Site icon Companion UA

Пошли на запах

Sota Sinema Group и режиссер Сергей Лозница хотят снять такое кино, чтобы зритель его почувствовал на уровне обоняния.


Когда я был маленький, наша семья два раза в год отправлялась из Киева в Белоруссию – к родителям мамы. Отец всю ночь стоял в очереди в кассу, чтобы закомпостировать плацкарту, а мы с мамой, ожидая пересадки, с десяти вечера до четырех утра проводили время в комнате матери и ребенка. Впечатления очень сильные! Особенно запах. Что-то дезинфицирующее… Характерный, очень проникающий, все пробивающий запах. Если мне когда-нибудь удастся снять такое кино, чтобы зритель его почувствовал…».


Для режиссера Сергея Лозницы воспоминания из детства и советское прошлое – одни из главных источников, питающих его документальное кино. Фильм «Полустанок», снятый им в 2000 г. и получивший Лейпцигского «Серебряного голубя» и еще несколько престижных наград, состоит из статичных кадров со спящими на вокзале людьми. Дремлющие пассажиры «Полустанка» – воплощение тех самых детских воспоминаний. Герои других его картин – рабочие, рыбаки, деревенские провинциалы, душевнобольные, жители блокадного Ленинграда и карельской деревни. С 1996 г. до настоящего времени Лозница снял об их жизни 11 документальных лент, которые собрали на различных фестивалях более 60 наград. Некоторым критикам уже начинает изменять выдержка, и они называют его «классиком русского документального кино», не дождавшись почтенного возраста (сейчас режиссеру 44 года) и признаков заматерелости.


А начиналось все с того, что в 1990 и 1991 г. украинский кибернетик Лозница не поступил во ВГИК, после чего попросился вольнослушателем. Путь режиссера начался с желания получить гуманитарное образование («не что-то узкое, а такое ускользающе-разношерстное») в дополнение к уже имеющемуся математическому. Учеба Сергея Лозницы во ВГИКе пришлась на светлый период для российского кинематографа. С конца 1980-х до середины 1990-х Европа проявляла к нему большой интерес. Среди фильмов, получивших тогда признание, – документальная картина «Черный квадрат» Иосифа Пастернака и «Комиссар» Александра Аскольдова, который был снят в 1967 г. и стал невероятно знаменитым на Западе через 20 лет. «Тогда в документальном кино возникло новое направление, – рассказывает мастер. – Несколько режиссеров начали делать фильмы, лишенные закадрового комментария, что давало возможность зрителю самому вырабатывать отношение к тому, что он видит». Освобождение взрослеющего зрителя от лишних «нянь», стало одним из принципов, который Сергей взялся развивать в своем творчестве.


Первая идея снять игровой фильм пришла к нему еще в 2001 г. Однако подходящую возможность пришлось ждать несколько лет. Полтора года назад, когда Сергей был на фестивале во Флоренции, ему позвонили: «Здравствуйте, меня зовут Олег Кохан. Я смотрел ваши фильмы и хотел бы с вами работать». Лозница согласился, хотя игровое кино – река, в которую ему еще не доводилось входить. «Мы войдем туда как в болото, а дальше попытаемся там создать течение», – шутит режиссер в преддверии съемок.


Один из отцов будущей турбулентности, продюсер Олег Кохан, в течение последних лет стал известен благодаря продюсированию фильмов с участием Романа Балаяна, Киры Муратовой, Кшиштофа Занусси. Фильм новичка Лозницы – новый этап для компании Sota Cinema Group, и ее владельца. «Я не отношусь к категории обычных киноинвесторов. Для меня всегда важно иметь возможность совысказывания, – говорит Олег Кохан о своих мотивах. – В этом смысле работа с Лозницей мне безумно интересна». Бюджет картины, которая будет называться «Счастье мое», – €2 млн. Cо-продакшен делят между собой продюсерская компания Sota Cinema Group (Украина) и Ma.Ja.De. filmproduktion (Германия). В главной роли снялся Дмитрий Муляр, актер Театра на Таганке. Оператор картины – румын Олег Муту, работавший над картиной «Четыре месяца, три недели и два дня» и получивший в 2007 г. Золотую Пальмовую ветвь.


Итак, водитель-дальнобойщик Георгий, оставив дома неверную жену, отправляется в дальнее и трудное путешествие по российской провинции. Его грузовик медленно движется к цели, а сам он совершает погружение в мир страха, жестокости и предательства, трансформирующий его личность.

Exit mobile version