Site icon Companion UA

Потерять все

Олега Дерипаску, которого еще вчера называли богатейшим человеком России, сегодня считают наиболее пострадавшим от кризиса миллиардером. За год его состояние сократилось с $28 до 3,5 млрд., а сам он в мировом рейтинге наиболее состоятельных людей планеты, по версии журнал Forbes, опустился с 9 на 164 место. Причина проста. В преддверии кризиса он владел мощным финансово-промышленным конгломератом Базэл, объединявшим широкий спектр активов: от страховых до машиностроительных и горнорудных. Причем бизнес г-н Дерипаска развивал, как и все, за счет кредитов. Однако в условиях кризисного падения цен на сырье и ступора мировой торговли выплачивать их оказалось не под силу. В итоге сумма задолженности Базэла перед иностранными и российскими кредиторами, по некоторым оценкам, достигла $25-30 млрд. Основные должники – крупнейший в мире производитель алюминия РУСАЛ ($16,3 млрд.) и машиностроительная группа ГАЗ ($1,5 млрд.).


Для спасения бизнеса предприниматель попытался действовать в трех направлениях: продать часть активов, реструктуризировать долг и выбить помощь у государства. В частности, Владимиру Потанину он продал 50% акций их компании КМ Инвест, своей РУСАЛ – 25% акций Норникеля. Эти сделки принесли около $9 млрд. В 2008 г. Олег Дерипаска лишился 25% акций канадской Magna, 9,99% акций австрийской Hochtief; расстался с банком Союз и долей в Ингосстрахе. Также он вынужден выходить из непрофильных сегментов бизнеса – книжного и девелоперского.


Когда стало ясно, что расплатиться с долгами самостоятельно г-н Дерипаска все равно не сможет, он запросил помощь у правительства. Последнее не отказало и выдало госкредит в размере $4,5 млрд., взяв под залог несколько ключевых заводов. Этот жест доброй воли, который стал возможен благодаря личной протекции Дмитрия Медведева, был оценен зарубежными кредиторами: они согласились на реструктуризацию некоторых долгов. Российский президент также посоветовал Михаилу Фридману, председателю наблюдательного совета Альфа-групп, смягчить требования по возврату задолженности в $1 млрд. Совет был услышан.

Exit mobile version