Site icon Companion UA

На сцене Киевского государственного театра оперетты 31 января мадридский театр фламенко «Испанская сюита» представляет балет «Плющ, обвивающий сердце».

ТЕАТР

На сцене Киевского государственного театра оперетты 31 января мадридский театр фламенко «Испанская сюита» представляет балет «Плющ, обвивающий сердце».

Это история любви, которая поется под гитарный аккомпанемент и в соответствии с ритмом музыки «иллюстрируется» танцем на сцене. Музыка, пение и танец образуют то, что испанцы называют «стон, рвущийся из сердца», крик души. Сами танцоры говорят: «Плющ…» будет криком нашей труппы… Все вместе мы будем кричать ради тех, у кого нет голоса… Ради тех, кто кричит во мраке тишины… Целый поток чувств и эмоций, спрятанный глубоко внутри, вырвется наружу…» Танец спектакля – это известное испанское фламенко, родившееся в Андалузии и насчитывающее многовековую историю.

Театр «Испанская сюита» был организован в 1985 году профессиональными танцовщиками, братьями и сестрой Розарио, Рикардо и Хосе Ромеро, чья мать, Каро Ромеро, была одной из самых известных учительниц танца в Испании. И вполне естественно, что она учила танцу и своих детей. Позже все трое прошли школу самого, пожалуй, известного испанского хореографа, актера и танцора Антонио Гадеса, под руководством которого они работали в фильме El Amor Brujo. Хотя театр «Испанская сюита» достаточно молод, он уже добился немалых успехов, свидетельство чему – активные гастроли. Наибольшим его достижением считается постановка спектакля «Фантазия фламенко» на площадке «Кармен Холла» в Мадриде, которая позже была с успехом показана в Японии и США.

ТЕАТР

Показ премьерного спектакля «Скандал с публикой» по пьесе австрийского драматурга Петера Хандке состоится 31 января на сцене Театра «Колесо» (режиссер-постановщик – заслуженная артистка Украины Ирина Клищевская).

Собственно говоря, австрийский драматург-экспериментатор написал декларацию, а не пьесу, и поэтому актерам было очень трудно превратить ее в произведение искусства. А поскольку пьеса Петера Хандке – довольно сбивчивый рассказ о преодолении традиционности театра и о том, каким театр не должен быть, то театрального в новой постановке «Колеса» осталось мало.

С самого начала спектакля зрителям заявляют о том, что обычного театрального спектакля они не увидят, да и необычного тоже. Публику всячески провоцируют на диалог, обращаются к ней с вопросами и оскорблениями, шокируют, удивляют и раздражают. Словом, спектакль вполне соответствует своему названию.

«Возможно, вы будете удивлены, возможно, шокированы, возможно, разгневаны, а может быть, вам и понравится. Мы вместе будем наблюдать за Театром, а актеры – за зрителями», – говорят актеры зрителю.

Интересно, что на первой премьере такое обращение не осталось без ответа и действительно произошел скандал. Одна разгневанная зрительница не сдерживаясь вступила в диалог с актерами. В результате сцена и зрительный зал поменялись местами. Актерам – Валентине Бойко, Наталии Надирадзе, Сергею Ладесову и Александру Фуртасу – удалось вызвать публику на диалог. Зрители заговорили с актерами: одни – доброжелательно, другие – удивленно, третьи – раздраженно. Словом, постановка достигла своей цели. Скандал с публикой стал реальностью, и не только сценической.

Кстати, по мнению Петера Хандке, его пьеса представляет собой сценический эксперимент над зрителями. И если зритель не боится оказаться в роли подопытного кролика, то этот спектакль действительно пощекочет нервы.

«Скандал с публикой» был поставлен в Киеве при поддержке Австрийского культурного форума. Австрийцы считают Хандке «писателем номер один» и, вероятно, хотят убедить в этом украинцев.

КОНЦЕРТЫ

Камерный вечер, презентующий целый ряд сочинений забытых мастеров прошлых эпох и неизвестные произведения композиторов-классиков, состоится 31 января в Национальном доме органной и камерной музыки Украины.

