Site icon Companion UA

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 20 января состоится традиционный «Рождественский вечер с камерным хором «Киев».

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 20 января состоится традиционный «Рождественский вечер с камерным хором «Киев».

Руководитель коллектива, заслуженный деятель искусств Украины, Николай Гобдыч уже несколько сезонов подряд после завершения Рождественских праздников проводит вечера в лучшем концертном зале Украины. И вполне можно сказать, что эти вечера успели завоевать реноме подлинного украшения музыкальной жизни столицы. Этому, во-первых, способствовала бесспорная, совершенно неподражаемая яркая одаренность Николая Гобдыча. Во-вторых, его удивительная работоспособность, умение доводить до эталонного уровня любую художественную идею, каждую задуманную программу.

Тематическая направленность «Рождественских вечеров» остается неизменной: каждый год камерный хор «Киев» презентует отечественный народно-песенный материал и, прежде всего, колядки и щедривки. Впрочем, Николай Гобдыч с присущей ему неистощимой фантазией всякий раз находит совершенно иной ракурс и по-новому расставляет акценты в каждой следующей программе.

На ближайшем «Рождественском вечере с камерным хором «Киев» в исполнении блистательного коллектива будут звучать как традиционные колядки и щедривки разных регионов Украины в обработках композиторов-классиков (Н. Нижанкивского, К. Стеценко, Н. Леонтовича), так и весьма любопытные варианты преломления этого древнейшего фольклорного материала в творчестве современных украинских композиторов (Л. Дычко, В. Степурко), а также очень яркое музыкально-сценическое действо харьковского композитора Ю. Алжнева «Корочун-Коляда».

КОНЦЕРТЫ

15 января в Национальном доме органной и камерной музыки Украины состоится вечер «Памяти А. Н. Котляревского», посвященный годовщине со дня рождения уникального музыканта и человека, благодаря щедрому таланту, удивительной энергии и целеустремленности которого более двух десятилетий тому назад была создана эта уникальная концертная организация.

Человек потрясающих знаний, культуры и эрудиции, воспитанник Ленинградской консерватории, имевший честь быть личным другом корифеев (теперь со всей уверенностью можно сказать – классиков) русской музыкальной культуры ХХ века Д. Шостаковича и И. Соллертинского, Арсений Котляревский до приезда в Киев работал проректором и профессором Львовской и Донецкой консерваторий. Его переезд в 1968 году в столицу Украины ознаменовался энергичной деятельностью по созданию класса органа в Национальной музыкальной академии Украины, что в конечном счете вылилось в рождение отечественной органной школы.

До этого момента в Киеве был единственный двухмануальный орган в Национальной опере Украины, установленный в 1929 году. Инструмент очень скромных возможностей использовался лишь в некоторых оперных спектаклях.

А. Котляревскому удалось добиться того, что в Малом зале Национальной музыкальной академии Украины в минимальные сроки был установлен немецкий двухмануальный орган «Зауэр», а буквально через два года в Большом зале был открыт большой трехмануальный концертный орган, построенный этой же фирмой. В те же годы в Национальной музыкальной академии Украины открылся класс органа, куда устремилась талантливая молодежь, обучавшаяся в те годы в академии, и ее недавние выпускники. Среди первых выпускников А. Н. Котляревского – заслуженные артисты Украины Владимир Кошуба и Ирина Калиновская, заслуженный деятель искусств Украины Галина Булыбенко, дипломант международного конкурса Ольга Дмитренко. Именно они стали первыми солистами-органистами созданного благодаря усилиям А. Котляревского на рубеже 1970-1980-х Дома органной и камерной музыки. И именно Котляревский стал первым директором и художественным руководителем столичного органного зала и заложил основы деятельности этой концертной организации.

На вечере, посвященном памяти учителя, будут выступать его первые выпускники: Владимир Кошуба, Ирина Калиновская, Галина Булыбенко и Ольга Дмитренко.

КОНЦЕРТЫ

С новой концертной программой в Национальном доме органной и камерной музыки Украины 22 января выступят лауреат международных конкурсов Наталия Гребенюк (сопрано) и заслуженная артистка Украины Ирина Калиновская (орган).

