Site icon Companion UA

В фокусе

настроения


Надежда на исключения из правил
Продолжение спада на рынке коммерческой недвижимости в этом году предрекает CB Richard Ellis. По словам управляющего партнера компании Сергея Сергиенко, уровень объема инвестиций в данный сегмент экономики приблизится к своему историческому минимуму. Заключение сделок на сумму более $50 млн. станет исключением из правил, поскольку доминирующими на рынке будут инвесторы, осуществляющие деятельность за счет собственного капитала. Что касается ситуации в различных сегментах коммерческой недвижимости, то хуже всего себя будут чувствовать офисная и торговая составляющие. Например, в офисной недвижимости сокращение спроса, активизация рынка субаренды и большое число вакантных площадей поспособствуют стремительному росту конкуренции на рынке. Это, в свою очередь, вынудит собственников площадей пойти на уступки относительно условий аренды, в результате чего на протяжении 2009 г. стоимость аренды одного кв. м в зданиях класса А составит не более $28-30, достигнув уровня 2004 г. Вероятное повышение арендных ставок состоится не раньше 2011 г.


Пессимистические настроения царят и на рынке торговых помещений. В противовес тенденциям последних лет, когда ритейлеры увеличивали занимаемые площади, в этом году размер запрашиваемых секций будет снижаться в зависимости от товарооборота оператора. Тот же товарооборот часто начнет выступать в качестве критерия для определения стоимости аренды по так называемой плавающей ставке. Результатом снижения спроса в данном сегменте рынка станет падение арендных ставок до 60% в регионах (а также в столичных центрах с неудачной концепцией) и до 40% в Киеве. Однако уже во втором полугодии текущего года возможна стабилизация с перспективой на оживление в 2010 г.


Менее всего снижение арендных ставок на протяжении нынешнего года будет наблюдаться в сегменте складской недвижимости – до 35%. По словам управляющего партнера CB Richard Ellis Радомира Цуркана, связано это с тем, что стоимость аренды в данном сегменте была «раздута» менее всего, а рост ставок прекратился еще до кризиса.


надежды


Дополнительная привычка
«Существенных изменений на отечественном рынке контента в этом году не предвидится», – считает Игорь Шрайбман, генеральный директор компании Джамп Украина, одного из ведущих контент-провайдеров рынка. Обосновывая такой взгляд на перспективу развития рынка, И. Шрайбман отмечает, что потребители даже в сложившихся экономических условиях вряд ли станут экономить на пользовании дополнительными сервисами.


Так, по данным компании, в прошлом году объем рынка составил около $180 млн., что больше показателя 2007 г. на 60%. Относительно тенденций, которые получат развитие в ближайшие несколько лет, то в основном все сведется к поиску новых технологий и услуг на основе уникального и эксклюзивного контента, чтобы предложить их в перспективе операторам связи. К тому же у украинского рынка контента пока еще сохранилась черта, уже не характерная для западного рынка, а именно разделение контента на сайты и sms, тогда как в других странах мобильный маркетинг уже полностью перешел на рельсы мобильного Интернета.


перспективы


Продажи «экомобилей» вырастут
До начала кризиса почти все мировые автопроизводители разрабатывали новые поколения традиционных гибридов и моделей с возможностью подзарядки батарей от обычной электросети. Так, ранее Renault, Nissan и Mitsubishi заявляли, что к 2010 г. они развернут широкомасштабное производство электрических автомобилей. Сейчас о новых инвестициях в эту сферу сообщают не многие, хотя перспективность данного направления не подвергается сомнениям. К примеру, в рамках национального плана восстановления экономики власти США направят на разработку электромобилей и создание сети зарядных и сервисных станций на своей территории $2,4 млрд. В 2009 г. инвестировать в производство экологически безвредных авто будет и Hyundai Motor Group, которая выделит для нужд производства и на проведение исследований $6 млрд.


Сейчас главной проблемой развития этого сегмента авто является их высокая себестоимость – далеко не все покупатели готовы переплачивать за «экологичность». Компания J.D.Power and Associates, опросившая в 2008 г. 45 тыс. человек, сообщила, что платить за новые технологии согласны всего 11% жителей США. Вместе с тем большинство из них интересуют не вопросы загрязнения окружающей среды, а экономии средств – проехать большее расстояние, потратив при этом меньшее количество топлива. Пока что потребительским запросам в большей мере отвечает Prius (Toyota). По данным CNNMoney, в Европе его приобретение окупалось через четыре года и два месяца, после чего авто ежегодно экономило владельцу $543. Гибриды других марок по всем параметрам существенно отставали от лидера.


