Site icon Companion UA

Художественная галерея «Ателье «Карась» 21 февраля открывает выставку живописи Матвея Вайсберга «Иудейская пустыня».

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Ателье «Карась» 21 февраля открывает выставку живописи Матвея Вайсберга «Иудейская пустыня».

Киевскому зрителю в очередной раз предоставлена возможность познакомиться с творчеством одного из наиболее известных и самобытных современных отечественных мастеров изобразительного искусства. Он один из идеологов и наиболее значительных представителей киевского арьергарда, художественного течения, по словам искусствоведа Андрея Мокроусова, «экзистенциального и трагического, по своему мировосприятию опирающегося на гуманитарные ценности, сформировавшиеся в середине 1980-х годов как сознательная реакция художников интеллектуалов-традиционалистов на усиленное вторжение в пространство художественного творчества постмодернистских имитационных практик различного содержания».

И в последней коллекции своих работ, представленной в галерее «Ателье «Карась», Матвей Вайсберг остается верным своему творческому кредо. На его полотнах связываются воедино глубокое философское начало и вечные библейские мотивы, непрерывным потоком разворачивающиеся на протяжении гигантских временных отрезков бытия. Проникнутые мощным этическим началом, обладающие сильнейшей энергетикой магистральные персонажи и мотивы вайсберговских картин, по словам Андрея Мокроусова, хотя и не зафиксированы в конкретном историческом контексте, но, безусловно, причастны к истории, точнее, выступают как персонификации предотвращенной катастрофы.

Творчество Матвея Вайсберга на сегодняшний день известно не только в Украине. Он участник многочисленных художественных проектов, проходивших в США, России, Швеции, Чехии, Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии. Коллекции же работ Матвея Вайсберга представлены как в музейных и приватных собраниях в Украине, так и в многочисленных частных экспозициях в Израиле, Турции, Германии, Польше, Венгрии, США, Австрии, Франции, Чехии, Великобритании, России, Грузии, Канаде, Греции, Италии, Швеции, Японии и даже африканских странах.

Выставка «Иудейская пустыня» в галерее «Ателье «Карась» продлится до 11 марта. Ее адрес: Андреевский спуск, 22-а.

ВЫСТАВКИ

В Национальном художественном музее Украины продолжается ретроспективная выставка живописи Карло Звиринского «Пространство вне времени», приуроченная пятой годовщине со дня смерти художника.

Экспозиция, подготовленная Львовской академией искусств совместно со столичным музеем – первый этап реализации масштабного украинско-польского проекта «Пространство вне времени» («Разрушая стену»). Его цель – проинформировать, познакомить мировую общественность с основоположниками, наиболее яркими, талантливыми и неординарными мастерами украинского абстрактного искусства, сформировавшегося в глухие десятилетия середины прошлого века в изоляции от мировых художественных процессов, в полном отрыве от контекста современной европейской культуры. Ибо то, что в условиях тоталитарной системы, доходящей до абсурда идеологической заангажированности искусства, в Украине жили и творили совершенно неординарные художественные личности – факт неоспоримый. Одной из ключевых фигур в данном контексте был, безусловно, львовский художник Карло Звиринский, мастер, создавший индивидуальное, неповторимое художественное пространство, по словам кандидата искусствоведения Тамилы Печенюк, «целый микрокосмос в мире духа».

Он жил и творил, не рассчитывая на звания, славу, признание. Писал свои работы, повинуясь исключительно внутренним творческим импульсам, показывая их лишь близким и доверенным людям. Был учителем от Бога – в 1960-е годы, создав во Львове «подпольную школу Звиринского», воспитал целую плеяду учеников, многие из которых (З. Флинта, И. Марчук, А. Бокотей, О. Минько, Р. Петрук, Л. Медвидь) на сегодняшний день стали гордостью Украины.

