Site icon Companion UA

В мировых компаниях

поглощения


Инвестиции, упреждающие потери
Merck & Co., американская фармацевтическая компания, в разгар кризиса объявила о приобретении своего конкурента Schering-Plough за $41,1 млрд. Объединенная структура с оборотом в $50 млрд. станет одним из лидеров рынка. Благодаря синергии она сможет экономить $3,5 млрд. ежегодно вплоть до 2012 г. Но важнее в данной ситуации то, что компания удвоит (до 18) количество препаратов, находящихся на финальной стадии разработки. Их потенциальные продажи могут достичь $6 млрд. в год.


Ни разу за свою 122-летнюю историю компания Merck не участвовала в столь крупных сделках. Сегодня это скорее необходимость, поскольку сохранять маржу на фармацевтическом рынке становится все тяжелее. Из-за перенасыщения рынка снижается продуктивность R&D, и производители с ужасом ожидают потерь, связанных с будущим истечением срока патентов на свои популярные лекарства. Например, патент на Сингуляр – препарат для лечения астмы, который в 2008 г. принес Merck $4 млрд. (18% совокупных продаж), – истекает в 2012 г. С этого времени на рынке появится целый ряд генериков – не менее действенных, но более дешевых аналогов. Всего в ближайшие пять лет американская корпорация потеряет патенты на десять лекарств, приносящих ей сейчас $8 млрд. выручки.


В такой ситуации возможности органического роста сужаются, заставляя игроков прибегать к поглощениям. К примеру, в январе крупнейшая в мире фармацевтическая группа, американская Pfizer поглотила конкурирующую Wyeth за $68 млрд. В марте швейцарская Roche договорилась о выкупе оставшихся 44% американской биотехнологической компании Genentech за $46,8 млрд.


большие деньги


Исчезающий вид
Пузырь миллиардеров лопнул, – так охарактеризовал этот год журнал Forbes, опубликовавший очередной список богатейших людей планеты. Кризис нанес по ним сокрушительный удар: число участников элитного клуба за 2008 г. сократилось с 1125 до 793, а их совокупное состояние уменьшилось с $4,4 до 2,4 тлрд.


Фактически, весь рейтинг превратился в подсчет потерь, а не заработков. Так, основатель Microsoft Билл Гейтс вернул себе титул самого богатого человека, поскольку потерял «всего» $18 млрд. Это оказалось меньше тех $25 млрд., которых лишился глава инвесткомпании Berkshire Hathaway и бывший лидер рейтинга Уоррен Баффет. Как признался магнат, в 2008-м он «сделал несколько глупостей» – например, на пике цен на нефть нарастил долю в нефтегазовой корпорации ConocoPhillips, чья капитализации с августа упала на 54%.


Турбулентность экономики напрямую повлияла на результаты рейтинга. Частично благодаря укреплению доллара 10 из 20 первых мест в рейтинге получили представители США. В то же время Россия потеряла две трети своих миллиардеров. Как следствие – Москва, в прошлом году окрещенная мировой столицей сверхбогачей, вернула этот титул Нью-Йорку. Средний возраст участников рейтинга вырос и составил 63,7 года, в основном за счет выбывания молодых бизнесменов России и Китая. Не потерять и даже приумножить сумели лишь 44 предпринимателя. Причем одним из верных способов разбогатеть стала ставка на потребителей, пытающихся сэкономить. Девять из 20 самых состоятельных людей планеты – владельцы магазинов-дискаунтеров.


От Украины в клубе насчитывается четыре человека. Богатейшим среди них на этот раз оказался бизнесмен и меценат Виктор Пинчук ($2,6 млрд., 246 место). В прошлом году он продал за $2,2 млрд. Укрсоцбанк итальянской UniCredit Group. Прошлогодний лидер среди украинцев Ринат Ахметов (1,8 млрд., 397 место) оказался вторым. Подконтрольный ему Метинвест снизил объемы производства на 50%. Замыкают выборку Игорь Коломойский (1,2 млрд., 601 место) и Геннадий Боголюбов (1,1 млрд., 647 место). Из-за кризиса ПриватБанк, который они совместно контролируют, потерял 75% своей стоимости.