Профессор Харьковского института искусств и солистка органного зала Наталия Гребенюк и в этот раз не изменяет своему творческому кредо: артист должен не развлекать публику, а просвещать. Об этом свидетельствуют все новые концертные программы певицы, в которых никогда нет места банальным (как говорят музыканты, «запетым») произведениям, зато всегда есть масса открытий из малоизвестных страниц музыкальной культуры. Составленные с отменным вкусом и чувством стиля, они, как правило, хронологически охватывают несколько столетий европейского искусства.

В программе ближайшего выступления Наталии Гребенюк – музыка эпохи Возрождения («Аве Мария» К. Монтеверди и ария Дидоны из оперы Г. Перселла «Дидона и Эней»), рококо (ария Венеры из оперы Ж. Б. Люлли «Тезей»), обширный пласт барокковой литературы, представленный сочинениями А. Вивальди, И.-С. Баха и Г.-Ф. Генделя, венский классицизм (малоизвестные произведения Й. Гайдна), ария Марии де Ручан из одноименной ныне забытой оперы итальянского композитора первой половины XIX века Г. Доницетти и вокальный цикл современного московского композитора В. Кикты «Из украинской архаики».

Достойным продолжением концерта станет и выступление заслуженной артистки Украины Ирины Калиновской. Одна из опытнейших отечественных органисток, чьи программы неизменно отличаются хорошим вкусом и глубиной, в этом концерте исполнит Фантазию соль мажор и Хоральную прелюдию «Из глубины взываю» И.-С. Баха, органный Концерт ре мажор Д. Бортнянского и знаменитое «Адажио» Т. Альбинони.

КОНЦЕРТЫ

В Национальной филармонии Украины 17 января в концерте цикла «Волшебная гитара» с сольной программой выступает лауреат международных конкурсов Владимир Доценко.

«Владимир Доценко – яркая звезда на музыкальном небосклоне Украины», – написала германская газета «Люнебургские новости» после одного из выступлений артиста в этой стране. А вот как оценил творческий потенциал музыканта его педагог, один из крупнейших специалистов по гитаре профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных А. Фраучи: «Владимир Доценко – один из самых талантливых, наиболее одаренных моих учеников». Лауреат международных конкурсов в Польше, Швейцарии, России и множества международных фестивалей гитарного искусства, Владимир Доценко не однажды покорял своим мастерством сердца тысяч поклонников во всем мире. Артисту приходилось выступать в таких крупных концертных залах, как Колонный зал Дома Союзов и Рахманиновский в Москве, Санкт-Петербургская Капелла, и всюду его яркие глубокие интерпретации классической музыки вызывали горячие симпатии слушателей и глубокое уважение коллег.

Перед киевской публикой Владимир Доценко также будет исполнять классику гитарного репертуара: произведения М. де Фальи, И. Альбениса и Э. Гранадоса.

ВЫСТАВКИ

Филиал Музея истории города Киева- Музей культурного наследия- и агентство «ПРактик» презентовали постоянную музейную экспозицию современного искусства, на которой будут представляться произведения выдающихся художников из украинской эмиграции.

Основателями экспозиции стали директор Центра современного искусства при НАУКМА, куратор Ежи (Юрий) Онух (Канада) и художник Александр Ройтбурд (США).

Для первой в Украине постоянной экспозиции современного искусства Ежи Онух подарил фрагмент живописной инсталляции известного польского художника Леона Тарасевича, которая была создана в рамках кураторского проекта Онуха в Киеве в 2000 г. Проект, представленный в Киеве, оказался мировой премьерой, так как Леон Тарасевич выставил эту инсталляцию на 49-м Венецианском Бьеннале и вошел в число победителей конкурса. Шедевр польского художника представляет собой, как говорит Ежи Онух, «раскрашенный интенсивным пигментом акрилового штукатура пол». По словам куратора, живопись на полу – не только дань постмодернизму, это также своеобразный диалог с древнерусской уникальной традицией, а именно – техникой мозаики.

Агентство «ПРактик» подарило Музею истории г. Киева картину Александра Ройтбурда из серии «Всевкидневният живот в Помпей», созданную в 1996-1998 гг. Эта серия признана классическим произведением постмодерного искусства. Цикл объединил авторские творческие и концептуальные рефлексии по поводу уникальных старинных фресок Помпей. Представленное на экспозиции полотно выполнено в яркой, агрессивной цветовой гамме. Оно поражает синтезом несовместимого – отношением автора к античному культу обнаженного женского тела и формальным экспериментом современного искусства. Картина отлично оформлена для экспонирования – паспарту, итальянский багет, стекло-антиблик.

