Говорят, что распродажа коллекции Ив Сен-Лорана знаменует окончание эпохи великих кутюрье.
Аукцион, проведенный в конце февраля совместно Christie’s и Pierre Berge & Associes, набрал более десятка рекордов по продаже полотен как отдельных художников, так и целых направлений в искусстве, в том числе и декоративном.
Самый дорогой лот аукциона – полотно Анри Матисса «Первоцветы», 1911 г. – продан за $46,4 млн., цену, вдвое превышающую эстимейт. Крупные аукционные дома продают Матисса много и охотно, однако до таких сумм даже самые страстные поклонники этого художника еще не доходили. Надо сказать, что европейцы Матисса не особенно жалуют, а вот американцы любят, и готовы выкладывать за его картины астрономические суммы. Предыдущий рекорд был поставлен в Нью-Йорке в ноябре 2007 г., когда на Christie’s было продано полотно этого художника «Одалиска. Голубая гармония» за $33,6 млн. Искусствовед Зоя Звиняцковская так комментирует американскую увлеченность Матиссом: «Жизнерадостная палитра этого художника – секрет успеха его картин на американском рынке. Он занимался поиском элементарных модулей для выстраивания своих полотен, но в отличие от других модернистов искал чистый цвет. Искусство Матисса сложно, но его картины, на первый взгляд, очень простые и яркие. Это полностью устраивает американских коллекционеров, которые хотят, чтобы их окружали только оптимистичные вещи». За «Les coucous, tapis bleu et rose» активно торговались именно американцы, которые в конце концов и купили картину, но здесь дело не только в их пристрастиях. Это действительно редкое полотно раннего периода творчества художника, причем, так сказать, единственный экземпляр, в отличие от более поздних «Одалисок», которых была написана целая серия. Ив Сен-Лоран и правда был потрясающим коллекционером.
Еще одна причина такого небывалого размаха аукциона – магия личности самого Лорана. Многие лоты были проданы по завышенной цене просто потому, что ими пользовался легендарный модельер. Драма разыгралась за кресло Dragon в стиле арт-деко ирландского дизайнера Эйлин Грей. Первоначальная цена за него составляла $3-4 млн., однако в процессе торгов она поднялась до $28,3 млн.! Эту сумму заплатила парижский арт-диллер Ческа Валуа, которая торговалась за некоего «экстраординарного коллекционера». Скажем прямо, таких высоких цен на мебель XX в. еще не было. Даже за самые редкие предметы эпохи арт-деко коллекционеры готовы выложить максимум $5 млн., и то это ювелирные украшения, а за мебель, в том числе Эйлин Грей, – не более $0,5 млн. Здесь «гарантом качества» является то, что это кресло некогда купил Лоран, и оно стояло в прихожей их с Берже дома на улице Вавилон, что послужило весомым аргументом для коллекционеров.
У всего этого восторженного шума вокруг рекордных продаж есть обратная сторона. Конечно, печально, что коллекция такого большого масштаба распыляется, но в этом есть кое-что более важное. После смерти Ив Сен-Лорана, Джанфранко Ферре и ухода из модной индустрии Валентино Гаравани общественность как-то разом заговорила об уходе целой эпохи – эпохи великих кутюрье. А с ними вместе ушли и их ценности, стиль и образ жизни. И февральский аукцион поставил в этом процессе жирную точку.