Экспозиция, развернутая в Национальном художественном музее Украины (насчитывает около шестидесяти полотен), даже неискушенному зрителю открывает удивительно органичный и, при всем многообразии, целостный мир. Предметные композиции и чистая абстракция, иногда существующие порознь, иногда совершенно свободно дополняющие друг друга, подчас открывают глубины мироздания, подчас уводят в область идеального и даже детских фантазий.

Выставка живописи Карло Звиринского в Национальном художественном музее Украины «Пространство вне времени» продлится до 10 марта. Его адрес: ул. М. Грушевского, 6.

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 24 февраля в концерте цикла «Скрипичная музыка» выступает лауреат международных конкурсов, солист Московской государственной академической филармонии Граф Муржа.

«Граф Муржа – превосходный молодой скрипач, один из лучших в мире. Впервые мне довелось его услышать в ноябре 1996 г. на конкурсе скрипачей в Париже. Слушал его с наслаждением. Кажется, Граф Муржа родился со скрипкой в руках и все к нему пришло само собой – красивый звук, удивительная по своему размаху экспрессия, которая выражается через безупречную технику.» Столь лестная оценка в адрес молодого пианиста прозвучала из уст одного из самых знаменитых музыкантов современности, при жизни ставшего легендой, Иегуди Менухина.

Г. Муржа родился в Украине, но с 1982 года (тогда молодому артисту было 9 лет) его жизненный и творческий путь неразрывно связан с Москвой, в те годы славившейся великолепной школой скрипичного искусства. Годы обучения в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П. Чайковского, затем окончание этого же вуза и аспирантуры в классе профессора И. Бочковой завершились серией блистательных побед на самых престижных международных музыкальных состязаниях: конкурсах им. Н. Паганини в Италии, им. В. де Мота в Португалии, им. М. Лонг и Ж. Тибо во Франции, им. П. Сарасате в Испании. После этого перед молодым скрипачом открылись двери лучших концертных залов всего мира. Он с блистательным успехом гастролирует в Японии и США, Великобритании, Франции, Италии, Испании. Выступает с лучшими оркестрами и дирижерами, сумев за несколько сезонов завоевать искренние симпатии публики и уважение маститых профессионалов.

Заслуживает внимания и программа ближайшего выступления Графа Муржи перед киевской публикой. Составленная с отменным вкусом, она представляет популярные страницы французского скрипичного искусства: шедевры романтической литературы (Концерт №2 для скрипки с оркестром и «Рондо-каприччиозо» К. Сен-Санса, «Поэму» Э. Шоссона) и подлинную жемчужину постимпрессионизма – знаменитую «Цыганку» М. Равеля.

В программе принимает участие симфонический оркестр филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Игоря Палкина. Концерт проходит при поддержке Фонда содействия развитию искусств.

КОНЦЕРТЫ

19 февраля в Национальном доме органной и камерной музыки Украины с новой программой, включающей музыкальные премьеры, выступает национальный ансамбль солистов «Киевская камерата».

Практически каждое выступление этого коллектива не просто развлекает публику – оно либо несет новую музыкальную информацию, либо, благодаря оригинальному концептуальному мышлению руководителя «Киевской камераты» Валерия Матюхина, позволяет услышать известные произведения в новом ракурсе с новыми внутренними акцентами в общем контексте мировой музыкальной культуры.

Не стала исключением и программа ближайшего выступления коллектива. Ее открывает малоизвестное сочинение В.-А. Моцарта «Фантазия» фа минор. Одно из последних сочинений гениального австрийского композитора, созданное им для механического органа и в настоящее время практически не исполняющееся в концертах, прозвучит в оригинальной оркестровой редакции нашего выдающегося композитора-современника Е. Станковича. В итоге, по словам Валерия Матюхина, получился прелюбопытнейший художественный результат. Ибо совершенно потрясающее по силе эмоционального воздействия и выразительности моцартовское сочинение, сохранившее музыкальную лексику эпохи классицизма, в результате современной транскрипции обрело совершенно неожиданное звучание.