Адрес Музея культурного наследия: ул. Московская, 40, б.

ВЫСТАВКИ

Художественная галерея «Одекс Плюс» совместно с Всеукраинским фондом воссоздания выдающихся памятников историко-архитектурного наследия им. Олеся Гончара представляет персональную выставку живописи Михаила Гнатюка «Лучи духовности».

Художник, чьи детские годы и значительная часть жизненного пути прошли в одном из живописнейших уголков Украины – городе Коломыя на Ивано-Франковщине, как творческая личность сформировался в окружении Санкт-Петербургской интеллигенции. Во всяком случае сам Михаил Гнатюк считает, что для него определяющими стали годы, проведенные в творческой мастерской известного российского художника профессора А. В. Суворова – великолепного профессионала, рафинированного интеллигента, интеллектуала, чья студия в глухие годы застоя неизменно оставалась средоточием живой творческой мысли, свободы и нонконформизма. Именно общение с А. В. Суворовым, по словам М. Гнатюка, окончательно сформировало в нем умение вопреки обстоятельствам хранить внутреннюю свободу, определило духовную высоту творческих поисков.

Полотна Михаила Гнатюка – крупноформатные, достаточно сложные многофигурные композиции, озаренные внутренним светом, воспринимаются как восхождение к вершинам человеческого духа. Знакомясь с ними, ощущаешь соприкосновение с вечными категориями – истиной, добром и красотой.

Выставка в галерее «Одекс Плюс» продлится до 19 января. Ее адрес: ул. И. Мазепы (Январского восстания), 21, корпус 20, второй этаж.

ТЕАТР

Спектаклем «Увертюра «До побачення» Национальный академический драматический театр им. И. Франко 19 и 20 января открывает сезон камерных спектаклей.

Спектаклем «Увертюра «До побачення», поставленным по рассказу Ивана Франко «Крыло сойки», театр им. И. Франко презентует открытие малой сцены, о которой говорится уже многие годы. Теперь каждые субботу и воскресенье в 16.00 на втором этаже театра будет разворачиваться мобильная сцена на 70 человек, где будут играть исключительно камерные спектакли.

Для театра им. И. Франко «Увертюра…» является премьерой, хотя изначально она была поставлена в 1999 году на сцене Театральной мастерской «Сузiр’я» как антрепризный спектакль. В нем сыграли актер театра им. И. Франко Остап Ступка и актриса Молодого театра Наталия Корпан. Позже постановка была показана на сцене Молодого театра. Сейчас «Увертюра…» включена в репертуар театра им. И. Франко. (Кстати, штатным «франковцем» теперь является не только Остап Ступка, но и Наталия Корпан.)

Этот спектакль – мастерское творение режиссера-постановщика Андрея Приходько. Более того, постановка считается одной из самых сильных, созданных в Киеве за последние несколько лет. В 1999 г. спектакль стал хитом театральной жизни Киева, был удостоен «Пекторали», а также горячо принят в Москве, где его показывали в новом помещении Культурного центра Украины. Всего два актера разыгрывают драматический сюжет о любви и измене, но делают это так, что зритель обо всем забывает и полностью вживается в сценическое действо, сочувствуя или осуждая героев, поддерживая или отрицая их поступки. Ощущения, испытанные во время спектакля, как рассказывают уже видевшие «Увертюру «До побачення» зрители, – целая смесь эмоций: восторг, радость, шок, очищение. «Такое редко можно увидеть на киевской сцене», – говорят знатоки.

ТЕАТР

Национальная опера 16 января приглашает киевскую публику и гостей столицы на премьеру – оперу Ж. Бизе «Кармен».

«Кармен», как известно, входит в золотой фонд оперного искусства, и за последнее время в Киеве к этому шедевру подступались дважды. Сначала Роман Кофман поставил «Кармен» в Оперной студии Национальной музыкальной академии имени Чайковского (киевской консерватории), а теперь москвич Николай Кузнецов, залуженный деятель искусств России, взялся за «Кармен» в Национальной опере. (Кстати, несколько ранее Кузнецов поставил в украинской опере спектакль «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, который оказался очень успешным.)

