание зрителя лишь на солдатах, их действиях, причем не прорисовывая характеры, а углубляясь в детали боя. По мнению критиков, «за создание нечеловеческой напряженности Скотт действительно достоин похвалы: режиссура боевых сцен отполирована до блеска, визуальная картинка безупречна (оператор Славомир Идзяк и монтажер Пьетро Скалия демонстрируют весь диапазон своего мастерства. – Прим. «&»), а общая динамика картины напоминает пружину, раскручивающуюся с всевозрастающей скоростью». К этому стоит добавить, что фильм проходит по 4 номинациям на соискание премии Американской киноакадемии «Оскар», присуждение которой состоится в конце марта. В кинопрокат Украины картина выйдет 11 апреля.

Exit mobile version