Далее в концерте – музыкальная премьера. Впервые в Украине будет исполнен «Большой нонет» (произведение для девяти солистов-инструменталистов) немецкого композитора первой половины XIX века Л. Шпора. Полузабытый в наше время, он пользовался потрясающим успехом у современников. Вся Европа почитала Л. Шпора как непревзойденного скрипача-виртуоза, блестящего дирижера (именно он, кстати, ввел в музыкальную практику обычай дирижировать палочкой), великого композитора. Автора множества опер, симфоний, крупных хоровых опусов, разнообразнейших камерно-инструментальных сочинений современники считали одним из наиболее выдающихся композиторов, основоположником немецкого романтического музыкального театра. По мнению же Валерия Матюхина, произведения Л. Шпора в контексте европейского искусства стали своеобразным связующим звеном между эпохой венского классицизма и чисто романтической культурой. «Большой нонет», по его словам, крупное сложнейшее музыкальное полотно, требующее от исполнителей недюжинной виртуозности и профессионализма.

Во втором отделении прозвучат «Времена года» А. Вивальди, а также финал Седьмой камерной симфонии Е. Станковича, названный автором «В гостях у великого Вивальди». Это именно тот случай, когда отдельная часть крупной циклической формы абсолютно самодостаточна по своему содержанию и совершенно органично воспринимается как завершенное концертное произведение. Последняя партитура придает чрезвычайную привлекательность архитектонике и общей концепции всей программы, поскольку в этом сочинении Е. Станкович цитирует великого итальянца, что образует как бы двойную музыкальную арку внутри программы, связывающую произведения различных эпох в единое целое.

Программой концерта будет дирижировать художественный руководитель и главный дирижер «Киевской камераты», заслуженный деятель искусств Украины Валерий Матюхин.

ТЕАТР

В Национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко 22 и 24 февраля состоится премьера спектакля «Эзоп».

Это постановка пьесы известнейшего португальского драматурга Гильерме Фигейредо «Лисица и виноград». В ней автор преподносит свою версию жизни греческого поэта-раба Эзопа. И хотя поэт жил до нашей эры (первые упоминания о нем можно найти у Геродота – VI век до н. э.), пьеса актуальна и сегодня. «Рассматриваемая в ней ситуация созвучна с ситуацией в Украине, – комментирует режиссер-постановщик спектакля Мирослав Гринишин. – И тогда, и сейчас говорили о торжестве демократии, и в то же время свободу подменяли только словами о ней. То есть речь идет о псевдосвободе. И тогда, и сейчас культура заменялась иностранными суррогатами, истинные ценности – духовные – отодвигались на второй план.»

…Эзопа, раба из Фригии, покупает богатый философ Ксанф из Самоса. Насколько хорошую «покупку» он совершил, Ксанф понимает со временем, когда Эзоп подсказывает ему правильное решение нескольких очень важных вопросов. Философ на радостях обещает в ближайшем будущем дать отпускную рабу, если тот будет ему помогать и дальше. Но чем дальше, тем больше Ксанф не хочет терять мудрого невольника. И тогда решает скомпрометировать раба. Он освобождает его с умыслом, чтобы Эзоп вернулся. Но поставленный в условия выбора – смерть или возвращение к хозяину – раб выбирает смерть.

Мирослав Гринишин утверждает, что в его спектакле Эзоп будет совсем не таким, как его описывали раньше. «Как правило, – говорит он, – Эзопа видели уродливым мудрым стариком, который рассказывает остроумные истории о зверях и выводит оттуда какую-то школьную мораль. И у Фигейредо, и у меня он – сильный умом и телом мужчина, хоть и не красивый, но пользующийся вниманием женщин.»

Спектакль будет отличаться от всех других постановок своим жанром. Хотя в афишах он определен как комедия, на самом деле спектакль многожанровый. Первый эпизод – гротескный, с драматическими элементами, второй – мелодраматичный, третий – трагичный и т. д. Счастливого конца не будет.