В постановке Национальной оперы, как и в студийном спектакле Кофмана, партию Кармен исполняет восходящая звезда украинской оперной сцены Анжела Швачка. Но, как и положено в столь масштабной постановке, Анжелу Швачку сменяет Татьяна Пименова, а партию Хозе исполняют Павел Приймак, Александр Востряков, Андрей Романенко.

Однако «Кармен» стала триумфом не только главной героини, но и скромной крестьяночки Микаэлы, влюбленной в Хозе. Обе Микаэлы (Ольга Нагорная и Лилия Гревцова) привлекают к себе не меньше (а иногда даже больше) внимания, чем эффектно смотрящаяся Кармен-Швачка. Так что скромная партия (даже не второго, а третьего плана) сфокусировала на себе внимание зрителей, и последующие показы спектакля превратятся, вероятно, в творческий поединок между Кармен и Микаэлой.

«Кармен» – постановка яркая и зрелищная, с эффектными костюмами и добротной режиссурой. Словом, если кто-либо, как Козьма Прутков, хотел быть испанцем, спектакль Национальной оперы поможет исполнить это желание и хотя бы на один вечер примериться к испанской жизни, с ее изменами и страстями.

КИНО

В цифровом качестве на DVD-диске в Украине вышел один из самых оригинальных триллеров в истории кино – «Игра».

«Игра», пожалуй, лучший представитель жанра «триллер» в современном кино. Сюжет таков, что, как говорит режиссер фильма Дэвид Финчер, «зритель не понимает: все происходящие – это художественный фильм с выдуманной ужасной сценой или реальность, которая может быть опасной». Кстати, исполнитель главной роли, М. Дуглас, говорит: «Игра» – это один из фильмов, о котором зритель знает не больше, чем я».

…Бизнесмену-миллионеру Николасу Ван Ортону родной брат дарит на день рождения приглашение поучаствовать в игре, от которой можно получить максимум удовольствия. Но игра становится навязчивой идеей, кошмаром, из которого Ортон уже не может выйти.

Запись фильма сделана в звуковой системе Dolby Digital 5.1. Перевод – в трех форматах: кроме оригинальной англоязычной версии, есть русскоязычный дублированный и закадровый. DVD-формат отличается также тем, что дополнен комментариями создателей и участников фильма (актеров Майкла Дугласа и Джеймса Ребхорна, режиссера Дэвида Финчера и продюсера Стива Гонина), фильмографиями актеров, трейлером (видеоролик к фильму) и роликом со съемочной площадки.

КИНО

На лицензионном видеорынке Украины появилась картина-номинант на премию «Оскар», судебная драма Рода Лурье «Претендент».

«Претендент» относится к одному из наиболее любимых в Америке киножанров – политическому триллеру с элементами драмы. Подобные ему фильмы – «Основные цвета», «Тринадцатый день», «Дж. Ф. К.» и т. д. – составляют гордость американского кино.

В новом фильме зрителю предлагают заглянуть за кулисы политической борьбы, увидеть все ее стороны. Но самым важным, по мнению режиссера фильма, является не то, как устроена машина предвыборных кампаний, а то, какие люди ею движут, с чем они приходят в политику, насколько они меняются под давлением обстоятельств, конкурентов или прессы. Лурье, как и многие американские режиссеры, еще и моралист. Сын всемирно известного мультипликатора Ренана Лурье, Род, как сказал один критик, «держит руку на пульсе страны».

…Три недели подряд место вице-президента США пустует. Конгресс требует, чтобы президент немедленно назначил преемника. Но основной претендент на это место неожиданно решает «сойти с дистанции». Президент выдвигает другого претендента, но председатель Комиссии, по утверждению вице-президента, не считает решение президента правильным. К тому же новый претендент ему просто не нравится. Чтобы «прокатить» претендента на слушаниях, необходим скандал. И его находят… Хеппи-энд в фильме весьма неожидан и достаточно оригинален.

КИНО

Драма «Кей-Пекс», возможный номинант на «Оскар», вышла в кинопрокат Украины.

Как только фильм «Кей-Пекс», экранизация одноименного романа 1995 года Джина Бауера, вышел в прокат США, эксперты стали критиковать его сюжет. Но при этом они же утверждали, что фильм – реальный претендент на премию Американской киноакадемии «Оскар». Так, по оценкам влиятельного американского Интернет-сайта Exhibitor Relations, картина «способна стать национальным фильмом №1». Кроме того, «Кей-Пекс» удалось собрать $50 млн. в американском прокате. В основном успех достигнут благодаря великолепному актерскому тандему Джефа Бриджеса («Король-рыбак») и Кевина Спейси («Красота по-американски»). Бриджес входит в список тех актеров, которые никогда плохо не играют, даже если роль второплановая, а фильм малобюджетный. Впрочем, в «Кей-Пекс» роль Бриджеса – одна из главных и позволяет актеру достичь полной реализации актерского потенциала.