Его программу подготовили музыканты струнного квартета им. Н. Лысенко (художественный руководитель коллектива – народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии Анатолий Баженов), заслуженный артист Украины Виктор Тимец (кларнет) и Екатерина Лебедева (фортепиано).

Особенно показательно первое отделение концерта, ибо в очередной раз благодаря неустанным поискам и энциклопедической эрудиции Анатолия Баженова киевские любители классики смогут для себя «открыть» великих (но, увы, забытых) мастеров прошлого, а также познакомиться с не исполнявшимися прежде в Украине произведениями композиторов-классиков.

Концерт открывает Дуэт для скрипки и альта чешского композитора XVIII века К. Стамица. Представитель знаменитой в эпоху классицизма мангеймской музыкальной школы, оказавшей существенное влияние на формирование стиля Й. Гайдна и В.-А. Моцарта, К. Стамиц с течением времени был забыт, а его имя на сегодняшний день в Украине вряд ли известно даже узкому кругу профессионалов. Между тем наследие композитора огромно: восемьдесят симфоний, несколько опер, разнообразнейшие камерно-инструментальные жанры, среди которых особенно широко представлены сочинения для струнных инструментов. Кстати, скупые строки специальных энциклопедических изданий указывают, что К. Стамиц в XVIII веке был одним из самых знаменитых альтистов и гастролировал по всей Европе, включая Россию.

Еще один забытый композитор – австриец И. Плейель. На сегодня его фамилия ассоциируется, прежде всего, со знаменитой фирмой, производящей музыкальные инструменты. И. Плейель действительно стоял у истоков ее создания, но он был также весьма одаренным композитором, одним из учеников Й. Гайдна. В концерте будет исполнено одно из его ансамблевых сочинений – Дуэт для скрипки и альта. В заключение первого отделения впервые в Украине прозвучит Терцет для двух скрипок и альта (следует отметить весьма необычное сочетание инструментов в этом произведении) классика чешской музыкальной культуры А. Дворжака.

Программа второго отделения концерта презентует французскую камерную музыку, отличающуюся особым изяществом и шармом. Хронологически она охватывает музыкальный материал от эпохи барокко (Соната Ж. М. Леклера для скрипки и чембало) до классики ХХ века (Соната Ф. Пуленка для кларнета и фортепиано и знаменитая «Цыганка» М. Равеля).

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 30 января выступает Национальный симфонический оркестр Украины под управлением известного дирижера Даниэля Швайцера. В концерте также принимает участие органист Ульрих Мелдау.

Программа, предложенная этими музыкантами вниманию киевлян, достаточно необычна: в первом отделении прозвучит редко исполняемый в Украине Концерт для органа Э. Босси и сочинение современного швейцарского композитора А. Швайцера «Оркестр-штюк».

Второе отделение будет посвящено творчеству одного из крупнейших мастеров европейского музыкального искусства XIX-XX столетий Р. Штрауса. Оно включает как одно из наиболее популярных сочинений маститого композитора – симфоническую поэму «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», так и неизвестный в Украине опус «Смерть и просветление».

Р. Штраус создал более двадцати крупных оркестровых сочинений, но «любимым» его жанром, который стал в определенной степени внутренней доминантой всего творчества, безусловно, была симфоническая поэма. Композитора привлекала свобода изложения музыкального материала, гибкость в чередовании эпизодов, «мобильное» переключение из одной образной сферы в другую. И в этом плане особенно показательны «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», в основу которых Р. Штраус положил одну из интереснейших европейских легенд. Образ Тиля – смелого, ловкого, остроумного веселого крестьянского парня – увлек воображение Р. Штрауса. В итоге было создано чрезвычайно красочное сочинение, написанное с необыкновенным юмором и фантазией, ставшее своеобразным «приключенческим музыкальным романом».

Оно начинается небольшой балладно-повествовательной мелодией, внезапно прерывающейся лукавой музыкальной темой Тиля. Эта тема постепенно захватывает все больший диапазон и… начинается цепь удивительных приключений главного героя, чрезвычайно ярко воплощенная композитором в партитуре: верхом на лошади Тиль въезжает на базар, поддразнивает толпу, и торговки начинают швырять в него горшками; увидев пастора, он надевает монашескую рясу и имитирует проповедь, но внезапно прервав ее, разражается гомерическим смехом… Исполненная богатейшей оркестровой фантазии, музыка почти зримо воссоздает все приключения главного героя.