Стоит отметить, что Театр им. Ивана Франко уже ставил пьесу Фигейредо – это было в 1983 году. Вообще же, она пользуется стабильной популярностью: ее играли на подмостках львовского Театра им. Марии Заньковецкой; в свое время был создан телеспектакль, в котором Эзопа великолепно сыграл Александр Калягин. А недавно в Москве пьесу поставил и исполнил в ней главную роль Лев Дуров.

В новой версии франковцев роль Эзопа сыграет народный артист Украины Богдан Бенюк (во втором составе – Петр Панчук). В спектакле также задействованы артисты Алексей Богданович и Василий Баша (Ксанф), Людмила Смородина и Полина Лазовая (Клея), Татьяна Олексенко и Лариса Руснак (Мелита), Наталия Новикова (Амеинда), Алексей Зубков и Юрий Ребрик (Эфиоп), Александр Заднипровский и Василий Мазур (Агностоф). Художник-оформитель спектакля – Валерий Бартяков, балетмейстер – Людмила Попович.

ТЕАТР

В помещении Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки 21 и 22 февраля в рамках проекта «Гранды искусства» будет представлен балет «Тристан и Изольда».

Очередной тур проекта «Гранды искусства» – это двухдневное гастрольное выступление известных в мире прима-балерины Марсии Гайде и звезды театра танца Измаэля Иво.

Гайде блистала еще в конце 1950-х годов в Рио-де-Жанейро. В 1960-х переехала в Германию, где стала примой Штутгартского балета, а с 1976 по 1995 гг. даже возглавляла его. Как балерину ее приглашали такие хореографы-гении, как Бежар и Ноймейер.

Измаэль Иво начал карьеру в конце 1970-х в Сан Пауло. В 1980-х был признан лучшим солистом-танцовщиком Бразилии. Сольные работы Иво, созданные в 1985-1994 гг., считаются классикой танца конца XX века. С большинством из них он объездил весь мир, а «Френсис Бекон» с его участием стала лучшей танцевальной постановкой 1994 года. Сейчас Иво – художественный руководитель фестиваля «Международная неделя танца» в Вене и руководитель театра танца в Немецком национальном театре в Веймаре. С Мирсией Гайде Измаэль Иво познакомился в конце 1990-х и тогда же предложил поработать вместе в каком-нибудь проекте. Было решено ставить на сцене штутгартского «Театрхаус» драматургическую версию Гельга-Берн Майера последнего сочинения Вагнера «Тристан и Изольда». Великолепная постановка, осуществленная в 1999 году режиссером Марсио Аурелио и сценографом Марселем Каскелин, еще раз подтвердила безупречную технику и художественную изысканность танца двух мастеров. «Любовь и смерть, – говорит драматург Майер, – как два полюса человеческого бытия, сопровождают события оперы Рихарда Вагнера, написанной в 1857 году… Но танцевальная интерпретация оперы Марсией Гайде и Измаэлем Иво не иллюстрирует старый сюжет.., а использует его как фон для самостоятельной трактовки темы любви.» В постановке Майера действительно смещены акценты. Режиссера больше волновал не финал, а путь человеческих отношений к этой конечной ситуации. И смерть в финале – не столько физическая, сколько духовная – смерть отношений, любви.

Спектакль проходит при поддержке продюсерского агентства «Мистецьке березiлля», студии «1+1» и «ВаБанка».

ТЕАТР

На малой сцене Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра 23 и 24 февраля пройдут премьерные спектакли «Женские игры».

