Обещанный на март второй (после ноябрьского) пик увольнений, похоже, откладывается. Правда, некоторые эксперты, например, директор Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины Элла Либанова предрекает его на апрель-май. Но вот рекрутеры настроены более оптимистично. Так, менеджер по маркетингу и PR сайта HeadHunter:Ukraine Ольга Тищенко отмечает, что по итогам февраля количество вакансий по сравнению с январем 2009 года выросло на 21%, и называет увеличение количества предложений устойчивой тенденцией. Естественно, до масштабов середины прошлого года оно вряд ли дорастет, но и о полном отсутствии работодателя на рынке говорить не приходится. Однако стоит ли ожидать позитивного влияния роста количества предложения на уровень зарплат, которые, как известно, упали во всех сферах по сравнению с прошлым годом не менее, чем на 25-30%? «Ком&ньоН.оnline» решил выяснить, во сколько себя сегодня стоит оценивать представителям ряда профессий, а также за счет чего можно улучшить свои заработки в кризисный период.
Х(г)олодный подсчет
Итак, для начала немного сухой статистики. Согласно недавнему исследованию сайта Job.Ukr.Net, динамика падения зарплаты и средняя стоимость специалиста сегодня таковы:
Специальность | Падение уровня з/п по сравнению с прошлым годом | Средний уровень з/п на сегодняшний день |
Топ-менеджеры (все сферы) | 40-60% | ~ 10-15 тыс. грн |
Охранники, сотрудники службы безопасности | 39% | ~ 1500 грн |
Риэлторы | 35% | ~ 2000 грн |
Строители (рабочие специальности) | 34% | ~ 2200 грн |
Архитекторы | 32% | ~ 5500 грн |
HR-специалисты | 31% | ~ 2000 грн |
Ведущие, арт-менеджеры | 30% | ~ 2700 грн |
Рабочие промышленных специальностей | 29% | ~ 3000 грн |
Специалисты по рекламе | 25% | ~ 4000 грн |
Страховщики | 21% | ~ 3700 грн |
Естественно, в данной таблице нет многих специальностей, однако по оценке специалистов Job.Ukr.Net, какую бы сферу мы не взяли, падение в ней составило минимум 20%. И это еще не учитывая того, что многие компании продолжают счастливо не замечать несколько изменившегося курса доллара и продолжать выплачивать своим сотрудникам зарплату по 5,05 грн за 1 доллар. В общем, все это конечно же печально, но… даже сегодня есть вероятность зарабатывать больше, чем в прошлом году.
Магазину требуется грузчик, выполняющий обязанности дворника и замдиректора
Путь первый. Всем потерявшим работу, а также тем, у кого существенно сократилось рабочее время эйчары настоятельно советуют искать дополнительный заработок в том числе и в сферах, не относящихся напрямую к их профессиональной деятельности. Несмотря на банальность этого утверждения, рекрутеры отмечают, что более 80% соискателей на первых порах не рассматривают непрофильные для себя предложения, даже если по профессиональным компетенциям вполне могут с ними справляться. Поясняется это обычно боязнью «испортить» трудовую книжку «левой» записью. На самом же деле этого опасаться не стоит, так как работодатели и специалисты рекрутинговых агентств — тоже живые люди, наблюдающие сегодняшнюю ситуацию, и, по их же собственным словам, они куда лучше относятся к активным специалистам, не «побрезговавшим» какой-то совершенно непрофильной работой, чем к тем, кто весь кризисный период просидел сложа руки.
За недолгое кризисное время Интернет уже успел наполниться примерами таких вот находчивых экс-банкиров, пиарщиков, фондовиков и прочих особо пострадавших, и, по свидетельствам некоторых из них, непрофильный заработок может приносить порядка 200-300 грн в день. Отметим, что все описанные примеры касаются сферы услуг. Так что учитесь улыбаться!
Шпионские игры
Кстати, в плоскости изменения сферы деятельности лежит и второй способ получать больше в кризис. Он заключается уже не в дополнительном периодическом приработке — если вы знаете свою сферу «на зубок» — постарайтесь продать ваши знания компаниям из смежной сферы. Например, экс-банковские служащие сегодня вполне востребованы коллекторскими агентствами (точнее — востребованы клиентские базы этих служащих, так как банкам не так давно запретили предоставлять коллекторами базы своих клиентов, и «выбиватели долгов» сегодня крайне нуждаются в инсайдерской информации). То же самое утверждение касается и журналистов, которые стали востребованы среди PR-агентств (конечно, имеются ввиду люди снова таки с достаточно обширной базой, только теперь не заемщиков, а коллег), уволенным же пиарщикам из агентств стоит в первую очередь попытать счастья в компаниях, то есть в работе на стороне клиента. Те снова таки готовы платить за информацию, в частности касающуюся возможных проколов агентства в работе, ценообразовании и т.д., за которые в итоге все равно приходится расплачиваться клиенту.
В общем, если не можете продать себя — продавайте информацию и знания которыми владеете вы и только вы. Подумайте, кто еще год назад готов был щедро платить за «слив», и смело предлагайте себя вместо со своими базами, списками, бюджетами и пр. И не забывайте напоминать, что после кризиса купить такого уникального специалиста из другого мира как вы будет уже намного сложнее. Должно сработать.
Коротко о главном: Прогнозируемый пик увольнений в марте не наступил, что дает надежду на пусть и медленное, но верное восстановление рынка труда в Украине. Однако даже если вакансий станет больше, это совершенно не означает, что соискателям вновь вернут зарплаты 2008 года. Поэтому рекрутеры советуют искать дополнительные к основной профессии статьи дохода, причем в том числе — и в совершенно «чужих» сферах. Парадоксально, но именно там у соискателя есть шанс получить зарплату выше, чем в компании по своему профилю.