Глубоким контрастом по отношению к этому сочинению является второе заявленное в программе произведение Р. Штрауса – симфоническая поэма «Смерть и просветление». Созданная под впечатлением философских сочинений А. Шопенгауэра (и наверное, именно поэтому несколько десятилетий не исполнявшаяся в нашей стране), она посвящена вечной проблеме жизни и смерти. По словам доктора искусствоведения Л. Неболюбовой, этот опус – «одно из самых мистических произведений Р. Штрауса».

КОНЦЕРТЫ

В Национальной филармонии Украины 5 февраля состоится вечер симфонической музыки, приуроченный к 10-летию установления дипломатических отношений между Украиной и Швейцарией.

Его проводит швейцарский культурный фонд «Про Гельвеция» при участии Национального симфонического оркестра Украины. Программа концерта составлена таким образом, чтобы в едином контексте были представлены достижения украинской и мировой музыкальной культуры.

В первом отделении прозвучит одно из последних сочинений нашего соотечественника и современника, выдающегося украинского композитора Е. Станковича – Концерт для альта с оркестром (солист – Дмитрий Гаврилец). Музыка этого глубокого, своеобразного мастера не только вошла в «золотой» фонд национального искусства, она звучит практически по всему миру, в определенном смысле отождествляясь с образом современной Украины.

Во втором отделении будет исполнена Третья («Литургическая») симфония А. Онеггера. Один из крупнейших художников-гуманистов ХХ века, чей жизненный путь прошел сквозь две мировые войны, в своих произведениях с потрясающей силой выразил боль и тревогу о судьбах и будущем человечества. В этом плане мироощущение и творчество А. Онеггера созвучно гуманистическому пафосу таких выдающихся художников-мыслителей, как Д. Шостакович, Э.-М. Ремарк, Э. Хемингуэй. Композитор, ставший гордостью и славой французской культуры ХХ века, тем не менее достаточно тесно был связан со Швейцарией. Именно эта страна была его «исторической родиной», в Цюрихской консерватории он учился в годы юности, а из Парижа в Швейцарию переехал во время второй мировой войны. Именно здесь было задумано и впервые прозвучало одно из его лучших сочинений – Третья («Литургическая») симфония. Трагедии, скорби, утраты, печали минувшей войны и страстная надежда на победу «человека в человеке» стали основой образного строя монументального произведения, исполненного высокого этического пафоса. «Я хотел в этом сочинении, – написал сам автор, – выразить протест современного человека против нашествия варварства, глупости, страданий… Я нарисовал борьбу, которая происходит в его сердце между слепыми давящими силами и стремлением к счастью, миру, божественному покою. Моя симфония – это драма, которая разыгрывается… между тремя персонажами, реальными или символическими: горем, счастьем и человеком.»

Программой вечера будет дирижировать заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Шевченковской премии Владимир Сиренко.

ВЫСТАВКИ

Галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет выставку «Крымчане в Киеве-2002».

Экспонируется более тридцати живописных полотен и графических листов крымских художников (каждый мастер представлен одной работой). И если по стилистике выставка в целом тяготеет к традициям реалистического искусства (хотя присутствуют также работы, отмеченные определенным влиянием импрессионизма и даже абстрактивизма), то в жанровом плане экспозиция выглядит весьма разнообразно: здесь пейзажи, множество разнохарактерных натюрмортов, «настроенческие» этюды.

Внутренняя доминанта одного из разделов экспозиции – «Супрематический натюрморт» Юрия Золотухина, подкупающий и непременно обращающий на себя внимание яркой, праздничной, жизнерадостной цветовой гаммой. Кажется, художнику удалось поймать и в едином эмоциональном порыве запечатлеть удивительный миг, когда реальный и ирреальный миры максимально сближаются и становятся практически неотделимы друг от друга. И все же главное в этой работе – ощущение радости, буквально насквозь пронизывающее ее.