инвестиции


Купание в нефтяной наличности
ExxonMobil, крупнейшая в мире нефтяная корпорация, в ближайшие пять лет направит $150 млрд. на бурение новых скважин, установку платформ и строительство НПЗ. Это притом, что в условиях кризиса и снижения цен на нефть многие конкуренты, наоборот, сокращают бурение. Только в нынешнем году Exxon откроет девять новых проектов, на которых будет добываться до 485 тыс. баррелей в сутки. Этого хватит, чтобы снабдить треть нефтеперерабатывающих заводов восточного побережья США.


На фоне экономических проблем положение Exxon выглядит несокрушимым. «Мы уверены, что важно игнорировать весь этот шум, который производят краткосрочные изменения бизнес-цикла», – заявил глава компании Рекс Тиллерсон. В прошлом году они показали крупнейшую в истории США чистую прибыль в размере $45,2 млрд. А в этом производство сырья из скважин компании увеличится на 2% – до 4 млн. баррелей в сутки. Сейчас по объемам добычи корпорация уступает только Саудовской Аравии и Ирану. Когда цена за баррель достигла пика в $147, компания зарабатывала ежедневно $124 млн. «Конечно, у Exxon тоже есть проблемы, связанные с общим состоянием мировой экономики, однако у нее нет проблем с кредитованием, – отмечают эксперты Центра глобальных энергетических исследований. – Все вокруг зависят от банковского кредита, но такие крупные игроки, как Exxon, Shell, BP, Chevron, пухнут от наличности. Несколько последних лет у них было настолько много денег, что они не знали, куда их девать».


финансовые взлеты


Фюзеляж меда с ложкой дегтя
Европейскому аэрокосмическому концерну EADS по итогам 2008 г. удалось достичь прибыли в размере €1,57 млрд. Это весьма неплохой результат, ведь годом ранее убытки оценивались в €446 млн. Благодаря снижению курса доллара оборот концерна в минувшем году увеличился на 11% – до €43,3 млрд. «Это больше, чем у Boeing», – подчеркнул генеральный директор EADS Луи Галуа. Не подвела Airbus – самолетостроительная «дочка», обеспечившая рекордные поставки 483 лайнеров (включая 12 гигантов A380) и получившая 777 новых заказов. А благодаря масштабной программе реорганизации Power8 компания после двух лет убытков должна по итогам 2008 г. получить EBIT в размере €1,6 млрд.


Как будет выглядеть положение EADS в текущем году, пока неясно. В 2008-м из-за мирового экономического кризиса стоимость полученных EADS заказов упала со €137 почти до 99 млрд., и эта негативная тенденция продолжится. «В 2010 г. легче не станет, кризис не закончится вместе с этим годом», – отметил г-н Галуа. По его словам, аэрокосмическая отрасль находится в конце экономического цикла и медленно восстанавливается во время подъема. Картину также будут портить задержки поставок военно-транспортного самолета A400M, заказчиками которого являются семь стран-членов НАТО. Проект уже на три года отстает от графика, так что недовольные клиенты, вероятнее всего, потребуют от производителя многомиллиардных компенсаций.


маркетинг


Рекламное давление концентрируется
Google начала тестирование так называемой системы таргетинга рекламных объявлений. Ее суть заключается в том, чтобы демонстрировать пользователям рекламу, основанную исключительно на их онлайновых интересах. Последние будут определяться путем анализа контента, просмотренного на партнерских сайтах Google и принадлежащем компании видеообменном портале YouTube. В итоге на каждого пользователя автоматически будет составлен профиль, который может включать 30 основных и 600 детализированных категорий интересов (спорт, садоводство, автомобили, домашние животные и т. д.). Например, если вы читаете спортивные обзоры, вам предложат рекламу спортивной обуви или ролики с YouTube с советами о том, как правильно делать зарядку. В начале апреля поисковик начнет сотрудничество с некоторыми американскими и европейскими рекламодателями, предлагая им по премиальной цене демонстрировать целевую рекламу. Отладить систему планируется до конца года.


Правда, есть одно «но» – вопросы приватности. Google заверяет: новая система будет прозрачной. К примеру, сайты с конфиденциальной информацией (связанные с политикой, религией, здравоохранением или содержащие порнографию и финансовые транзакции) мониториться не будут. У пользователей будет возможность просматривать и изменять те или иные категории интересов или же полностью отключить таргетинг. Однако правозащитникам все же удастся вынести этот вопрос на повестку дня, аргументируя его тем, что пользователи смогут лишь отключать таргетинг, тогда как составление профиля начнется без их согласия.

Exit mobile version