А класс игры Спейси подтверждают уже два имеющихся в активе актера «Оскара». В «Кей-Пекс» он играет пациента психиатрической клиники. Он якобы инопланетянин, прилетевший с далекой планеты К-мир (перевод английского названия фильма: «К-Pax»). Психиатр все время пытается определить: сумасшедший его пациент или нет. В результате их постоянные беседы превращаются в некое интеллектуальное соревнование «врач-пациент».

Ближайшее сюжетное сравнение данного фильма – это смесь гениального «Полета над гнездом кукушки» и фантастического «Кокона». Американская же пресса сравнивает «Кей-Пекс» с «Человеком со звезды», в котором роль странного, пугающе непохожего на человека инопланетянина сыграл уже сам Бриджес. Странность Спейси, талантливо воплощенная им в фильме, по мнению самого актера, имеет и подтекст. Он говорит: «Иногда человек бывает непонятным нам, а мы называем его сумасшедшим. История моего героя кажется полным безумием, а психиатрия только разводит руками. Он – жертва, изгой, которого мир не приемлет из-за его непохожести на других людей.»

Зрителя, бесспорно, заинтересует не броский, но напряженный сценарий, написанный Чарльзом Ливиттом, и саундтрек к фильму, композитором которого выступил Эдвард Ширмар.

КНИГИ

Вышла книга Бориса Курицына «На полпути к вершине», посвященная блистательному режиссеру, легенде украинского и русского театра Леониду Варпаховскому.

Этот режиссер прожил жизнь не менее яркую, чем поставленные им спектакли. Поэтому книга театроведа и заведующего литературно-драматургической частью Театра русской драмы имени Леси Украинки Бориса Курицына имеет подзаголовок «Непридуманные истории из жизни Л. Варпаховского». Придумывать автору книги и в самом деле ничего не пришлось: факты говорят сами за себя.

Так, более 17 лет Варпаховский провел в сталинских лагерях. Режиссер не только выжил, но и создавал в совершенно нерасполагающей к творчеству обстановке прекрасные спектакли.

Наиболее яркой в этом отношении является история с постановкой оперы Верди «Травиата», во время которой Варпаховский встретился со своей будущей женой Идой Зискинд, исполнявшей партию Виолетты. Сын режиссера рассказывает: «По-видимому, постановка «Травиаты» стала возможной только потому, что отцу удалось заинтересовать ею всесильную тогда начальницу магаданских лагерей Гридасову, новую жену начальника Дальстроя Никишева. Скромный лейтенант милиции, она неожиданно сделалась первой дамой Колымы, и ей льстило, что в «ее» театре будут петь оперу… Когда отец сказал ей, что не представляет себе, где набрать хор, она его успокоила: «Не волнуйся, хором мы тебя обеспечим. На днях в лагерь привозят всю Эстонскую капеллу».

Книга Курицына – итог серьезной архивной работы. В ней использованы фотоматериалы архивов семьи Варпаховских, Ю. Ткаченко, К. Питоевой, И. Павловой и самого автора, а также архива-музея Театра русской драмы. На обложке – сцены из спектаклей Варпаховского «На дне» и «Моральность пани Дульской», а на форзаце – Театр русской драмы, в котором этот режиссер поставил многие свои шедевры. Предисловие к книге написал М. Резникович – художественный руководитель театра.

Выбор названия для книги автор объясняет так: «Незадолго до своей смерти Леонид Викторович начал репетиции пьесы Питера Устинова «На полпути к вершине». Судьбе было угодно поставить точку в его жизни именно на этом названии. Не знаю, насколько это кому-то покажется символичным, но это было время, когда Леонид Викторович действительно был на полпути к вершине. Своей, одному ему известной вершине». О творческих вершинах, которые Варпаховскому удалось покорить, а также о жизненных обстоятельствах, этому сопутствовавших, и рассказывает книга Курицына. Она вышла в издательстве «Альтерпресс».

Exit mobile version