Совершенно в ином ключе выполнен «Натюрморт с айвой» его жены, Наталии Золотухиной. Удивительно лиричный, утонченный по колориту, обладающий какой-то особой внутренней музыкальностью, он легко и непринужденно напоминает зрителю о неповторимости и прелести каждого мига земного бытия.

Яркими, интересными полотнами представлена группа севастопольских живописцев. Привлекают внимание настроенческие «Осенний букет» Анжелы Моисеенко и «Яблочный спас» Николая Чеботару, крупноформатные пейзажи «Храм Рождества Христова» Александра Шадрина и «Осень» Владимира Кучеренко.

Выставка «Крымчане в Киеве-2002» продлится до 3 февраля. Адрес галереи «Одекс Плюс»: ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж.

ВЫСТАВКИ

В Государственном музее Тараса Шевченко экспонируется выставка уникальных произведений художника Ярослава Гладкого.

Еще Тарас Шевченко, первый академик украинской гравюры, мечтал о распространении мировых шедевров искусства путем их репродуцирования (скажем, в офортной технике) и создания многочисленных оттисков с оригиналов. И именно такую цель поставил себе доселе неизвестный художник из Червонограда (Львовская обл.), своеобразно копируя живопись Рубенса и Рафаэля, графику Доре, Ф. Константинова и А. Базилевича (на выставке представлено 17 работ). А со временем, помимо «репродукций», у Ярослава Гладкого появились и совершенно самостоятельные произведения.

Техника исполнения этих работ действительно необычна. Художник покрывает тушью доску, карандашом наносит рисунок, а потом «вырезает» его на поверхности специально подготовленного дерева. Оригинальна, и для многих (даже специалистов) малообъяснима, его филигранная техника плоской резьбы. Наверное, трудно себе представить, что на создание одного произведения художник часто тратит до семи лет. Но всем работам свойственны сила и выразительность образа, потрясающая точность исполнения и ясность мысли художника-гуманиста.

Поражает в гравюре на дереве и то, что оттиски с них сделать невозможно, так как они представляют собой не негативное, а позитивное изображение, т. е. выполнены в единственном экземпляре. Это – редчайшее явление в искусстве. Столь же удивительно мастерство автора: не имея художественного образования (по профессии он инженер-геодезист, причем, профессионал высшего класса, которого постоянно приглашают работать за рубежом), Ярослав Гладкий инструментами (штихелями) собственной конструкции работает виртуозно.

Очень впечатляют и размеры работ гравера: «Иоанн Богослов» (1999 год исполнения) – 162х144 см, «Осанна» (2001 г.) – 166х146 см, «Тарас Шевченко» (2001 г.) – 163х89 см. Это действительно монументальные, величественные вещи. И значительны они не в меньшей мере и глубиной содержания, высокой духовностью, благородством и чистотой художественной идеи.

В Государственном музее Тараса Шевченко (бульвар Т. Шевченко, 12) выставка продлится до 31 января, затем она будет представлена в Доме ученых НАНУ (ул. Владимирская, 45 а) до 15 февраля, а после этого – в Академии МВД (Соломенская площадь, 1) до 19 февраля.

КИНО

20 января состоялась церемония награждения второй по значимости в Америке кинопремии – Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус».

Правда, традиционно некоторые награды были вручены раньше. В частности, еще в декабре был объявлен лауреат почетной премии Сесиля ДеМиля «За вклад в кинематограф и жизненные достижения» – Харрисон Форд, самый удачливый голливудский актер, сыгравший в пяти самых кассовых фильмах в истории кино.

На состоявшейся в январе церемонии впервые в истории премии Голливудской ассоциации была избрана Мисс «Золотой глобус». Ею стала 29-летняя Хелли Джиральдо, дочь известного продюсера и композитора Нейла Джиральдо и рок-певицы Пет Бенетер. Хелли, вместе с Томом Хенксом, Бенджамином Братом, Рене Зельвегер, Мики Майерсом и др., как раз и вела церемонию вручения «Золотых глобусов», проходившую в одном из самых богатых отелей США.