Спектакль поставлен по одноименной пьесе одесского драматурга Родиона Феденева, написанной специально для Театра драмы и комедии. Тема «Женских игр» – загадочная смерть австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Чтобы разобраться в ней, Феденев сам ездил в Вену, где изучал архивные материалы – переписки, упоминания, некрологи. Вывод, к которому пришел драматург после расследования, достаточно сенсационен. Отметая предположения Пушкина о том, что гения убил Сальери, а также выводы историков о болезни композитора, приведшей к смерти, Феденев заявляет: Моцарта убила его жена и сделала это руками своего любовника. Действительно, композитор сильно болел, и лечили его парами ртути. В чернильнице, в которой ее держали, в какой-то момент ртути оказалось больше, чем надо. И перенасыщение токсичными парами привело к летальному исходу. То, что Феденев нашел в архивах Вены, легло в основу его пьесы, но отнюдь не прямолинейно, а опосредствованно. Автор решил: если Моцарта убили руками другого, то и вывести на чистую воду убийцу надо обходным путем. Глашатаем справедливости становится жена Сальери – Тереза. По сюжету пьесы через 15 лет после смерти Моцарта на лечебном курорте в Баден-Бадене она встречает вдову гения – Констанцию. Тереза представляется ей Луизой Хельферсдорфер. Они вместе проводят время, много и пространно говоря о всяких ни к чему не обязывающих вещах. Постепенно между ними возникает доверие. Тереза-Луиза становится почти исповедницей Констанции, выслушивая ее желания, сомнения и горести. Луиза задает все больше вопросов. И в результате становится почти следователем. Кульминация -убийца сама признается в своем злодеянии.

Камерный одноактовый спектакль представляет собой одновременно и игру, и дуэль двух женщин. Композиционно «Женские игры» – дуэтный спектакль, и играется он двумя составами: в первом роли исполняют Оксана Архангельская и Ирина Мельник, а во втором – заслуженные артистки Украины Ксения Николаева и Светлана Золотько.

ТЕАТР

В театральной студии «Сузiр’я» 24 февраля состоится премьера моноспектакля «Сейф».

Пьесу «Сейф» написал и посвятил киевским художникам Виктор Рыбачук. Он сам художник, и впервые взявшись за перо, поставил перед собой цель – выяснить, что же такое талант для мастера кисти в наше время: награда, данная дьяволом, или испытание, посланное Богом? В основе его пьесы, а соответственно и постановки театра «Сузiр’я» лежит история, рассказанная Рыбачуку его коллегой… Как-то один художник делал ремонт в своей подвальной мастерской на Андреевском спуске. И вдруг нашел тайник, а в нем – старый заржавевший сейф. Художник не спешит открывать свою находку, а начинает фантазировать… Перед ним вырисовывается счастливое и обеспеченное будущее. Он уже видит, что купит, куда поедет, кем станет. Наконец-то, мечтает он, не нужно будет перебиваться с копейки на копейку, выносить на Андреевский спуск и продавать свои гениальные работы. В апогее мечтаний он решает открыть сейф. И черно-белые декорации спектакля вдруг становятся цветными: их озаряет свет, идущий из недр открытого своеобразного будущего художника. Теперь зритель сам может фантазировать и гадать, что же было в сейфе, что светилось и что произошло с художником. Ясно, что денег в тайнике не было, вполне возможно, там не было вообще ничего. Главное – пришедшее к неудавшемуся богачу понимание того, что представляет его жизнь, чего она стоит и что должно стоять на первом месте. Не важно и то, была ли история, рассказанная Рыбачуку, подлинной или ее придумал рассказчик, а может, даже и рассказчика никакого не было, и придумал ее сам Рыбачук.

В преамбуле к спектаклю указан жанр: «Попытка стать счастливым и богатым». Жанровая нечеткость связана и с темой, и с постановкой спектакля, ведь это моноспектакль. Его поставил и сыграл главную роль киевский кино- и театральный актер и режиссер Александр Игнатуша, знакомый столичным любителям искусства по ролям в Театре русской драмы им. Леси Украинки.

КИНО

Кинотеатр «Жовтень» на Подоле продолжает акцию «Новое кино Италии», которая проходит под эгидой Итальянского культурного центра.

