Что изменилось сейчас в работе с персоналом.
Companion Group в неформальной обстановке утреннего чаепития провела круглый стол на тему: «Управление персоналом в условиях неопределенности». В нем приняли участие около 30 HR-директоров крупных компаний.
Филипп Рыбаков, директор по персоналу JTI, рассказал о своей работе в данный период. На чем существенно экономит компания, которая пока сохранила все рабочие места? Например, на рекрутинге. Огромные бюджеты, которые выделялись на подбор персонала в период роста, теперь просто не нужны: текучесть кадров уменьшилась в три раза, а новые рабочие места не создаются. Возникающие вакансии компания успешно закрывает собственными силами, материально поощряя тех сотрудников, которые приводят нужных кандидатов. Нет необходимости тратить деньги и на специальные программы, направленные на привлечение работников. Сейчас можно существенно сэкономить и на обучении персонала, услуги провайдеров стали значительно дешевле. Можно также заказать качественные тренинговые программы по небольшой (скажем так – адекватной) цене. Но вообще отказываться от обучения, как это делается во многих компаниях, не стоит. Кризис закончится, и лидировать на рынке будет тот, кто выйдет из него с хорошо подготовленными и лояльными сотрудниками.
На чем ни в коем случае не следует экономить? «Ситуация на рынке труда существенно изменилась. Кандидаты готовы работать за небольшие деньги. Но я не думаю, что нужно этим активно пользоваться. Все-таки какая-то внутренняя логика в назначении заработных плат должна быть. Нельзя пользоваться тем, что человек уже три месяца ищет работу и готов трудиться за любые деньги. Почему он должен получать в разы меньше, чем работающие сотрудники? Это неправильно», – считает Филипп Рыбаков. Наиболее неоправданной он считает экономию на мелочах – чае, кофе, туалетной бумаге и мыле, которой сейчас грешат многие крупные работодатели. «Это копейки по сравнению с оборотом крупной компании, – утверждает он. – Но по своему влиянию на настроение людей это отнюдь не мелочи. Если у людей внезапно отнять то, что они считали данностью, это может посеять панику, демотивировать их».
Многие работодатели убеждены, что сейчас сам факт наличия у человека рабочего места должен его мотивировать. Но, как показывает практика, страх увольнения – плохой мотиватор. Демотивирует и существенное снижение вознаграждения за труд. Например, ликвидация его премиальной части. Тем не менее если человек понимает, как его бонусы связаны с финансовыми результатами работы компании, и видит изменение этих показателей, его недовольство исчезает как необоснованное. «Если человек поймет, что его не обидели, что он получил тот же процент от прибыли, что и раньше, просто прибыль уменьшилась, то он отнесется к этому с пониманием», – говорит Инна Литвинюк из концерна Галнафтогаз.
В то время как многие компании существенно снижают сотрудникам зарплату, те, кто имеет возможность, ее повышают. Дважды в текущем году пересмотрели зарплату в сторону повышения в Сити-банке. В Киевстаре, пересмотрев компенсационную политику, увеличили зарплату за счет годового бонуса.
Противником сокращения зарплат выступила и Валерия Казадарова, директор международной рекрутинговой компании Kelly Services Украина: «Лучше пересмотреть эффективность бизнес-процессов, начать зарабатывать больше, чем повышать доходность за счет своих работников». Она считает, что увольнение – последний шаг, на который может пойти компания. Нужно удерживать ценных сотрудников любыми путями, предоставляя им работу на полставки, на четверть ставки, на дому.