Однако издание Bloomberg обещает, что скоро гибридные машины станут более доступными и экономичными. Сегодня автомобиль, оборудованный системой «электродвигатель – двигатель внутреннего сгорания», стоит на $6 тыс. дороже модели с обычным бензиновым двигателем. Но в ближайшее десятилетие разница снизится до $2 тыс. за счет усовершенствования технологий и роста объемов производства. Одновременно увеличится спрос, так как цены на бензин будут расти, а нормы токсичности становиться все жестче. Как только стоимость гибридных установок снизится до приемлемого уровня, продажи «экомобилей», по данным Bloomberg, повысятся в 16 раз по сравнению с нынешним уровнем, и к 2018 г. составят около 10 млн.


Цифры
на2% упали потребительские расходы жителей Франции в феврале текущего года. По данным национального статистического ведомства Insee, еще в январе этот показатель демонстрировал прирост на 1,7%.


9,1% акций автоконцерна Daimler за €1,95 млрд. приобретет инвестиционный фонд из Абу-Даби и станет его крупнейшим акционером.


На 29,6% выросла по итогам прошлого года чистая прибыль China Mobile – крупнейшего оператора сотовой связи в мире. За год компания заработала $16,5 млрд, а количество ее абонентов возросло на 23,8%, достигнув 457 млн. человек.


$2 тыс. будет стоить самый дешевый в мире автомобиль, выпуском которого опять обещает заняться индийская компания Tata Motors. Длина этого бюджетного авто предложения составляет 3,1 м, а вместимость – пять человек.


$750 млрд. или 1% от мирового ВВП потребуется для продвижения глобального проекта «зеленой экономики». Согласно данным из доклада программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), инвестиций требуют пять направлений: возобновляемые источники энергии, энергосберегающие технологии, экологически чистый транспорт, укрепление систем управления лесами, водными и земельными ресурсами, а также сельское хозяйство.


До 10 лет может потребоваться Германии на восстановление экономики после финансового кризиса. Согласно заявлению федерального канцлера страны Ангелы Меркель, после ликвидации кризиса вынужденная мера регулирования государством деятельности крупных компаний и их частичная национализация будет отменена.


На 34 млн. т


сократится в 2009 г. урожай зерновых в
евросоюзе. С точки зрения Европейского отраслевого объединения по торговле зерном Coceral, посевные площади в ЕС станут меньше на 2 млн. га, а средняя урожайность упадет до 4,9 т/га.


ожидания


Металлические перспективы
Прошлый год для металлургической и горнодобывающей отраслей был полон противоречивых явлений. Несмотря на то что предприятия этого сектора далеко не первыми ощутили на себе влияние кризиса, в IV квартале 2008 г., согласно отчету Эрнст Энд Янг, финансирование и проведение каких-либо сделок на этом рынке почти полностью остановилось.


В минувшем году стоимость сделок слияний и поглощений в данном секторе мировой экономики упала на 40% по сравнению с 2007 г. – до $127 млрд. В то же время их количество выросло на 2% (919 сделок в 2008 г. и 903 – в 2007-м), притом большинство из них пришлось на первое полугодие. Как и в предыдущие периоды, международных соглашений в данном секторе в прошлом году было заключено больше, чем локальных: $69 млрд. против $58 млрд.


Кратко- и среднесрочные перспективы процесса консолидации компаний на этом рынке Эрнст Энд Янг рисует достаточно сдержанно. Основная причина такого взгляда на развитие ситуации – проблемы с финансированием. Увеличение числа сделок ожидается разве что в узкоспециализированных сегментах. Также в ряду возможностей этого года аналитики компании выделяют перспективу увеличения количества сделок на сумму от $2 до 10 млрд.


изменения


Позитив в полпункта
В феврале нынешнего года наконец-то прекратилось падение Индекса потребительских настроений (далее ИПН) в Украине. Согласно данным исследования, проведенного GfK Ukraine совместно с Международным центром перспективных исследований, после пяти месяцев негативной динамики этот показатель вырос на 0,5 пункта по сравнению с январем минувшего года.