Ближайшая лента в программе этого мини-кинофестиваля (20, 21 февраля) – комедия Массимо Венье «Такова жизнь» (1999 г.), насыщенная эксцентричными ситуациями и характерными сюжетными ходами в чисто итальянском стиле: три мужчины в бегах – они скрываются от полиции. Чудом избежав смерти, герои фильма проводят ночь на кладбище. Обстоятельства складываются таким образом, что им приходится даже позаимствовать одежду у трупов, а заодно и… принять роды у незнакомки. Когда же история как будто подходит к концу, жизнь преподносит им очередной сюрприз. В главных ролях этой эксцентричной кинокомедии – Альдо Бальо, Джованни Сторти, Джакомо Поретти, Мария Массирони.

22 и 23 февраля зрители смогут увидеть фильм – призер международного кинофестиваля в Торонто, эротическую мелодраму «Пурпурная дива» (1999 г.), представляющую собой своеобразную смесь насилия и порнографии с трогательной наивностью. По сюжету у молодой актрисы – масса поклонников, которые называют ее «пурпурной дивой». Но «диву», увы, не удовлетворяет жизнь, наполненная скоротечными романами, вынужденными компромиссами, постоянной сменой негостеприимных чередующихся городов. В этой суете сует она чувствует себя все более одинокой. И неожиданно к героине приходит безответная любовь, озаряющая ее жизнь неведомой ранее нежностью… Автор сценария, режиссер и исполнительница главной роли – Азия Ардженто, в ролях Жан Шеферд, Герберт Фритш, Дарья Николоди.

И в завершение Дней итальянского кино (24, 25 февраля) будет демонстрироваться «чемпион» кассовых сборов итальянского кинопроката за прошедший год, призер премии Дэвида де Донателло за 2001 год в пяти номинациях, мелодрама с элементами комедии Габриэле Мучино «Последний поцелуй» (2001 г.). Сюжет ленты весьма динамичен и изобилует эмоциональными сценами, вовлекающими зрителя в водоворот происходящего: компания молодых людей живет в ритмах и страстями, которые диктует современная жизнь. Встречи и расставания, страстные романы и сцены ревности калейдоскопом сменяют друг друга. Сложный клубок их взаимоотношений соединяет в один сюжет несколько историй: любовные союзы молодых людей и драму матери, не желающую мириться со своим возрастом. В ролях: Стефано Аккорци, Джованни Мецоджорно, Реджина Ориоли, Стефания Сандрелли.

Начало сеансов в 19:00 и 21:00.

КИНО

Один из самых скандальных фильмов прошлого года – «Фанатик» американского режиссера Генри Бина – появился на лицензионном видеорынке Украины.

«Фанатик» является противоречивым и полемичным фильмом, но вместе с тем глубоко психологическим и философским, так как говорит на темы вечные и актуальные. Речь идет о противоположных идеологиях – антисемитизме и сионизме.

…Главный герой фильма молодой парень Денни Валент. Его идеология – нацизм, его метод разговора с евреями – кулак. Восстановить тысячелетний рейх – его мечта. Но при всем этом Денни… сам еврей. Еще в детстве, в хасидской школе, он не согласился со злым и несправедливым, по его мнению, Богом, и был изгнан за радикализм и богохульство. Психологическая рана от этого осталась на всю жизнь. Но гены и сознание не изменить. Громя синагогу, он тем не менее запрещает своим приятелям даже касаться священного текста Талмуда; упорно говоря об убийстве еврея, он на деле отводит винтовку в сторону.

Острота поднимаемых тем, глубокий всесторонний анализ и художественная форма, в которую облек режиссер Генри Бин столь скользкие темы, а также внятное, четкое и интригующее повествование, заставили обратить на фильм внимание и политиков, и зрителей, и критиков. «Фанатик» был высоко оценен на Московском кинофестивале прошлого года, получив главный приз «Св. Георгия», а на самом большом фестивале независимого кино в Санденсе (США) – Гран-при жюри как лучшая картина. Хотя были и такие, кто фильм не принял, например, некоторые российские критики обвинили создателей в навязывании им «истории неврастеника». А отборщики Каннского кинофестиваля отказали фильму в приеме в конкурсную программу из-за «скользкой» темы и, главное, подробной ее постановки.

Exit mobile version