На соискание премии по 6 номинациям проходили «Игры разума» Рона Ховарда (присутствует на видеорынке Украины) и «Мулен Руж» База Лурмана (также представлен), а «Госфорд парк» Роберта Олтмена (на рынке отсутствует) был представлен в четырех номинациях. Собственно, именно эти фильмы и разделили между собой большую часть призов. «Игры разума» в этом конкурсе были названы лучшей драмой года; исполнителя главной роли в ней, Рассела Кроу, признали лучшим драматическим актером; за второплановую женскую роль получила приз Дженнифер Коннели, а Акива Голдсман удостоился «Золотого глобуса» за сценарий. Примечательно, что Кроу становится лауреатом Голливудской ассоциации уже второй год подряд, что увеличивает его шансы на получение «Оскара» («Глобус» является своеобразной подготовкой перед «Оскаром», и, как правило, тот, кто получает приз Ассоциации, получает и приз Американской киноакадемии. Так было и в прошлом году: после победы в «Золотом Глобусе» Кроу получил и «Оскар» тоже).

«Мулен Руж» – музыкальная комедия-драма о любви и самом известном злачном заведении Парижа XIX века – получила приз в категории комедий-музыкальных фильмов; Николь Кидман, сыгравшая главную роль, – приз за лучшее исполнение женской роли, а Крейг Армстронг – за оригинальную музыкальную дорожку. Премия Кидман удивила критиков: откровенно слабая и неубедительная, ее роль вообще на рассматривалась как призовая в отличие от ее же роли в драме Алехандро Аменабара «Другие», тоже номинированной на соискание премии. «Госфорд парк» ограничился лишь одним призом – за режиссуру, Роберту Олтмену, американскому классику и апологету кинодраматургии в США.

Лучшей драматической актрисой признана Сисси Спейсек за роль в малобюджетной драме Тода Филда «В спальне» (нет на рынке Украины). Впрочем, это не стало сенсацией. Спейсек, ранее игравшая в фильмах таких мэтров, как Брайан Де Пальма и Роберт Олтмен, – одна из лучших американских актрис драматического жанра. А вот в категории «иностранный фильм» неожиданно лучшей стала не французская сказка-комедия «Амели» Жан-Пьера Жене, как все предсказывали, а боснийская драма «Ничейная земля» Даниса Тановича (представлен на видеорынке). Этот фильм, по-разному оцененный в Европе (от «сильный фильм на тему» до «посредственное повторение уже ранее сказанного»), в США многих заставил задуматься над проблемой войны в Югославии.

«Золотой глобус» также получили Джин Хекмен – за лучшую драматическую роль в фильме «Королевские Тиненбаумы» (представлен на видеорынке); Джим Бредбент – лучший второплановый актер (фильм «Ирис», не представлен на видеорынке).

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

В Киеве состоялся турнир по мини-футболу, организованный «Украинским профессиональным банком».

Это уже второй футбольный турнир, который основало ОАО «УПБ» за последние два года: в 2001 г. был проведен турнир по мини-футболу на кубок «Украинского профессионального банка», а в нынешнем – в честь 10-летия «УПБ» (проходил 19-20 января).

Корпоративные состязания все более привлекают потенциальных участников, доказательством чему является увеличение числа команд. Если в прошлогоднем турнире принимали участие 4 команды («Украинский профессиональный банк», ООО «Море», журнал «Компаньон» и АБ «Национальные инвестиции»), то в этом – шесть (добавились команды «Кредитпромбанка» и РА «Четыре плюс»). Интересно, что турнир проводился по профессиональным правилам мини-футбола и каждую игру судили профессиональные судьи.

После четырех туров первое место заняла команда ИД «Максимум». Ей и был вручен кубок турнира. На втором месте – игроки «Кредитпромбанка», а в матче за 3-е место победила команда РА «Четыре плюс».

Популярность турнира по мини-футболу на кубок «Украинского профессионального банка», по мнению организаторов, будет расти, а количество его участников в следующем состязании возрастет до 15-16 команд.

Exit mobile version