Оптимизм исследователей по поводу роста индекса на 0,5 пункта объясняется тем, что за предшествующие пять месяцев ИПН сократился почти вдвое. Так, если ранее его значение было на уровне 96, то в январе оно опустилось до 41,8. В феврале же этот показатель поднялся до значения 42,3. Хоть и незначительные, но все же позитивные перемены в потребительских настроениях украинцев исследователи поясняют некоторой стабилизацией валютного рынка и рынка труда. Основой роста обобщенного показателя стало улучшение экономических ожиданий жителей страны (на 1,9 пункта). Улучшились также ожидания потребителей относительно изменений своего личного материального положения – плюс 9,9 пункта к январскому значению. Все другие составляющие ИПН продемонстрировали в феврале негативную динамику. Так, на 1,6 пункта снизился показатель оценки украинцами своего текущего материального положения, достигнув, таким образом, рекордно низкого значения – 38,8 пункта. Еще один рекордный минимум продемонстрировал индекс краткосрочных ожиданий: упав на 2,8 пункта, показатель достиг 29,9.


Тенденции


Ценные примеры
«&»
: В чем главные риски понижения цен для украинских предприятий?


Евгений Кулинич, управляющий партнер консалтинговой компании АСТЕРС групп:
– Прежде всего риск в том, что компании могут недополучить прибыли. Однако в нынешних экономических условиях перед предприятиями стоит задача удержаться на рынке. Для этого они готовы работать в ноль или с минимальной прибылью. Помимо того, низкая цена на некоторые группы товаров может вызывать недоверие потребителей к данной продукции. Даже несмотря на то, что покупатели стали экономить, слишком низкие цены будут их скорее отпугивать, чем привлекать.


С моей точки зрения, снижение цен украинскими предприятиями как потребительского, так и промышленного сектора, – явление временное. Особенно, если сырье или комплектующие компаниями импортируются. На фоне колебания курса валюты снижение цен на конечную продукцию выглядит противоестественно. Если такая ценовая политика и имеет место, то вызвана она необходимостью компании в «живых» деньгах, либо потребностью распродать неликвидные товарные остатки. Можно, конечно, предположить, что таким образом она пытается увеличить свою долю рынка. Но в этом случае возникает подозрение, что, имея возможность сейчас снижать торговую наценку, ранее компания получала сверхприбыли.


Как промышленные предприятия, так и торговые вынуждены сегодня искать варианты оптимизации деятельности. Как правило, в первых рядах такого рода улучшениям подвергается ценовая политика компаний. По данным обзора отраслевых тенденций в России в 2009 г., проведенного Deloitte, в большинстве случаев пересмотр заканчивается повышением цен. В компании отмечают, что таким образом работает зависимость предприятий потребительского и промышленного секторов от экспортных поставок, а значит, и от колебаний валютного курса.


потенциал


Консолидация по необходимости
Большое количество сделок по слиянию и поглощению в этом году ожидает рынок СМИ. По данным международного отчета PricewaterhouseCoopers (PwC), к консолидации активов и их частичной продаже традиционные средства массовой информации подтолкнет сложная экономическая ситуация и одновременная нехватка финансирования. Актуальными в 2009 г. также будут обмен активами и совместное использование инфраструктур игроками данного рынка. Недостаток кредитных средств заставит банки принимать участие в сделках по слиянию и поглощению в этом секторе.


Среди результатов кризиса для СМИ исследователи выделяют ускорение их перехода на цифровые продукты, а также усиление конкуренции за лучшие активы. Но, несмотря на прогнозируемые сложности, в PwC отмечают, что рынок все равно останется одним из наиболее динамичных, в основном благодаря разгару цифровой онлайн-революции.


В прошлом году на рынке СМИ сделок по слиянию и поглощению было реализовано на сумму около €17 млрд., что на 66% меньше, чем в 2007 г. В то же время разница в количестве несколько меньше: в 2008 г. сделок было 135, тогда как в 2007-м – 178. Аналитики компании знаковыми среди них считают поглощение TeleAtlas компанией TomTom, сумма которого составила около €2,8 млрд. На общем фоне также выделилась покупка 35% акций оператора кабельного телевидения Numericable (Франция) американским фондом прямых инвестиций Carlyle у фонда частных инвестиций Cinven (Великобритания) за €1,7 млрд. Что касается рынков Центральной и Восточной Европы, то там ключевыми сделками стало приобретение Nova Televisia (Болгария) у Antenna Bulgaria телерадиовещательной группой Modern Times Group MTG (Швеция). Оценили эту сделку в €620 млн. Важными для рынка также были приобретение пакета канала «Студия 1+1» (Украина) корпорацией Central European Media Enterprises за €148 млн. и покупка независимой телевизионной компанией СТС Медиа телевизионной сети DTV Group (РФ) за €257 млн.

Exit mobile version